• Красота
  • Красота
Красота

Вырастите мне зубы

Текст: Катерина Гущина

Фото: Снежана Фадеева

Стоматологической клинике «Дент-Арт», из года в год получающей статус «Центр клинического мастерства» от Nobel Biocare, исполнилось 23 года. Нас уже давно заинтересовало, какие новинки есть в арсенале одного из ведущих игроков на «зубном поле», вытеснит ли робот человека и существует ли все же зубная фея? Обо всем этом и не только поговорили с руководителем клиники Ириной Ларионовой.

С детства поход к стоматологу был одной из главных «страшилок». Почему сейчас мы не можем так говорить? Или можем?

Для меня, однозначно нет. (улыбается) В первую очередь, изменились доктора. Например, те, кто работает с детьми, безумно их любят, а общение между врачом и пациентом начинается задолго до дверей кабинета. Поход к стоматологу воспринимается с любопытством – это позволяет ребенку коммуницировать с ним без страха. Во-вторых, конечно, изменились технологии, оборудование, отношение. Надо отметить, что все чаще родители приводят детей в частные клиники – как правило, это мотивированные родители, стало меньше случаев обращения к врачу как крайней меры, когда визит сопровождается острой болью. Родители обращаются с рождения малыша и ведут его до зрелого возраста – таким образом, страха нет и у родителей за детей: почва уже подготовлена. Если мы говорим о взрослых, то здесь еще сказывается школа прошлого.

Мужчины?

Да, больше боятся мужчины. (улыбается) Из моего опыта вспоминаю два-три случая, когда доходило до обморока еще до какого-либо вмешательства. Но это решаемо.

Одна из особенностей вашей клиники – от вас не уходят! Наблюдается абсолютная преемственность поколений клиентов. Как вы находите общий язык с молодежью?

Существуют различные новинки, которые тщательно молодыми людьми отслеживаются. Больше, по-прежнему, обращаются девушки: они следят за развитием технологий в области отбеливания зубов, профессиональной гигиены. Мы располагаем уникальным даже с точки зрения критериев мировой практики оборудованием, что, безусловно, привлекает потенциальных клиентов. Кроме того, у нас есть ряд эксклюзивных услуг. И не нужно сбрасывать со счетов, что доктора – преимущественно молодые, команда – на позитиве, в настроении. Это создает ощущение некого равенства, общего языка.

Далеко не каждого можно сделать врачом. Стоматолог – это призвание.

Подскажите, в чем разница между седацией и наркозом?

Наркоз отключает человека полностью, седация – ввод в медикаментозный сон: пациент остается в сознании, но реакции снижаются. Однако мы не используем ни то, ни другое, и добиваемся результата иным способом. Наши инструменты – беседа и местная анестезия.

Высший пилотаж. То есть боль проистекает из проблем психологического характера?

Так и есть, на сегодняшний день боли нет. Детки, как правило, боятся уколов и не разрешают делать анестезию. Это как раз тот момент, когда на первый план выходит доверие. Иногда доктор может потратить два приема только на установление контакта с ребенком.

Фактически ваши врачи – психологи.

Конечно. При этом, помимо человеческих качеств, предполагается постоянное самосовершенствование и обучение. К позиции детского врача в целом нужно готовиться особым образом – есть своя специфика, которую мы, безусловно, учитываем.

Удалось ли вам создать такую компанию, про которую можно сказать, что каждая ее единица – врач? И администратор, и ассистент. Они же во многом определяют вектор движения пациента в клинике.

Да, совершенно однозначно. Мы – команда, где каждый – личность. Когда приходят новые люди, им есть на что равняться. Опоры незыблемы, но каждый может привнести улучшения.

Только врач, не робот, может определить, что пойдет человеку и как приблизить его зубы к естественности, чтобы они не выглядели инородным фрагментом.

Деятельность клиники приближается к 25-тилетию. Что позволяет вам держаться в числе первых? «Человеческое» лицо компании или «гонка вооружений»?

Только в комплексе: каким бы замечательным ни был доктор, но, не обладая современными знаниями и не имея под рукой высокотехнологичного оборудования, он не сможет быть конкурентным на рынке. При этом каждый доктор «подтягивается» до нового оборудования, а иногда необходимо докупать оборудование под доктора, приехавшего с учебы. Конечно, постоянная модернизация имеет колоссальное значение. К примеру, у нас есть швейцарский аппарат по профгигиене (их в мире не так много) – новейшая методика для тех, кто следит за зубами. Абсолютно комфортная гигиена, которая способна не только подарить приятные ощущения и сделать зубы идеально чистыми, но и предотвратить проблемы в будущем. В европейских странах (особенно, в скандинавских), где профгигиена возведена на государственный уровень и оплачивается по ОМС, такие заболевания, как кариес или гингивит по статистике не превышают 0,4%. Важно все! Даже некоторые врачи не знают, как правильно чистить зубы, не говоря уже о пациентах. У нас низкая грамотность в этом сегменте, школа профилактики потеряна.

Можно сказать, что четверть века назад это были совершенно другие доктора?

Можно и нужно! При этом у нас есть доктора, которые с момента основания верны клинике и растут вместе с ней. Я, к примеру, работаю с 1999-го года, есть специалисты, которые начинали как ассистенты в 1998-м году, и сейчас занимают положение ведущих специалистов клиники. Но это предполагает выход на другой уровень в режиме «нон-стоп».

Каково соотношение бизнеса и стремления создать комфортную среду в «Дент-Арт»? На последнем можно сэкономить, сосредоточившись только на технологичности процесса, но мы наблюдаем обратное.

Для меня всегда самым приоритетным было и есть – сохранить «душу» компании. Она должна чувствоваться в коллективе, в пространстве. Мы стараемся этот баланс выдерживать, не быть «пластиковыми», «закатанными» в бетон, стекло и цифру. (улыбается) Как бы ни была притягательна цифра, когда техник приложит свою руку, мы получим уникальный результат. Это можно сравнить с картиной, распечатанной на принтере, и рукотворным, «живым» холстом. Это разные ценности.

Мы располагаем уникальным даже с точки зрения критериев мировой практики оборудованием.

Вам не страшно оставаться в этой системе координат? К вопросу о том, что диджитализация стоматологии неизбежна. 3D – принтеры, цифровые оттиски, виртуальное пространство. Насколько это ближайшая перспектива? 

Мы все движемся к цифре, это неизбежно. На последней выставке в Кельне был представлен аппарат i-Guide, куда загружаются данные КЛКТ, после чего он показывает на экране точку, куда нужно поставить имплант. И это действительно классно. Когда я замечаю, сколько врачебных ошибок допускается в принципе, встаю на сторону робота. (улыбается) С другой стороны, как игнорировать присущее врачу чувство вкуса, чувство художественности, его персональную наполненность? Именно от последнего зависит, насколько исключительными будут наши улыбки. Работа – почерк: я иногда по заказчику могу понять, кто исполнял работу. Именно поэтому, в артистическом плане, робот человека не заменит. Хотя все меняется с такой стремительной скоростью в нашей отрасли, что ставить какие-то окончательные прогнозы невозможно. Искусственный интеллект проявит себя: слишком немалые усилия и средства вкладываются в него. Но очень хочется верить, что рука творца останется ведущей.

Тогда спрошу, какова она стоматология ближайшего будущего? К применению каких новейших технологий сфера уже готова в Самаре?

Явного прорыва не ожидается, но применение цифровых фрезеров, сканеров, расшифровка КТ с помощью искусственного интеллекта (Diagnocat) – уже реальность. Три года назад я была на учебе в Италии у одного из техников мирового масштаба, который также преподает реставрационные курсы. Он поделился, что пожалел о приобретении одного из аппаратов, поскольку считает, что еще не придумали того, что он считает безупречным. Программы создают все же люди, и момент субъективного восприятия и отношения не исключается. И только врач, не робот, может определить, что пойдет человеку, как приблизить его зубы к естественности, чтобы они не выглядели инородным фрагментом. Поэтому и важна культурная база специалиста, его насмотренность: он должен и кино смотреть, и на выставки ходить. Даже в стоматологии – это основа основ.

Насколько легко сейчас удается совмещать эстетику и практичность?

Удается, но сначала мы исследуем человека относительно показаний по линии ортодонтии. Последовательность действий обязательна, и она включает предподготовку. Мы не возьмемся за эстетику, если есть проблема.

Улыбка настолько важна в наше время – ее не хватает. Каков самый короткий срок в вашей практике, потребовавшийся для изготовления новой улыбки?

Если не учитывать показаний, то можно сделать и за два-три дня, но обычный срок составляет две-три недели. На сегодняшний день – это реально. Только записаться нужно заблаговременно. Как правило, доктора работают «в связке», и необходимо учитывать сразу несколько расписаний. К ведущим специалистам попасть можно далеко не сразу.

Поход к стоматологу воспринимается с любопытством – это позволяет ребенку коммуницировать с ним без страха.

То есть идти со всеми проблемами к одному врачу – в корне неверный подход? 

Узкопрофильным специалистам – особый почет, при всем моем уважении к general экспертам. Первый сделает грамотнее, качественнее свою работу. Я против того, чтобы «распыляться». Докторов общей специализации, способных сделать все скрупулезно – единицы, и стоимость их высока.

Предусматривает ли современная стоматология общее состояние человека? Проблемы с мигренями, позвоночником, головой?

Наличие связи этих осложнений с зубами – доказанный факт. Мое отношение к этому вопросу предполагает наличие компенсированных и декомпенсированных форм. Как правило, у большинства людей организм способен сам отрегулировать эту проблему. А некоторым пациентам завышение зуба в миллиметр, отсутствие одного зуба или нарушение прикуса способно нанести серьезный ущерб: от болей в спине до хромоты. В подобных случаях требуется комплексное лечение, включающее обращение к специалистам других профилей. В нашей клинике один доктор уже стал заниматься височно-нижнечелюстным суставом: стираемость зубов, характерные щелчки дают нам понять о необходимости начинать работу с него.

Как научить врача двигаться в одном ритме с пациентом, чтобы минимизировать его стресс?

Сама удивляюсь, как нам удается ввести человека в состояние медитации – сужу по откликам пациентов. (улыбается) Немаловажно подобрать каждому пациенту своего врача, чтобы войти в этот, как вы выражаетесь, ритм.

Насколько в таком случае опасно для врача быть эмоциональным? Может ли она сказаться на точности? Не лучше выбирать хладнокровных?

Начнем с того, что помимо опыта, стоматолог – это призвание. Далеко не каждого можно сделать врачом. Доктор должен любить людей, быть великодушным и щедрым, эмоции не исключаются. Врачи – сострадальцы по сути. Однако психологические ощущения не берут верх над четкостью исполнения работы настоящим специалистом, поскольку они «шлифуются» профессионализмом. Такая формула.

Каким бы замечательным ни был доктор, но, не обладая современными знаниями и не имея под рукой высокотехнологичного оборудования, он не сможет быть конкурентным на рынке.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: