• Город
  • Портреты
Портреты

В чем его фишка: Алексей Морозов о «Золотой FiSHке Акватории» и развитии в Самаре

Одежда – собственность героя; очки Kreuzbergkinder (салон «Акуляр»).

Одежда – собственность героя; очки Kreuzbergkinder (салон «Акуляр»).

Историк в душе, физик и юрист по образованию, Алексей Морозов создал бренд «Золотая FiSHка Акватории», производящий продукцию из рыбы и морепродуктов уже больше семнадцати лет! Он покорил федеральную сеть продуктов для здорового питания «ВкусВилл» наличием собственной лаборатории, многоступенчатой системой проверки качества и гарантированно экологически безопасным результатом. Вот и в разгар пандемии компания, не сбавляя темпов работы, подготовила выпуск двух десятков новых полуфабрикатов ЗОЖ-серии. То ли еще будет.  

Текст: Катерина Гущина.

Фотограф и автор идеи: Артем Голяков.

Какое звучное и многосмысловое название у вашей компании – это вас привлекло в нем?  

Да, помимо буквального перевода, «Золотая фишка» в казино беспроигрышна, Золотая рыбка исполняет желания, «фишка» – это изюминка и человека, и проекта. Это прекрасный торговый знак, разработанный брендинговым агентством Fine Design – я до сих пор благодарен им за эту находку. И искренне считаю этот торговый знак одним из лучших на рыбном рынке в России.  

Какое звучное и многосмысловое название у вашей компании – это вас привлекло в нем?

Да, помимо буквального перевода, «Золотая фишка» в казино беспроигрышна, Золотая рыбка исполняет желания, «фишка» – это изюминка и человека, и проекта. Это прекрасный торговый знак, разработанный брендинговым агентством Fine Design – я до сих пор благодарен им за эту находку. И искренне считаю этот торговый знак одним из лучших на рыбном рынке в России.  

Когда и с чего начался ваш бизнес?  

Я уже достаточно взрослый человек, мне 45 лет. Я могу ретроспективно понять причины моего сегодняшнего положения. В молодости все моря были по колено, поэтому я сначала учился на истфаке СамГУ – очень хотелось «познать истину». Но шел 1992 год – исторические истины менялись на глазах. Затем я поступил на физический факультет в Ленинградский Университет: решил, что точные науки – это мое. Однако наука была в упадке – даже в alma mater преподаватели думали о бизнесе. И мне вдруг страстно захотелось практики: как говорится, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». И вот я уже студент-заочник юридического факультета СамГУ, параллельно работающий следователем: здесь я впервые понял, что разбрасываться тяжело, можно надорваться. Гороскоп опять же «нашептывал», что Близнецы достигнут любых высот, если не будут метаться из стороны в сторону, а сосредоточатся на одной цели. Необходимо было ее найти. В 90-е годы половина населения России желала быть предпринимателями, я был из этой половины, а чем заниматься – дело десятое. Возьмите списки «Форбс», там вы найдете представителей всех отраслей экономики. В итоге в силу разных обстоятельств я оказался в маленьком арендованном рыбном цехе в Самаре, но это был персональный бизнес.

Одежда – собственность героя; очки Kreuzbergkinder (салон «Акуляр»).

Одежда – собственность героя; очки Kreuzbergkinder (салон «Акуляр»).

Потом было смешно: сначала я решил, что теперь сам определяю время начала и окончания работы, при этом даже ходил в бассейн. Но в итоге не осталось времени ни на что: пришлось вникать во все мелочи, вставать в пять утра, быть технологом, грузчиком, экспедитором, торговым представителем. В общем, получилось, что бизнес определяет, сколько мне работать, и он потребовал меня полностью: от заката до рассвета. Несмотря на огромные усилия – провал, злость, клятвы не касаться рыбы никогда, через три месяца новая попытка. Был день, когда я решил, что закроюсь во второй раз: выручил друг, нашел нужные слова. И эта неделя стала первой прибыльной. Мы точно знали, что засолили первую рыбу с 24 на 25 декабря, в день памяти Спиридона Тримифунтского, который на данный момент считается покровителем русского союза предпринимателей и промышленников. Вот так они его монополизировали (улыбается). И для меня этот день стал хорошим знаком. Далее – беспрерывный рост до 2017-го года, и на сегодняшний день мы представлены в сетях Магнит, Метро, Ашан, Пятерочка, Перекресток и, наконец, ВкусВилл. Нашу продукцию можно встретить в магазинах по всей стране: от Сочи до Сыктывкара, от Санкт-Петербурга до Владивостока. Перепроверив себя на опыте Самары, мы обнаружили, что готовы закрыть рыбную полку любого магазина полностью. Были магазины, представлявшие только наш ассортимент. В 2008-2009 годах мы поставляли продукцию в Гамбург, и спустя двенадцать лет мы не против повторить попытку.

Что вами двигало? Азарт или личная собранность? В чем ваша персональная «фишка»?

Классический вариант – в труде. Мы начали с банального ассортимента – сельдь, скумбрия, мойва. Мой коллега настоятельно рекомендовал брать филе сельди, чтобы делать пресервы. Я получил первые 200 кг, засолил (кориандр, душистый перец и никаких созре- вателей!), купил баночки, обклеил этикетками, в числе прочего ассортимента отправил на «Бакалею» (рынок на пр. Мальцева). Обнаружилось, что ни соленая, ни копченая, ни вяленая рыба не продается, а пресервы разошлись. За месяц стало понятно: чтобы приобрести какую-то устойчивость, нужно сосредоточиться на востребованном. Только через год мы вернулись к копчению, вялению и прочим технологиям переработки. Так мы стали в кратчайшие сроки лучшими по сельди – до нас никто не рассматривал пресервы как основной продукт. Мы же отнеслись к ним деликатно, сделали дизайн. Спустя год мне на день рождения подарили точную копию моего продукта. Сам факт, что нас начали подделывать, очень взбодрил меня тогда.  

Вы лично участвуете в этом креативном процессе, в создании вариаций?  

Разумеется. Ни дня не проходит, чтобы мы один-два эксперимента не поставили. Сам удивляюсь воображению наших технологов. Собственно, дух предпринимательства – в инновациях, стремлении привнести свежую идею. Но самый верный судья – покупатель. Он оставит на рынке то, что ему близко.

Одежда, аксессуары – собственность героя.

Одежда, аксессуары – собственность героя.

Расскажите о вашем партнерстве с сетью «ВкусВилл», чье отношение к реализуемой продукции продиктовано перфекционизмом, а акции, связанные с заботой об экологической безопасности, стали примером для всей страны.

Печальная история заключается в том, что мы думаем о человеке, который не думает сам о себе и приобретает всюду продукт, не соответствующий нашим представлениям о качестве. «ВкусВилл» в этом смысле – отдушина. За высокий стандарт они позволяют нам цену, которая его поддерживает: даже десять рублей в этом смысле имеют огромное значение. И есть готовность делать что-то новое. Котлеты из щуки, горбуши, зразы из кальмаров, рыба натурального копчения, нерка со сроком хранения не более 15 суток. А ведь требования некоторых торговых точек по температуре хранения – +6 градусов, по сроку хранения – до полугода. При таких условиях сохранить полезные качества продукта просто невозможно. А мы смогли изготовить полуфабрикаты, где есть рыба (!), сливочное масло, нет сои, на молоке. Дома, для своей семьи, вы сделали бы так же. Если бы догадались о технологических секретах (улыбается).

Потому что «фишка» есть!

Мы готовы делать любые эксклюзивные продукты и предлагать королевские виды дикого лосося – нерку, кижуч, но их вообще никто не покупает. Все предпочитают форель и семгу, за ними очередь. Но в России добывается около четырех миллионов тонн дикой рыбы, в том числе, трески, камбалы, палтуса, кальмара, и именно ее стоит потреблять. Или – красная икра. Культовый продукт. Но как правильно ее употреблять? 99% икры, употребляемой ныне, малосоленая, не подвергавшаяся заморозке и, естественно, с консервантом. Как нам по секрету говорили на семинарах, ранее вообще применяли уротропин, использовавшийся для консервации трупов, в том числе, в Афганистане. Позже заменили на другой. Нужны такие вещества организму человека? Разве в них есть польза? «Но человек же не съест в таком объеме консервант, чтобы в раз нанести ощутимый ущерб здоровью», – оправдывает себя производитель. Сейчас за рубежом и в нашей стране предлагают икру, в минимальных объемах, замороженную в момент добычи – в ней нет консервантов, но и ее с трудом покупают. Хотя стоило бы. И столько в бизнесе компромиссов, что очень сложно найти чистый путь. Нужно хотя бы пытаться идти в этом направлении. В общем, если я внутренне не уверен в том, что я предлагаю, я не готов популяризировать этот продукт. Необходимо знать, что созреватели – это химические вещества. Вот голландцы, например, создавшие культовую сельдь «Матье», до полугода ждали ее созревания. Первой попыткой ускорить процесс были разработанные в Германии и получившие премию фермантативные созреватели – биологические бактерии. Позже подключилась химия – используется все, что разрушает рыбу, разрыхляя ее, доводя до паштетообразной. Добавляя воду, вес продукта можно увеличить в полтора раза. Есть мнение, что созреватели, попадая в организм, продолжают свое действие, становясь частью нашей микрофлоры. И что из этого созреет – большой вопрос (улыбается). Поэтому мы с самого начала предпочитали, чтобы рыба естественно созревала, сохраняя все свои органы. И только потом – разделка, обесшкуривание и технологическая обработка, которая и включает немецкие – наиболее безопасные – созреватели. Мы проводили эксперимент и результаты дегустации показали: 99% к 1% в пользу вкуса рыбы с вмешательством созревателя, усилителей вкуса. Весь продуктовый рынок, в любой отрасли, сейчас приучает потребителя к активным пищевым добавкам. Китайцы верно говорят о пятом вкусовом ощущении, наряду с горьким, соленым и сладким – умами (это, собственно, глютомат, возбуждающий нейроны). Он, проникая во все продукты, настолько привязал к себе покупателя, что без него сложно реализовать продукт.

Одежда, аксессуары – собственность героя.

Одежда, аксессуары – собственность героя.

Вы же против наркотиков?

Разумеется, но я – заложник сформировавшегося потребительского вкуса, и обойтись без него, с гордо поднятой головой, мы не можем. Но у вас выбор есть всегда – если хотите принести себе пользу, можно взять целую сельдь, посоленную целиком, и пройти весь путь до потребления самостоятельно. Это еще и прекрасный ритуал. Но на остальное у вас времени не останется (улыбается).

Обладая такими интересными познаниями, вы остаетесь непубличным человеком, до недавнего момента пользовались кнопочным телефоном. Вы не предпринимали попыток просвещать покупателей, коллег? Это вызвано тем, что вы хотите сохранить личное пространство, не отвлекаясь на лишнее?  

Мы владеем только временем – его я и получал в качестве вознаграждения. Это не значит, что мы были закрыты все время, мы постоянно в экспериментах по поиску новых вкусов. Информация остается доступной – просто вы сами выбираете время, когда готовы ею обладать. А в бизнесе, как таковом, для меня важны три составляющих: польза обществу, вдохновение моей команды и возможность направлять часть вырученных средств на благотворительность. А что касается сообщества в нашей индустрии, то его попросту нет – выступать не перед кем. Равно как и систематизированной защиты мелкого и среднего предпринимателя, что предопределяет недружественность среды. Мое первое серьезное высказывание на ваших страницах вызвано тем, что через две-три недели мы выпускаем около двадцати новых полуфабрикатов ЗОЖ-серии, без ГМО, с микро- и макроэлементами: пельмени из сазана, трески, сома, черные пельмени из нерки. Дома вы вряд ли будете перегружать себя созданием таких блюд. Самарский потребитель должен понимать, что наш высокий уровень подкреплен фактическими данными – мы единственные в рыбной индустрии, у кого есть лаборатория, одиннадцать человек работает в группе анализа (методика исследований заимствована у NASA). Мы даже моющие средства выбираем исходя из того, что в течение трех месяцев у бактерий происходит привыкание к компонентам вещества, и мы меняем их.  

Одежда – собственность героя; очки Givenchy (салон «Акуляр»).

Одежда – собственность героя; очки Givenchy (салон «Акуляр»).

Получается, вы рассчитываете на интеллектуального потребителя, способного не только оценить вкусовые качества производимой вашей компанией продукции, но и, будучи ответственным за свое здоровье, готовым исследовать вопрос влияния пищевых ингредиентов, и отдавать предпочтение безопасному и полезному продукту?

Да, поскольку помимо духовного здоровья это и есть самое ценное. Я мечтаю, чтобы таких потребителей было больше. Я сам – фанат здорового питания больше двадцати лет и ничего лишнего, с неизвестным мне составом, в мой рот не попадет. Вот только кофе в вашей редакции пью (улыбается). Мой любимый гуру в Тайланде говорит, что чем больше масштабируешь себя и свое дело и если хочешь быть на пике формы, без ЗОЖ соответствующую нагрузку в принципе не вытянуть. С таким подходом мы даже тесто для пельменей делаем из знаменитой шугуровской муки, стоимостью в разы выше обычной. Анатолий Иванович Шугуров пятьдесят лет занимается выращиванием пшеницы в Пензенской области, владеет безотвальной технологией. Его «фишкой» является создание физически полноценного зерна, мука из которого позволяет даже в домашних условиях делать макароны с такими вкусовыми показателями, которых ни одна другая, привычная не дает. Я сам ставлю домашние опыты: ни вареники, ни пельмени не слипаются, не прилипают к днищу. На личном примере хочу гарантированно утвердить, что человек, потребляя нашу продукцию, будет получать только пользу. Я не знаю коллег в России, кто так подходил бы к этому делу. В ближайшее время мы приобретем оборудование, чтобы самим фасовать специи для бульонов конкретно к каждой позиции ассортимента. К примеру, если бульон от пельменей из нерки не представляет для вас большого интереса, то, добавив в воду имеретинский шафран и немного сушеного базилика, вы получите изысканный вариант, обогатив не только цвет блюда, но и вкус. С нашей помощью можно воспитать в себе отношение к еде дегустационное, эстетическое, распознавая самые тонкие нюансы. Например, особенностью наших пельменей (из жереха, трески и других) является очень тонкое тесто, что требует медленной заморозки. А это очень трудоемкий процесс «на грани»: они могут потрескаться, чего допустить мы никак не можем. Мы доводим конечный результат до уровня высокой кухни, ресторана.

Одежда – собственность героя; очки Givenchy (салон «Акуляр»).

Одежда – собственность героя; очки Givenchy (салон «Акуляр»).

Остается время на семью?

Как говорится, «сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение – дописано, а любимая женщина – счастлива. Иначе не стоило и браться за то, что тебе не по силам» (улыбается). При этом вы стремитесь к большему объему производства, не боитесь? Если бояться, тогда сразу лучше все бросить. Когда каждый на своем месте попытается что-то сделать хорошо, результат все равно даст приумноженные изменения к лучшему. Кроме того, и это важнее технологий и инноваций, у нас – невероятная команда, большая часть которой не меняется пятнадцать лет. Наши отношения сродни внутрисемейным, и это самая высокая ценость и награда для меня. При этом их смело можно назвать акционерными: каждый участвует и во вложенных усилиях, и в сораз- мерной прибыли. Нам такой подход ближе и видится наиболее справедливым.

Не хотели бы уехать и развиваться вдали от привычных мест?

Не вижу никакого смысла, Самара удивительна. И я живу в самой красивой ее точке, с видом на Жигулевские ворота, не уступающим ни пейзажам Сахалина, ни другим местам силы страны. Если бы город сильнее финансировали, занялись развитием туризма, он дал бы фору другим центрам культурной жизни России. Идея пешеходной Самары с фестивалями и прогулками в историческом центре была очень хорошо принята горожанами. Жаль, она не реализовалась в режиме выходного дня после проведения мирового чемпионата по футболу.

Вы, несомненно, герой нашего времени. Сконцентрированный на том, что делает, бережно относящийся с такой любовью к деталям своего дела, к окружающей среде и своему потребителю, находящийся в постоянном поиске пути улучшить продукт, при этом не выставляющий свою персону впереди бренда и думающий о важных вопросах.

Спасибо. Времени-то остается все меньше – скоро ответ держать придется (улыбается).

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: