Пермь все увереннее заявляет о себе как о новой точке на культурной карте страны, куда едут за уникальными событиями. Главный «виновник» этого — фестиваль света и медиаискусства «ПРОСВЕТ», который отгремел еще летом, но до сих пор остается в фокусе внимания профессионального сообщества. За четыре года проект не просто прописался в лайнапе главных мультимедийных ивентов России, но и стал серьезным аргументом в споре о том, могут ли регионы конкурировать со столицами.
О том, как создать событие-магнит, что на самом деле происходит с креативными индустриями за пределами Москвы и почему технологическое искусство выбрало своей новой резиденцией именно Пермь, редакция «ПРМ.Собака.ru» поговорила с основателем креативного агентства gs team, продюсером и идеологом фестиваля Андреем Михайловским.
Андрей, расскажите, как родилась идея проекта?
Фестиваль «ПРОСВЕТ» появился в ответ на запрос администрации края на новые форматы мероприятий. К тому моменту, я, вдохновленный мультимедийными фестивалями в Европе, Москве и Нижнем Новгороде, решил, что Пермь заслуживает своего уникального события. Идея фестиваля света пришла как ответ на долгие зимние месяцы, когда город погружается в темноту, а пасмурная погода не добавляет веселья. Фестиваль должен был стать источником радости и света для жителей, подсвечивая город и его людей. К созданию подключился мой друг — Влад Александров, креатор с большим опытом мультимедиа проектов. Несмотря на очень ограниченный бюджет, решение «делать!» было принято быстро. Так, имея мечту и огромное желание, мы двинулись вперед! А дальше концепция, название, программа и еще много-много всего.
Как появилось название?
Название родилось из нескольких смыслов, которые раскрываются в концепции фестиваля. «ПРОСВЕТ» про Пермь, про значимых для города людей, про места и природу. Мы находимся в Перми и с помощью события буквально высвечиваем, открываем какие-то городские локации, о которых жители могли не знать. В этом году, например, многие впервые узнали об экотропах и теперь ходят туда гулять с детьми. Самый первый «ПРОСВЕТ» был концептуально посвящен Перми как месту рождения выдающихся личностей. Рассказывали через инновации истории Дягилева, Попова.
«ПРОСВЕТ» — про знания и развитие, про новые возможности, которые открываются не только гостям, но и его участникам. Образовательная миссия — нести новую информацию и знания.
«ПРОСВЕТ» — про свет, мультимедиа и технологии, визуальную и аудиальную эстетику, про современные цифровые инструменты художников. Выбирая из нескольких названий, мы остановились на «ПРОСВЕТ» — заглавная буква «П» отражает не только название фестиваля, но и его географическую идентичность — Пермь. Тогда у Перми уже была знаменитая буква «П» от студии Лебедева — узнаваемый логотип города, что стало еще одним плюсом в пользу выбранного названия и логотипа фестиваля.
Как разрабатываются инсталляции? Мастера создают произведения под конкретные площадки?
Организация фестиваля — это сложный процесс, который длится более шести месяцев. Процесс начинается с концепции. Когда основная идея сформулирована, наш арт-директор садится переосмысливать ее в визуальный язык — как философия проекта может отразиться во внешней коммуникации, в самих работах. Параллельно я начинаю продумывать программу и искать подходящие локации.
За годы работы сформировался большой круг профессиональных знакомств. Я примерно понимаю, какая студия в каком направлении сильна, кто подходит под текущую концепцию, кого хотелось бы пригласить. Иногда приходится проявлять изобретательность. Один раз сидел на скамейке прямо на экотропе, созванивался с художником по видеосвязи: «Смотри, какая невероятная локация, представляешь, как сюда органично впишется твоя инсталляция? Будет вау!».
Часть инсталляций создается специально под конкретное событие и выбранную площадку — это всегда особенно ценно. Другие произведения уже существуют, но мы их адаптируем под наши задачи и место.
Расскажите о самых ярких работах этого года.
Все работы по-своему хорошие и яркие, разные заложенные смыслы и технические подходы оставляют свои, неповторимые ощущения от взаимодействия с ними. Для кого-то самой яркой стала инсталляция на пчелиной тропе. Это удивительное место — выше по склону стоят ульи, там живут пчелы, шершни и другие важные жучки, вся эта природная экосистема продолжает существовать. Художник очень тонко вписался в эту среду, придумал инсталляцию, прописал такой световой сценарий: когда на тропе нет посетителей, она подсвечивается мягким песочным светом, и по ней с характерным жужжанием, словно летают световые пчелы. А когда приходят люди, тропа начинает с ними взаимодействие, пчелы исчезают, и появляются яркие ступени и музыкальные ритмы. Получилось невероятно органично, как продолжение самой природы.
Команда из Казани привезла новую работу DUO, несколько дней ее настраивали и доводили до совершенства. В результате получилось очень выразительно. Студия LYM ART и их «Сад света» — масштабный, захватывающий все огромное пространство цеха, со своей драматургией. Восхитительно!
Каждая работа оставила свои ощущения, в каждой был заложен свой смысл, своя философия, свой взгляд на то, какими могут быть парки в будущем.
В этом году впервые участвовали иностранные мастера. Как они восприняли событие?
Да, все верно. В этом году в дисциплине Video Mapping было представлено две удивительные работы от европейских художников из Франции и Испании. Они создавались в разрезе экологической повестки на международных фестивалях, а специально для «ПРОСВЕТа» работы были адаптированы под фасад театра. Оба арт-объекта стали прекрасным украшением локации и фестиваля.
Важно, что отметили художники (мы снимали для них видео, так как присутствовать лично они не смогли): «The audience applauds after watching the work, it’s amazing!» (англ. зрители хлопали после просмотра работ, это великолепно! — Прим. Ред.).
Я надеюсь, что география фестиваля будет расширяться, и мы сможем привезти в Пермь работы международного уровня не только от российских художников и студий, но и зарубежных.
А в целом от всех участников мы получили положительный отзыв, особо отметили наше пермское гостеприимство, профессиональную работу технической службы, волонтерский блок и, конечно же, наших жителей — культурных и воспитанных.
Получается, проект стал катализатором развития индустрии?
В каком-то смысле да. Мы внимательно следим за международным опытом, анализируем, какие решения в ближайшем будущем станут наиболее востребованными, что сейчас выстреливает на мировой арене. И местные ребята, которые раньше могли только мечтать об участии в подобных проектах, получают реальную возможность попробовать себя, реализоваться профессионально. Показать себя городу, стране и всему миру!
Забавно вспоминать 2019 год, когда мы с Владом только начали готовить первое событие, ходили по разным творческим сообществам, рассказывали о планах. На нас буквально показывали пальцем: «Сумасшедшие! В Перми это никогда не приживется, это утопия». Вообще никто не верил в успех проекта.
Как событие влияет на креативные индустрии региона?
Для развития креативных индустрий важны люди: продюсеры, специалисты творческих профессий, креаторы. Для них критически важно несколько вещей: насмотренность, знание современных трендов, умение применить накопленный опыт на практике и превратить его в устойчивый бизнес. Креативные индустрии — это про то, как с помощью интеллекта, таланта создать для продукта добавленную стоимость и научиться на этом зарабатывать.
В этом году фестиваль впервые зашел в тесные коллаборации с местным бизнесом. С ресторанами города реализовали специальную гастропросвет-программу — были разработаны специальные позиции в меню и даже сеты, связанные с концепцией события. Шестнадцать заведений представили свои меню, более двух тысяч позиций были проданы за три недели.
С пермским брендом одежды Molotov договорились о креативной коллаборации. Они создали специальную капсульную коллекцию одежды для наших волонтеров, художников и команда организаторов, а также для продажи. Это было переосмысление традиционного подхода к мерчандайзингу в принципе.
Фестиваль не ограничивается культурным событием — он превращает Пермь в площадку эксперимента, где технологии, искусство и городская среда соединяются. Это точно дает импульс развитию новых арт-пространств, формирует спрос на креативные профессии и закрепляет за регионом статус точки притяжения современного медиаискусства.
Как изменился проект за четыре года? И что показал этот год в плане культурного развития города?
Мы плавно расширяем географию, крепнем, обрастаем небезразличными людьми, растет наше комьюнити с художниками и студиями. Если сначала мы экспериментировали, многое делали интуитивно, то сейчас четко понимаем все процессы, знаем, с кем работать, как достигать нужного результата и качества.
Но самое поразительное открытие — как изменились сами горожане, их культура поведения. Я к этому моменту уже имел большой опыт организации массовых событий и честно переживал о входной зоне. Простоял там почти два с половиной часа, боялся, что приедет очень много людей и потребуется моя помощь в организации процессов, разрешении каких-то конфликтных ситуаций. Но ничего подобного не случилось! Люди сами выстроились, спокойно ждали, пили кофе, общались между собой, улыбались друг другу, все тихо и организованно двигались к входу. Я стоял и думал: вот оно, мы действительно культурно растем как город. Это было невероятное ощущение.
Сколько световых событий в России и какое место занимает «ПРОСВЕТ»?
Есть гастрономическая карта страны, есть культурная, и вот появляется карта световых и технологических мероприятий. «Круг света» в Москве когда-то, как флагман, задавал вектор, масштаб и амбиции, но, к сожалению, сегодня уже не существует. Отмечу также большой Международный фестиваль Intervals в Нижнем Новгороде. В этом году молодой и очень энергичный проект в Казани — NUR, отметил пять лет, а в Манжероке прошел «Исток» — первый на Алтае фестиваль мультимедийных искусств и музыки. Появление новых фестивалей и рост фестивалей с историей не может не радовать: все больше людей знакомятся с подобными проектами, художниками и студиями.
Регионы сейчас конкурируют за внимание туристов, и это абсолютно здоровая конкуренция. Интересно наблюдать, как у каждого события формируется своя мультимедийная идентичность через призму региональных особенностей.
В Перми вполне можно делать большой, качественный фестиваль. И то, что мы находимся немного в стороне от основного туристического потока, который захватывает центральную часть России, на самом деле играет нам на пользу — позволяет масштабироваться и расти.
Что лично для вас значит этот проект?
Мне бы очень хотелось, чтобы после меня осталось что-то красивое, значимое и полезное. Возможно, когда-нибудь получится сделать свою работу и попробовать себя в роли медиахудожника. А если не получится, значит буду и дальше продюсировать масштабные события, двигать вперед наш фестиваль. Мне важно, чтобы, когда кто-то ищет информацию о мультимедийных мероприятиях России, «ПРОСВЕТ» стабильно был в числе первых результатов.
Очень интересно наблюдать, куда сейчас движется вся индустрия, какие технологии будут определять ее развитие в ближайшие годы, в какую сторону склонится общий вектор.
Стал ли «ПРОСВЕТ» узнаваемым брендом?
Определенно да. Сейчас формируется полноценная карта мультимедийных событий России, и мы точно заняли на ней устойчивую позицию. «ПРОСВЕТ» точно стал узнаваемым региональным брендом, который постепенно приобретает общероссийское звучание. За четыре года мы наработали определенную репутацию, и теперь главная задача — развивать достигнутое.
Какие планы на следующий год?
Пятое событие — это важный шаг к тому, чтобы стать признанным культурным мероприятием. Сейчас важно понять, куда движется вся индустрия, какие решения будут актуальны в ближайшее время и какие художественные подходы станут востребованными.
Главное — не останавливаться, не расслабляться. У Перми действительно есть все необходимые ресурсы и возможности, чтобы стать одним из ключевых центров мультимедийного искусства в России.
Текст: Людмила Рычина
Информационный обзор редакции. 6+

Комментарии (0)