• Город
  • Портреты
Портреты

В поисках себя: как студенту-заочнику найти работу

Фото: Дмитрий Осинов/архив героя.

Фото: Дмитрий Осинов/архив героя.

Сегодня гостем рубрики «В поисках себя» стал Руслан Бударин. Он рассказал о всех сложностях и подводных камнях поиска работы, когда в твоем резюме указана страшная для работодателей фраза «Заочное обучение». Узнаем, что такое проблемное руководство и как не потерять клиентов.

Сейчас я заочно получаю первое высшее образования в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, поэтому с поиском работы вышли некоторые сложности. Если честно, с трудоустройством студентов все очень нелегко в нашей стране, хотя согласно законодательству все выглядит весьма и весьма радужно. Если ты работаешь и учишься при этом на заочном, то на время сессий работодатель обязан предоставить оплачиваемый учебный отпуск. Конечно, для этого нужно представить документы из вуза, подтверждающие, что ты был на сессии и продолжаешь обучение. Данный отпуск оплачивается исходя из среднего заработка за последний год, то есть по факту, когда ты уезжаешь на месяц в другой город учиться, тебе продолжают выплачивать полную зарплату.

Однако, не все так здорово, как смотрится со стороны и, к сожалению, именно это обязательство часто является причиной для отказа при приеме на работу. Я сам из Тольятти и к своим 24 годам успел поработать официантом, звукорежиссером, рабочим по комплексному обслуживанию здания и даже получить почти пятилетний стаж работы кладовщиком/продавцом/кассиром в магазине туристического снаряжения. Но в связи с некоторыми обстоятельствами, на протяжении почти двух месяцев в начале этого года искал работу в Москве. Сначала были наивные надежды на хорошую должность, высокую зарплату и оплату сессий.

Однако, оказалось, что абсолютное большинство компаний не готовы даже просто отпускать на учебу два раза в год, не говоря уже об оплате таких «отпусков». И это касалось как небольших фирм, так и довольно крупных сетей магазинов. Выяснилось, что часть из них являются некоммерческими организациями и не обязаны оплачивать сотрудникам учебный отпуск. В нескольких местах предлагали ездить на учебу за счет обычных отпусков, но только в одном магазине музыкальных инструментов при этом были готовы подстроить их под мои сессии. И вот, спустя несколько недель постоянного редактирования резюме, его рассылок, телефонных звонков и поездок на собеседования, мне предложили попробовать работу продавцом товаров ручной работы на «ярмарке» в торговых центрах.

Фото автора Obsahovka Obsahovka: Pexels

Фото автора Obsahovka Obsahovka: Pexels

В тот же день, после собеседования, я поехал на торговую точку, чтобы пообщаться с будущими коллегами и узнать подробности не от руководства. Вообще, всем советую так делать при возможности. Сотрудникам частенько запрещают рассказывать негативные подробности пришедшим на стажировку. А вот придя в роли покупателя и заведя с продавцом дружеский разговор, можно узнать реальные условия работы. Так, в ту поездку выяснилось, что фирма только недавно занялась именно этой деятельностью и все в целом неплохо, но фактическая зарплата в три раза меньше указанной и состоит из оклада за выход плюс трех процентов с продаж. На следующий день, уже на стажировке, пришлось столкнуться с целой серией проблем.

На первом этаже торгового центра были расположены два островка модулей с нашим товаром. Стояли они на расстоянии метров двадцати друг от друга, из-за довольно высокой проходимости, бегать между ними к каждому, кто останавливался посмотреть, было весьма затруднительно. Плюс при работе с клиентом на одном острове, другой оставался практически без присмотра, что сказывалось на качестве обслуживания. Сами же продажи оказались крайне низкими, а главное – бессмысленными для продавцов. За восемь часов активной работы на ногах и «зазывания» каждого проходящего мимо посетителя ТЦ, я продал целых две бумажные модели и одну кружку. Это примерно две с половиной тысячи, на проценте с которых я получил 75 рублей. Я осознал полную бесполезность активных продаж для меня с точки зрения зарплаты (часовая ставка была в пару раз выше, чем накапавшие за весь день проценты). Я написал руководителю сообщение с предложениями по улучшению условий и качества работы продавцов. В частности, речь шла про найм второго продавца на соседний остров, усреднение стоимости одинакового товара и переход с крайне неудобных касс на базу 1С, которую я был готов сам заполнить товаром и обучить работе с ней продавцов. В тот же день меня пригласили в основной офис и предложили работу товароведом с зарплатой, которая меня устраивала. Поначалу даже обещали оплачивать мне учебные отпуска. Конечно, я согласился.

Сначала все шло хорошо. Всем товарооборотом занималась гендиректор, и я должен был постепенно забирать на себя обязанности, с которыми разобрался. Мне это было интересно и получилось довольно быстро включиться в работу. Однако на второй неделе начались проблемы. Каждое утро начиналось с расстановки товара на витрине, скидываемых в рабочий чат фотографий и двух-трех часов перестановок, потому что «все не так как надо». Когда же у нас появилась ткань и на ночь витрины стали просто накрывать, история с фотографиями дошла до абсурда. Товар выкладывался, руководство подтверждало, что все хорошо смотрится. На ночь полку накрывали, а утром кидали точно такую же фотографию, как и вчера. Потом выслушивали, как некрасиво все стоит и нужно срочно переставить. Мы даже пару раз просто дублировали фото, реакция была той же.

Фото автора Naim Benjelloun: Pexels.

Фото автора Naim Benjelloun: Pexels.

С логистикой и логикой в компании были проблемы. В один из дней меня попросили перевезти пакеты на две торговые точки, расположенные в другом конце города. На резонное «закажите доставку транспортной компанией» мне ответили, что это слишком дорого. Мол, пакетов там немного и проще отвезти на такси. Во-первых, такси даже в одну сторону обошлось дороже. Во-вторых, «немного» пакетов – это пять мешков по 25 килограммов и еще половинка такого же. В-третьих, руководство не стало оформлять мне официальный пропуск, чтобы все это можно было занести в ТЦ днем. У нас были оформлены ночные, но на месте я оказался часам к двум дня. Пришлось таскать с парковки по одному мешку, обходя посты охраны.

Мартовская зарплата всем сотрудникам пришла в неполном объеме. Пришлось самому составлять таблицу расчета оплаты труда и две недели откровенно ругаться, чтобы доплатили все остальное. Руководство несколько раз пыталось поменять систему расчета, но у них так и не получилось подогнать все циферки и объяснить это коллективу. Переработки не оплачивались, а в дни, когда я выходил продавцом на двенадцать часов –товароведом я работал по восемь, – мне в расчет пытались ставить оплату как продавцу за восемь часов. Изначальные же расчеты объяснили заменой двух бухгалтеров, которые и остались якобы виноватыми. В итоге выплатили и остаток, но с приличной задержкой и неприятным осадком.

Когда началась пандемия COVID-19 и вышел указ с ограничениями на работу магазинов, нас на пару дней отправили по домам, а затем выгнали на работу торговать фигурным шоколадом. По мнению нашего руководства, шоколадки в виде цифры восемь, которые закупались к международному женскому дню, но не были распроданы, очень актуальны в начале апреля. Нужно сказать, что нам все же выделили по 500 рублей на месяц на покупку себе средств индивидуальной защиты и даже подняли процент с продаж до семи. 

Где-то за неделю мы резко переключились на продажу тканевых масок и антисептиков. К маскам у меня нет претензий – их отшивали вручную в других городах и переделывали специально под нас, чтобы они были удобные. А от антисептиков я долго отговаривал гендиректора. Из-за низких продаж нам слегка задерживали выплаты аванса, но зато закупили на приличную сумму антисептик. Ценовая политика при этом была выстроена так, чтобы продавать наборами. Но на все математические аргументы невыгодности выставленных цен, нам говорили, чтобы мы не лезли и так правильно.

Каждая продажа проводилась по кассе и потом дублировалась в рабочий чат. Но к середине апреля нас обязали описывать еще и причины отказа людей купить набор, например «маска + антисептик». Диалог с клиентом нужно было писать максимально точно и в полном объеме. На каждое такое описание уходило по несколько минут, из-за чего продажи падали, продавцы нервничали, а руководство не понимало причин недовольства.

По итогу, за последние две недели, которые я там работал, ушли двое продавцов. А в последующую неделю и все, кто устроился до меня. Новеньким урезали зарплату почти вдвое. Поняв, что компания с таким руководством просто обречена, я уволился.

 

Текст: Арина Савельева.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: