Москва гастрольная: 6 столичных диджеев о клубах в кризис

В Москве закрылись вместительные центры паломничества столичных тусовщиков: Arma17, «Солянка», Monasterio. Обездоленные промоутеры и продвинутая молодежь стройными рядами ринулись в небольшие бары, на неожиданные площадки и самое главное — в Петербург и регионы. С наступлением кризиса народная забава двух столиц ездить друг к другу на разгульные выходные превратилась в выгодное сотрудничество: каждый уикенд в лайн-апах местных заведений вместо заморских гостей числятся симпатичные персонажи с подписью Moscow в скобках. Была ли трава зеленее: локальная сцена, наконец, стала вынужденно востребованной, но все ли довольны?

  • Никита Забелин (Nikita Zabelin), идеолог объединения Techno Makes Sense

     Трек дня: Jefferson Airplane - White Rabbit

    Нам посчастливилось впасть в кризис. Лучшего подарка адептам современной культуры придумать было сложно. Именно сейчас начнется самое интересное, когда «жирок» спадет, а молодые, полные сил и голодные до всего побегут питаться плодами культуры. Они вспомнят и про авангард, и про кино, и про то, что великие люди в филармонии выступают. И про нас ночью не забудут. Будем пить, кутить и веселиться. Повернется парадигма ценностей.

    В кризисный период, когда люди переходят на домашние котлетки, у многих заведений общепита, особенно люксовых, исчезает клиент. Аренда капает, персонал хочет зарплату - и тут появляемся мы. Формат бара, а лучше рюмочной, — максимально выгодный сейчас в нашей стране. Люди пьют, потому что у них проблемы, мы играем для них, а проблемы у нас были и до кризиса. Происходит единение душ - все друзья, все счастливы. Все это даст большой толчок нашей культуре в конце ХХ века (я придерживаюсь позиции, что ХХ век еще не закончился в России).

    В небольших городах России люди занимаются вечеринками, потому что бескорыстно любят музыку и танцевать. В их действительности это то, что дает им свободу. Некоммерческие организации устраивают культурные микрорейвы, я сейчас про проект«Теснота» в ГЦСИ, Екатеринбург. Аудитория у них сверхузкая, но уровень понимания и открытости высок. Особенно радует смешение течений: молодежь начинает проводить параллели и вникать в историю. К примеру, хипстеры начинают слушать техно, а техно-ребята переходят на олдскул и фанк. При этом стоит отметить, что в каждом городе есть небольшие группы людей, которые диктуют локальную моду, и делают свой местный прорыв. Где-то идет уклон в хип-хоп, где-то музыканты и промоутеры в техно пришли из метала, кто-то любит «матрицу» и для них техно — вообще не музыка. Исходя из этого, техно стало принципом мышления — призмой, сквозь которую люди пропускают информацию. И эта форма несет в себе конструктив.

    Петербург сильно изменился за последний год. Несмотря на то, что в городе живет несметное количество талантливых людей, в нем не было ценителей имеющегося добра. Но 2014 год изменил ситуацию. Я говорю про техно. Такие места как Stackenschneider, MName Is и Mosaique создали воронку, в которую попали все ночные жители.

    Клуб Mosaique, по моему мнению, — лучший техно-клуб в России из существующих. Сплошное безумие: в нем все будто живое и ходит ходуном. Каждый кирпичик резонирует с происходящим внутри. Саша Моралез, мой старый товарищ, рассказал мне про свой новый проект, и тогда у меня не осталось сомнений на счет локации проведения мероприятий в Петербурге. К примеру, диджейка находится практически в центре танцпола — это гениальное решение. В 4 ночи ты играешь техно, и происходит нечто мистическое: энергия вращается вокруг тебя и уходит высоко под своды клубного пространства бывших конюшен. Это не передать словами - надо там быть, чтобы понимать. Поэтому вечеринки #TechnoMakesSens проходят в Mosaique, и мои сеты можно услышать только там.

    В рамках #TechnoMakesSense я и мои друзья организуем мероприятия по всей России. Начиная с 4 апреля на радио «Мегаполис FM Москва» запускается передача «Резонанс», ведущими буду я и Stef Mendesidis. Теперь у нашей техно-музыки есть возможность прозвучать на fm-волне, и я этому очень рад. К слову, в своей части первой программы я использовал музыку только наших музыкантов (Россия и СНГ): Unbroken Dub (Тюмень), Кирилл Мамин (Москва), Unbalance (Омск/Москва), Станислав Толкачев (Днепропетровск), Леонид Липелис (Москва), Raumtester (Башкирия).

    Начиная с 1990-х круто было всегда, но по-разному. Как сказал Энди Уорхол: «Everything has its beauty but not everyone sees it». Я придерживаюсь этого мнения. Конечно, совсем недавно было круто в «Арме» и «Монастерио». Но закрытие больших площадок хорошо сказалось на развитии ночной жизни. Тысячи людей рассосались по маленьким вечеринкам, и теперь у нас не три места сборищ, а десятки. Это как в свое время закрылись музыкальные мейджор-лейблы, и вся хорошая популярная музыка вернулась на независимые маленькие площадки и смешалась с новыми, не менее удачными молодыми проектами. 

    Сейчас мы делаем мероприятия на разных площадках Москвы, на то есть свои причины. Теперь мы базируемся в барах, ресторанах, кафе, маленьких неформатных заведениях, что дает привкус некоторой богемности. Мы ведем кочевой образ жизни, который вернул нас к базису. У нас есть 10 кВт звука, есть помещение, и есть техно - из этих компонентов строится современная картина ночной жизни.

    Постепенно в Москве начнут открываться площадки на 300-400 человек, чего так не хватало. Большой выбор небольших заведений — это мобильность, ума в первую очередь, и подхода к организации и продвижению. Все те, кто сидел в тылу, оказались на поле сражений. Теперь двигатель — это не компании и рекламные агентства с бюджетами и большими ивентами. Двигатель — это мы и наши социальные сети.

     

  • Михаил Гелейн и Татьяна Андрианова (Follow Me Djs), основатели радио Follow Me

    Трек дня: New Composers & Milk&Honey - Nare-reku 

    В конце прошлого года мы масштабно отпраздновали пятилетие нашего проекта, радиостанции Follow Me: 20 городов, 100 артистов, сутки тусовки. Все вышло случайно: изначально мы планировали подключить пять-шесть самых крупных городов, но когда их оказалось десять, мы подумали: «Что уж там, давай попробуем сделать по максимуму», — и довольно быстро в эту историю втянулись все. Над марафоном мы работали вместе с Кириллом Рэмом и разделили города по контактам с промоутерами, которые у нас были. В итоге в одних местах получились сугубо локальные лайн-апы, а другие - букировали диджеев из Москвы и Петербурга, чтобы привлечь больше аудитории. Это был очень крутой опыт: в Москве и Петербурге пришло больше 800 человек. К сожалению, не везде был такой успех — например, в Челябинске погода выдала температуру -20, люди просто испугались холода, и почти никто не пришел. В этом году мы безусловно продолжим и еще больше внимания уделим лайн-апам и местам.

    Когда неожиданно закрылась «Солянка» (мы как раз должны были играть там в ту ночь), было очень неприятно. В это время уже скакал курс, начались санкции, стали закрываться бары и рестораны, спонсоры взяли тайм-аут, с привозами возникла неопределенность (из-за курса цены на билеты на самолет подскакивали на 10 тысяч рублей за полдня, а на следующий день еще на 10). Декабрь и январь были крайне депрессивными. Но сейчас все примирились с ситуацией, пережили ее и двигаются дальше, отталкиваясь от новых реалий.

    Arma 17 не переставала работать и регулярно проводит огромные рейвы на Трехгорной мануфактуре (фактически она не закрылась, а просто переехала), «Солянка» открылась в новом месте, открылся «Член» («НИИ»), который стал новым местом силы для самой продвинутой молодой московской тусовки, в Denis Simachev Bar привозы почти каждые выходные, в «Стрелке» снова биток, постоянные концерты и вечеринки в Powerhouse, открылся клуб ДИЧ, да и Gipsy по слухам скоро откроется. Bolier Room, в конце концов, пришел в Россию. В других городах, по словам местных промоутеров, тоже все налаживается, если уже не все ок. Поэтому отбросьте ненужную депрессию, все хорошо, не нужно паниковать, надо просто продолжать делать свое дело хорошо.

    Сейчас можно наблюдать подъем российской электронной сцены — об этом не сказал только ленивый, но это так. Можно наблюдать огромный хайп на техно, но он особенно никуда и не уходил. В любых процессах есть позитивные моменты, и в этом лютом экономическом кризисе тоже: аудитория стала больше обращать внимание на локальных музыкантов и диджеев, привозы стали цениться больше. Куда дует ветер? Все меняется примерно каждые три месяца. Что будет с новым андеграундом? В какой-то момент хайп вокруг него поднимется настолько, что музыканты снова уйдут в подполье и создадут что-то новое. Так это работает.

    Каждый приезд на гастроли в Петербург — большое событие для нас: начиная со встречи с нашими петербургскими друзьями и заканчивая тем, насколько круто проходят все диджей-сеты. В «Мишке» мы играли уже третий или четвертый раз, это место с невероятной отдачей. Сет в «Юнионе» вообще превзошел все ожидания: когда мы приехали в час ночи, был уже полный биток и танцы — нашей задачей было поддержать этот настрой веселья и усилить его. Наверное, все это звучит слишком восторженно и банально, но в Москве такое — большая редкость.

    Петербуржцы могут как угодно относиться к родному городу, но для нас это новый Берлин: архитектура, бесчисленные рестораны, кафе и бары, люди в метро. А «Юнион» и «Мишка» — это места, где ты встречаешь простых и искренних людей без столичного пафоса (который мы, конечно, тоже любим по-своему). В Петербурге мы получаем особенный эмоциональный подъем после сетов. Разумеется, все дело в людях — тому, как умеют веселиться в этом городе, можно только позавидовать и попробовать не отставать.

  • Сергей Санчес (Sergey Sanchez), организатор "Четвергов Санчеса" в "Пропаганде"

    Трек дня: Justin Jay - You Give Me Butterflies

    Я остался очень доволен последним выступлением в "Штакеншнейдере". Сначала было немного непривычно, что люди танцуют вокруг меня. Но я освоился и даже периодически поворачивался к тем, кто был позади меня, и танцевал вместе с ними. Stackenschneider - отличное место с очень веселой публикой, которая пришла танцевать, а не смотреть в телефон, вяло топая ножками. И я заметил, что в этот раз люди были более открыты к экспериментам, чем в мой первый визит еще на Миллионную.

    У меня и моих коллег очень много друзей и родственников в Петербурге, поэтому мы близко к сердцу принимаем все, что происходит в вашем городе, следим за клубной ситуацией и с радостью приезжаем вновь и вновь.

    Москва же никогда не унывает, и в дефиците событий проявляет себя еще более выразительно. Конечно, кризис дает о себе знать, но сегодня это уже избитая тема. Безусловно, с закрытием знаковых заведений картина поменялась, но только для того, чтобы уступить место новой экспозиции.Нынешняя обстановка провоцирует творческих людей быть еще более самобытными и оригинальными, еще уже очерчивая поле своей деятельности для максимальной концентрации своих проявлений.

    Не претендуя на объективность, местами силы в Москве назову клуб «Родня», проекты «Армы», «Монастерио» и, конечно, вечеринки в «Пропаганде». Наша команда, делающая «Четверги Санчеса», всегда находится в хорошем тонусе. У нас сильные резиденты, интересные артисты со всего мира и превосходное техническое оснащение.

    С каждым днем российская электронная индустрия становится более профессиональной, но ее реализация целиком направлена на Запад в виду скупости и недоразвитости местной сцены и, прежде всего, отсутствия масс-медиа и рынка как такового. Пройдя более чем 20-летний путь танцевальная культура в России не обрела своей территории, не получила государственной поддержки, а наоборот попала в такое изгнание, где профессия диджей носит оттенок ругательного слова.

    Техно уже вернулось. Скоро вернется диско.

  • Олег Розов (FStep), босс лейбла Capital Bass

    Трек дня: Mr Beatnick - Sun Goddess [Don't Be Afraid]

    Я играл в "Штакеншнейдере" и до переезда на Конюшенную. Это классное место, а предыдущая вечеринка еще на Миллионной была чуть ли не лучшей за последние несколько лет и точно лучшая в Питере. Наш лейбл-найт Capital Bass на прошлой неделе прошел очень удачно: было много людей, и несмотря на то, что формат нашей музыки не совсем простой для восприятия среднестатистического слушателя, публика невообразимо круто реагировала.

    В Питере сейчас явный ренессанс. Mosaique и Srackenschneider — яркое тому подтверждение. В "Мозаике" пока не был, но собираюсь приехать отдельно и заценить, отзывы самые позитивные. Единственное, чего, наверное, не хватает питерской публике — желания рубиться в танце с начала и до конца. Я замечал, что на танцполе всегда сильная ротация.

    «Солянка» была важнейшим для Москвы местом, конечно, ее закрытие — невероятно обидное событие. Но я уверен, что это новый шаг, как для команды клуба, так и для тех, кто там играл и делал вечеринки. Тем более "Фудкафе" (новый проект "Солянки") уже начинает делать вечеринки в пробном режиме. Не сказать, что "Арма" закрылась, скорее временно переехала на Трехгорную Мануфактуру — вечеринки продолжаются, хоть и с меньшей регулярностью.

    Последняя наша вечеринка Capital Bass состоялась в клубе Hub, в день его закрытия. Причем мы узнали о закрытии утром того же дня. А это было по сути единственное место в Москве, где все было сделано для рейва: все было четко, и диджейка, и звук. Мы не стараемся делать мероприятия сериями, так что не торопимся, будем ждать осени.

    Сейчас в Москве Powerhouse и «НИИ» пользуются большой популярностью. Но я думаю, нам не хватает еще как минимум одного клуба большего размера, более заточенного под рейв.
    Вся эта ситуация с закрытием клубов и финансовым кризисом пойдет на пользу нашей сцене. Надо накопить и музыки, и эмоций, и опыта — слишком все обесценилось за последние 5 лет. Люди перестали ориентироваться в хаосе событий.

    Что касается стоящих фестивалей, обязательных для посещения, то, насколько я знаю, команда "Армы" готовит Outline. Я не большой любитель массового скопления людей, так что на фестивали не езжу, но на Outline точно схожу.

    Столичная электронная сцена развивается, и это, конечно, очень радует. Но нам еще очень многое предстоит сделать: 3-4 лейбла и 10 продюсеров — это еще не победа, это только начало пути. Будет здорово, если люди продолжат слушать больше русской электронной музыки, будут готовы тратить на нее деньги и ходить на локальных артистов. Тогда мы вместе сможем многое. 

  • Саша Хижняков (Sasha Khizhnyakov), основатель лейбла Electronica Records

    Трек дня: Gemini - Movement (Original Mix)

    Рейтинг клубов Питера очевиденMosaiqueStackenschneider, ну и BarakObamaBar. Жалко вот, что «Дом Быта» закрывается. Но мне кажется, ребята из S-11 сделают очередную альтернативу, как сделали в Москве для «Солянки». Остальные площадки Петербурга, вроде как, только набирают обороты, хочется пожелать им успехов в этом нелегком труде. А еще поменьше конкурировать и больше дружить. Это более результативно.

    Я практически прекратил делать вечеринки в Москве, но так или иначе они случаются. Несколько мы провели в культовой «Пропаганде», которыми я невероятно доволен. И вот спустя пару лет Electronica возвращается в «Родню» в эту пятницу, где ранее происходило 3-4 сезона ключевых вечеринок – я в предвкушении.

    Мероприятия в регионах для нас, лейбла Electronica Recordsсейчас в приоритете. Мы гордимся серией вечеринок в Красноярске (клуб «Эра»), их даже номинировали на местную премию Night Awards.

    Самое эпичное столичное мероприятие за последнее время — это фестиваль Outline. Это знаковое событие для всех нас и для команды «Армы» в особенности. Что касается закрытий клубов – это определенно новый шаг! Например, «Арма» для нас никогда и не закрывалась. За эти 7 лет единого рейва она превратила тусовщиков в одну большую веселую семейку, которая всегда знает, где собраться в очередной уикенд. Что касается остальных – схема примерно такая же.

    Techno Gipsy до сих пор кочует со своими шумными вечеринками по разным площадкам столицы: Rodnya, Space, Simachev, и делает это как всегда классно. Кстати, Gipsy вновь открывает свою крышу уже 17 мая. Monasterio тоже приобрел формацию передвижных вечеринок с громкими лайн-апами в Space. Короче, клубы дружат друг с другом – результат отличный. Пример тому — Rodnya, в которой по приезду часто встретишь за пультом резидентов «Армы» или Techno Gipsy. А какие у нас сейчас afterparty — пальчики оближешь! Отдельную любовь выражаю деятельности клуба «Наука и Искусство» (НИИ, в простонародье «Член») – за вами весь наш DIY. Спасибо.

    Каждая команда того или иного закрывшегося клуба не перестает делать вечеринки. Так что все у нас отлично, даже лучше, чем было. Ценность локального таланта в эпоху кризиса объединила нас всех: тех, кто за пультом, и тех, кто по ту сторону диджейки. Прямо-такидух 1990-х!

    Не берусь анализировать тенденции во всем этом, но мне хотелось бы выделить явный тренд — стремление лейблов выпускать физические релизы: винил или те же кассеты. 

    И еще очень надеюсь, что вся эта миролюбивость ночной жизни, которая царит сейчас в столице, никуда не уйдет. Если так будет продолжаться, мы точно выйдем на абсолютно новый рубеж. Такая обстановка, как минимум, вдохновляет русских продюсеров быть услышанными на этих тусовках, а значит дает результативный продукт, а тем самым и рост локальной электронной сцены, который заметен не только нам, но и тому же Boiler Room. 


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме