• Город
  • Город
Город

Как превратить территорию заброшенного завода в мини-город внутри мегаполиса? Отвечают Никита Петухов и Юлия Компаниец

Креативная команда превратила территорию заброшенного завода в мини-город внутри мегаполиса: со своим вайбом, видом на Волгу с крыши, собственным комьюнити и очередью арендаторов, которые мечтают стать его частью. Директор управляющей компании Никита Петухов и директор ивент-департамента Юлия Компаниец рассказали: как проходило это превращение и в чем секрет их волшебства.

Сколько времени прошло с момента, когда вы решили, что на месте бывшего Станкостроительного завода должен появиться креативный кластер «Станкозавод», до момента его – кластера – открытия?

Никита: Идея превратить Станкостроительный завод во что-то интересное, впервые появилась около 10 лет назад: у нас тут был офис и мы каждый день на эту тему размышляли, обсуждая разные варианты концепций развития этой территории.

Это как раз мой следующий вопрос: у «Станкозавода» были и альтернативные концепции развития?

Никита: Безусловно! Мы рассматривали разные варианты: от обычного «офисника» до масштабного коворкинга и крупного развлекательного центра. Даже вариант с торговым центром был. Но ни одна из этих идей не была детально просчитана и положена на бумагу – все оставалось на уровне каких-то набросков. И только в июле 2020 мы начали серьезные обсуждения с инвестором: с презентацией проекта, с просчитанной экономикой и философией развития.

Какие-то референсы у вас были, когда создавали свою концепцию? Подсматривали по стране?

Никита: Конечно! Мы, пожалуй, одна из немногих команд в России, которая с 2017 по 2018 просмотрела практически все креативные кластеры в стране. Разве что до «Квартала Труда» в Якутии не доехали. Больше всего нам понравились питерские и московские кластеры: «Бертгольд центр» и «Севкабель» на берегах Невы и столичные «Хлебзавод», «Суперметалл» и «Флакон». «Флакон» - это, вообще наш любимый. Мы с него начинали и у нас с ними даже было соглашение о сотрудничестве.

В процессе изучения кластеров, у вас получилось понять, к какому из городов Самара ближе: к Москве или к Санкт-Петербургу?

Юлия: Мне кажется, для того, чтобы ответить на этот вопрос даже кластеры изучать не нужно: Москва слишком быстрая для носителей гена волжского гедонизма. И слишком стремительная для тех, кто привык к неспешному течению Волги. Мне кажется, Самаре близок Санкт-Петербуг с его атмосферой и нежеланием куда-то спешить.

Никита: По вайбу и по атмосфере, наш город, конечно, ближе к Питеру. А вот фишек и решений мы больше взяли от московских кластеров. Потому что Москва более продвинута: там очень продуманные, конкретные и четкие модели. Их легче копировать. В Санкт-Петербурге все больше построено на атмосфере и настроении.

«Станкозавод» - это же не первый кластер, который вы открыли в Самаре. Помог вам опыт, полученный в процессе работы с «Есениным» и «Артистом»?

Никита: Да, получилось так, что перед «Станкозаводом» мы «потренировались на кошках»: две были совсем котята – это «8 студий» и «Есенин», а вот «Артист» уже был первым большим объектом, на котором мы обкатали много гипотез. Так что на «Станкозавод» мы заходили уже опытными кластермейкерами, которые готовы ко всему.

Как развивалась команда «Станкозавода»?

Никита: У нас по сути две команды: коллектив консалтинговой компании REC, который не менялся с 2010 года, и команда «Станкозавода», которая состоит из трех человек из RECа, архитектора, директора по строительству и пяти человек ивент-департамента, отвечающего за все мероприятия. Решение собрать собственный ивент-департамент было стратегическим: мы решили, что будем вкладываться в мероприятия, а не в маркетинг. Тем более, что бюджета на маркетинг особо-то и не было. Можно сказать, что это решение мы подсмотрели у московских кластеров, которые очень серьезно относятся к ивентам, которые дают им много охватов и обратной связи. К тому же мы хотели, чтобы наш креативный кластер стал трендсеттером в городской ивент-индустрии, а эту задачу не получилось бы решить без собственного ивент-департамента.

У вас получилось решить эту задачу?

Юлия: А разве кто-то хочет поспорить на эту тему? Мы уже успели приучить всех, к тому, что «Станкозавод» - один из главных центров культурной жизни города. Модные показы, хакатоны, выставки современного искусства, Ночи музеев и городские фестивали – нашу афишу можно эталоном креатива и разнообразия. А ради концертов на нашей крыше люди приезжают из других городов.

Какое из событий больше всего запомнилось тебе, как директору ивент-департамента?

Юлия: Если говорить о моем персональном ТОП-3, я бы назвала «Весенний маркет» , заходы «Продленки» и фэшн-шоу «Красный шум». У каждого из этих событий своя харизма и особенности, поэтому каждое из них требовало индивидуального подхода к организации. Это своего рода вызов, с которыми мне, как ивент-специалисту, всегда интересно сталкиваться.

 

Какие критерии успешности проекта вы считаете ключевыми?

Никита: В первую очередь, это экономика. «Станкозавод» - это рабочая бизнес-модель с конкретными планами и цифрами. Второй критерий – это посещаемость. Тут речь идет о посетителях «Станкозавода», как пространства и гостей мероприятий, которые проходят на территории кластера. Третий критерий – это отклик арендаторов, резидентов и гостей. Для нас важно слышать, что резиденты не хотят уходить и стремятся расширяться. И примеры таких расширений у нас уже есть. Важно получать обратную связь от гостей. Один из самых приятных комментариев я видел после открытия крыши: «Благодаря «Станкозаводу», мы решили не уезжать из города».

Как считаете, в чем уникальность «Станкозавода» для арендаторов?

Никита: Кроме разнообразия форматов помещений, выбора площадей и современного технического оснащения кластера, самым важным преимуществом кластера можно назвать тот факт, что арендаторы понимают: они покупают не квадратные метры, а атмосферу и сервисы. Здесь сформировалось очень теплое творческое комьюнити, которое мы стараемся поддерживать и помогать его развитию.

Юлия: Мне кажется, здесь даже воздух другой, поэтому люди, попадая на территорию «Станкозавода» становятся добрее друг к другу.

Вы сейчас находитесь в том положении, когда можете выбирать арендаторов: есть у вас какие-то критерии выбора?

Никита: А мы с самого начала находились в таком положении! И да, у нас есть критерии отбора и они никак не связаны с финансовой стороной вопроса. Мы выбираем не того, кто больше заплатит, а того, кто вписывается в наши ценности и принимает нашу философию. То есть, если человек уже на переговорах начинает говорить о том, что собирается «зашить» помещение в гипсокартон и армстронг, мы не договоримся, потому что для нас важно сохранить атмосферу и энергетику пространства.

Как вы планируете развивать кластер? Есть ли какие-то уже наметки и планы?

Никита: Конечно, есть: у нас осталось еще два с половиной, так скажем, неоткрытых пространства. Во-первых, это «Цех», из которого мы планируем сделать большое общественное пространство, в котором будет работать амфитеатр для проведения мероприятий и поп-арты. Мы хотим собрать здесь все локальные - «Без повода», Volga Mama, Buntarka - самарские бренды, чтобы можно было покупать сувенирку и мерч в одном месте. Такого «собрания» в городе пока нет, если не считать ярмарку около речного вокзала и магазин «СамБук». Но даже там можно купить только сувениры, а мы хотим креативно-торгово-сувенирный центр, где будет продаваться все: от значков до сыра и шоколада. А во втором пространстве скоро откроется концертно-развлекательная ночная площадка. И есть еще планы по развитию культурно-социального центра в стиле казанской «Смены», в которой проходят выставки, лекции и мастер-классы.

Сколько времени вы проводите на «Станокозаводе»?

Никита: Мы тут работаем, поэтому это тот самый случай, когда можно говорить, что весь день я провожу на работе.

А какая локация на «Станкозаводе» любимая?

Юлия: Для меня это крыша. С огромным отрывом. Мне кажется, каждый, кто хоть раз встречал закат на нашей крыше, никогда этого не забудет.

Никита: А моя любимая локация – двор: мне очень нравится сидеть здесь по вечерам и наблюдать, как к нам приходят люди. Для нас важно было превратить «Станкозавод» в общественное пространство, чтобы он воспринимался именно таким. Мне нравится смотреть, как резиденты «пользуются» друг другом: обмениваются услугами и придумывают какие-то коллаборации. Нравится смотреть, как «Станкозавод» постепенно превращается в небольшой город в городе. И это отлично видно, когда сидишь во дворе.

Фото: Дарья Мищенко

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП50 2024 СМР
Материал из номера:
Смр.Собака.ru – ТОП 50
Люди:
Никита Петухов, Юлия Компаниец

Комментарии (0)

Купить журнал: