• Город
  • Портреты
Портреты

Художница Екатерина Самитина: «Для таких энтузиастов, как я, этот год подарил множество шансов»

Текст: ЕКАТЕРИНА МОКШАНКИНА

Фото: ЕГОР ЗАБАРОВСКИЙ

Визаж: РОЗАЛИЯ ЯКУПОВА, CURLY HAIR

Своеволие и независимость – ее постоянные спутники. Екатерина мечтала стать адвокатом, а теперь пишет картины и выставляется в зарубежных галереях. С 21 ноября по 5 декабря ее работа станет частью экспозиции в рамках Art Basel Fashion Week в Майами.

В детстве вы могли представить, что станете художником?

Я ходила в танцевальный кружок и художку, но мечтала стать адвокатом. Меня не очень интересовал сам интеллектуальный труд, грела идея зарабатывать деньги. В младшей школе мы писали послания самим себе, которые разворачивали на выпускном. В моей записке было: «Хочу заработать много-много денег, чтобы накупить себе шоколада и весь его съесть». Недостатка в сладостях у меня не было, было важно непременно самой обеспечить свои желания.

Вот и разрушен миф о голодных художниках-бессребрениках.

В целом жизнь художника овеяна мифами. Мои друзья смеются: «Не выкладывай так часто новые картины в Инстаграм, ты разрушаешь легенду, что их мучительно пишут месяцами в муках творчества и порывах вдохновения». А для меня это такой азарт, что я просто не могу остановиться, хотя первую картину выписывала три-четыре дня, подолгу изучала промежуточные результаты. У меня нет определенной техники, я просто пишу, как ляжет кисть. Больше всего меня вдохновляют женская красота и афротема. Мне очень нравятся образы африканок, которые повсюду носят своих детей в импровизированных слингах. Это отозвалось во мне, и я решила сделать акварельный этюд, а после увлеклась маслом.

Как вы вышли на широкого зрителя?

Дебют состоялся в Лондонской галерее: увидела их open call на выставку «Современное настроение» и наудачу отправила своих красивых африканок. Мне казалось, что зарубежные выставки – это недостижимо и можно даже не пытаться, но все же рискнула. Работу приняли, и у меня была всего одна неделя, чтобы решить все оргвопросы. В день открытия мне пришло письмо от куратора галереи, что мою картину кто-то выкупил. Это было настоящее счастье. А первая персональная выставка случилась спонтанно: в разговоре с маркетологом клиники «ИДК» узнала, что они хотят сменить экспозицию на втором этаже и ищут нового художника. Но для этого нужно было за короткое время подготовить 17 работ. У меня было тогда 5-7 готовых, которые я когда-то рисовала в подарок подружкам. Их не приняли: тут голое плечо, бокал вина – не та тематика. Но среди них был приглянувшийся руководству портрет младенца. И я решила: «Нужны малыши? Будут!» Хотя мне не дали окончательного ответа, я написала 20 портретов детей по фотографиям друзей и знакомых: не хотела брать стоковые фото, мне была важна живая связь с людьми. Я даже похудела, потому что не могла отвлечься, настолько меня это увлекло. И это не про конвейер, а про какой-то важный внутренний вызов. В итоге вся эта серия превратилась в экспозицию.

Что значит для вас мнение зрителей?

Я люблю работать «на сопротивление», не верю, что существуют универсальные рецепты для всех. Но мне был дорог комментарий практикующего педагога-художника о том, что у меня талантливо выписана светотень. Я самоучка, и такое признание от профессионала для меня было похвалой с большой буквы. С близкими по-другому: и одобрение, и критику я воспринимаю спокойнее. Муж шутил, что хочет купить мою первую картину акварелью и что эти инвестиции обязательно окупятся. А когда пошли выставки в галереях, немного опешил: не ожидал, что я могу выйти на такой уровень.

Вам важно, что ваши картины отбираются на выставки?

Мне важно в принципе двигаться вперед: конкурсы, выставки – лишь бы не топтаться на одном месте. И когда мне пишут из Лондона: «Ваша картина была гвоздем программы» – это, конечно, тоже безумно приятно. Востребованность для художника – это вопрос его личных шагов. Мне не зазорно брать частные заказы, хотя и больше нравится быть свободной и делать, как я хочу. С опытом я стала легче воспринимать правки от покупателей – сначала реагировала очень болезненно и готова была отказываться, после первой же просьбы что-то переделать. Этот год многие называют тяжелым испытанием, многие художники совершенно растерялись, а для таких одержимых идеей энтузиастов, как я, год подарил множество шансов. Я сейчас как никогда уверена в себе, и это ощущение самодостаточности мне дороже любых материальных благ. Мои картины – это и творчество, и мои личные деньги, которые я полностью вкладываю в свое развитие.

Если бы про вашу жизнь написали книгу, какой бы она была?

Точно нелинейной, со множеством сюжетных поворотов и перипетий. И обязательно в названии заложен какой-то динамичный код – наверное, что-то вроде «Движение к счастью».


По образованию Екатерина юрист, работала руководителем нескольких филиалов, ведущая деятельность – коммуникации и развитие партнерской сети. Любимая поговорка – «Под лежачий камень вода не течет».
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: