• Что где есть
  • Тенденции
Тенденции

Гастротуризм в городе-курорте – из уст Евгения Реймера

Текст: Катерина Гущина.

Фото: архив героя.

Амбассадор Milimon Family Company, крупнейший ресторатор Самары, человек, глубоко погруженный в свое дело и место, где он это дело реализует, рассказал нам об истоках, открытых им в силу пытливости ума и непреодолимого желания знать историю своего города.

Нам очень импонирует ваш подход в выборе локаций для ваших заведений, предваряя его глубоким исследованием исторической, культурной ценности для города. Расскажите, это случайность? Когда-то началось, и уже не остановиться? Или осмысленный процесс?

Впервые наткнулись мы на эту историю, начав развивать улицу Куйбышева. Исторический подтекст важен во всем – это и есть основание, колорит, тот культурный слой, который притягивает людей познакомиться с пространством. И когда я понимаю, что на этой улице, в этом конкретном доме была какая-то значимая история, то легко визуализирую и воссоздаю полную картину. Меня не может не захватывать, когда я вижу на черно-белых фотографиях улицу Дворянскую – нынешнюю улицу Куйбышева – с ее электростолбами посередине проспекта, шрифтами на вывесках, формой одежды на горожанах. В купеческие времена было много заимствований из Франции – она являлась законодателем моды. Однако, история предпринимательства Самарской области уже в тот момент была раскрыта: в свое время при переселении немцев, при Екатерине Второй, были созданы особые налоговые условия, чтобы они построили свои предприятия. Так, у нас есть завод Альфреда Фон Вакано, который купил его у купца Субботина, доработал сделал лидером области. Так называемый «пряничный домик» - усадьба Клодта - где расположена детская картинная галерея, имеющая несколько этажей под землей, содержал зернохранилища. Преимущественно в Самаре купцы занимались мукой – делалась она из пшеницы «белотурка» - по причине высокого плодородия земли в области. Соответственно, именно у нас была хлебная биржа, которая входила в тройку самых крупных в мире, а Самару называли Новым Орлеаном. И печенье, подаваемое на завтрак Королеве Виктории, изготовлялось из самарской муки. Все эти детали «затерлись» в истории, но, если их поднять, сами люди иначе посмотрят на свой город. Так что, земля у нас обетованная, с очень богатой историей.

Одна Самарская Лука чего стоит.

Да, на ее территории при Иване Грозном орудовал Ермак, позже, при Екатерине – Стенька Разин. Такие легендарные персонажи! Гора Стрельная до сих пор известна как гора, где Разин высматривал суда купцов, которые его грабили. До сих пор не найдено место, где он спрятал свои сокровища – несметные богатства – их ищут кладоискатели, приезжающие со всей страны.

Видимо, поэтому Агентство стратегических развитий включило Самарскую Луку в перечень особо ценных рекреационных зон? Вы планируете подключиться со своими проектами в эту туристическую зону?

Я исследовал там все, что доступно и недоступно, потому как мне важно знать, где я живу: эту локацию знаю очень подробно – ездил и на квадроцикле, и на катере, и пешком обошел. Место – невероятно крутое, но туда нужно вкладывать.  Если туда придет инфраструктура, мы, безусловно, о себе заявим. Когда я начал встречать гостей, партнеров с других городов, я постепенно начал погружаться глубже в исторические детали. А началось все с кафе «Бенджамин»: узнали, что там был дом стоматолога, лечившего в свое время Владимира Ильича. Советская история стерла эти подробности, но мы, имея на руках охранное свидетельство, озадачились деталями. Также, мы обнаружили, что на месте гостиницы «Жигули» был «Гранд-отель», принадлежавший братьям Ивану и Григорию Ивановым. Последние были самыми прославленными рестораторами Самары: первые «сетевики», которые на каждой железнодорожной станции (тогда еще - Оренбургской) сделали «рюмочные». Их истории я посвятил много времени – изучал архивы (они достаточно скрытные были ребята). Один из братьев стал наведываться во Францию, перенимать опыт и привозить идеи, а второй реализовывал их на местах. Знамениты они еще и тем, что «гуляли» всех приезжих господ. Таким образом, и упомянутая гостиница считалась самой лучшей, находящейся в самом центре. У них был первый кабриолет в городе, одевали Ивановы полицмейстеров – такой вид меценатства, а последние, в свою очередь, отдавали им честь.

Какая пикантная подробность и элегантный «заход».

Да, а на улице Самарской еще располагался ресторан-шантан «Аквариум», также принадлежавший им. А купчики, вкушая отменные блюда, поглядывали на гурий. На текущий момент его реставрируют под театр кукол.

Как вы считаете, не хватает Самаре такого рода заведений, без пошлости последних десятилетий? Ведь все можно сделать красиво и благородно.

Послушайте, шоу и зрелищ никто не отменял. В настоящее время тенденция сместилась в танцевальную культуру. Но история кабаре – это классика, и она будет интересна всегда. И мы ее в современном прочтении реализуем в кафе «Бутлеггер». А Ивановы еще дальше пошли: за сценой были комнаты для уединений.

Это все объясняет.

Но, возвращаясь к преимуществам Самары. У нас был очень важный транспортный узел.

И красивые женщины.

Что тоже произошло из-за ассимиляции: немцы, татары, русские. Вспомним и легенду, что Екатерина, будучи ревнивицей, отправляла всех придворных особ сюда. Но добавлю про братьев Ивановых: в 1907 году, закрыв «Гранд-отель» с их лучшим рестораном на реконструкцию, они перевезли его на Куйбышева, 103, где и находится «Бенджамин». Когда мы узнали, что спустя век, какое место выбрали мы, меня это взбудоражило. Также было и с заведением «Ваще огонь» - дом, с не менее интересной историей, принадлежавший купцу первой гильдии Шабаеву. Именно он открыл самый первый трактир в городе. А на месте нашего ресторана был его доходный дом: первые выборы губернатора происходили в этом доме. То есть управление Самарской областью организовалось именно там (улыбается). В течение дальнейших тридцати лет в этом месте, на втором этаже, находилась квартира и канцелярия губернатора. Узнав обо всех исторически значимых обстоятельствах, нам захотелось найти какие-то антикварные вещи. И нам очень повезло – мы нашли пианино 1818 года. И на металлической табличке было выгравировано название производителя, который относит нас к магазину, расположенному на углу Некрасовской и Куйбышева и принадлежавшему Чулкову. Тому, кто изобрел русский баян и организовал единственный концерт Шаляпина в Самаре. Именно наше пианино было продано в его магазине, и он к нему явно прикасался. В нашем заведении на нем играет уникальный пианист, исполняющий рок. Это заведение – итальянское кафе «Робби»: оно находится в здании первой публичной библиотеки Самары, которая когда-то поднимала культуру в городе. Так, на стыке истории и современного мира мы открыли площадку, которая предлагает новые гастрокультуры. По факту, все итальянские рестораны в России – так или иначе траттории, со схожими концепциями. Мы же сделали экспрессивное заведение, по духу ближе динамичному Милану. Поэтому в «Робби» постоянно играет диджей, большой контактный бар, бесконечная коктейльная карта, пицца-печь в виде головы Геракла. Философия «Робби» - в том, что мы все живем мечтами и будущим, а жизнь складывается из маленьких настоящих моментов счастья. Там - так (улыбается.). Мы называем свои заведения «порталами», где человек должен отключиться от будничного и получить наслаждение. Я иногда шучу, что у нас – туристическое агентство, где гости путешествуют без визы и паспортов. Продолжая эту мысль, скажу, что у нас есть несколько типов культурных институций: библиотеки, театры, рестораны. Развитие гастрономии влечет за собой развитие общечеловеческой культуры.  Приезжая в любую точку мира, мы выбираем топовые и народные рестораны. По заведению – его винной карте, гастрономии и интерьерным решениям – мы можем сразу сказать про уровень жителей города.

Где самый высокий уровень гастрономии, по вашему мнению?

По моему ощущению, в Японии – самая изысканная гастрономия, космос. Это абсолютно сформированный рынок. Японцы фанатичны, педантичны. Повара-сушисты, по 55 лет, не меняют заведения и профессию, оттачивая мастерство. И никаких смятений, поиска. «Путь самурая».

Какими еще «начинками» готовы наполнять ваши мультипроекты? Возможно, вы готовы делать документальные фильмы об истории места, которые транслировались бы для вашей аудитории? С такими глубокими познаниями не появилось желания выйти за пределы «жанра»?

Так мы и сняли – уже выложили в сети (улыбается). Есть проект «Гастрономическая карта России», который знакомит с городами через гастрономический бренд. Давно очевидно, что человек едет за культурой, архитектурой, едой. И мы представляем самарскую кухню в рамках гастрономического проекта, отражающего развитие локального туризма, уже три года. В этом году, в силу особенностей времени, мы приняли участие в телемарафоне на OKKO, где на вертолетке готовили царскую уху – наш волжский специалитет, и сделали кино. 

Расскажите о судьбе улицы Степана Разина в годы, когда она была нашей версией «улицы красных фонарей»?

Да, такие подробности обогащают историю города: Самару называли Новым Российским Амстердамом. При царе гулять было негоже, и знатные дворяне приезжали кутить сюда – на каретах и надолго, прогуливая состояния. Двести домов терпимости было, чтобы вы понимали. Ну, а в окнах домов на улице Степана Разина девушки стояли. Вся Москва, и Петербург кутили здесь.

Какого досуга не хватает городу?

Видовых ресторанов: чтобы случился эффект «wow». Хочется уникальных общественных многофункциональных пространств – культурного, развлекательного контента. У меня есть целая концепция развития Самары – она давно представлена на всех уровнях, и я надеюсь, что многое будет воплощено.

Можно ли устроить увлекательное путешествие, не выезжая за пределы области?

Разумеется! Прокатиться на квадроциклах по Чуракайской долине, сплавиться по Волге, взять краеведа, погулять по Ширяево, зайти в штольни, приготовить на костре всей семьей обед на Голодном, не оставшись при этом голодными (улыбается), полазить по горе Барсук, получить порцию адреналина в пещере Греве.

Хотелось бы вам, чтобы ваши дети остались жить здесь?

Я очень хочу, чтобы жизни моих детей, где бы они не учились, оставались неразрывно связанными с Самарой. Я горжусь нашим городом – у него богатейшая история, и я не сомневаюсь в невероятном будущем: здесь скрыт огромный туристический потенциал, который при усилиях администрации области и неравнодушных людей, будет динамично раскрываться.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: