5 вопросов нашему кино

Через журнал «Собака.ru» зрители сумели достучаться до главных действующих лиц российского кинематографа и спросить их о самом важном.
Ренат Давлетьяров и Павел Бардин

Глава Гильдии продюсеров России, вырастивший в парниках компании «Интерфест» «Любовь-морковь», и автор первого правдивого российского фильма о скинхедах «Россия 88» поговорили о том, чего больше не хватает на экране: добра и искренности или бичевания коррупции и других социальных язв.


Павел: Разное кино должно показывать разные модели общества. Все время вскрывать нарывы невозможно – мы спровоцируем у зрителя суицидальную депрессию. Но и какую-то виртуальную реальность постоянно демонстрировать тоже нельзя.
Я вижу тенденцию к огламуриванию кино, и поэтому сейчас было бы неплохо вскрыть пару-тройку нарывов. На последнем «Кинотавре» было много жесткого социального кино, но этого недостаточно.

Ренат: К тому же стоящие артхаусные проекты можно пересчитать по пальцам. А все остальные, прикрываясь туманностью, просто наеб…вают критиков и зрителя.

Павел: Я бы не стал судить коллег так строго. Глобальной проблемы в том, что молодежь хочет снимать притчи, но сказать ей нечего, я не вижу. Меня больше волнует массовое кино – кормление через трубочку жидкой «питательной» и при этом ядовитой кашицей. Недавно я работал на картине «Операция “Праведник”», продюсерам хотелось, чтобы в квартире обычного московского терапевта был сделан евроремонт. Это недопустимый уровень сказочности даже для новогодней комедии! Но таков общий тренд, спровоцированный продюсерами: чтобы было красиво, приглаженно, картинка была теплая. Я сознательно отказался от этого: не хочется делать то, от чего разрушается личность.

Ренат: Евроремонт в домах терапевтов делают в погоне за ложной зрелищностью. По той же причине другие вводят эротику, элементы порно, насилия. Это безнравственно. И я пытаюсь повышать уровень массового продукта, потому что в России подобные фильмы действительно мало кто умеет делать! А какое массовое кино вы можете назвать адекватным отражением реальности?

Павел: Как бы ни ругали «Обитаемый остров», это одна из попыток объединить массовость и социальность. Абстрактные истории о борьбе добра со злом не работают на создание ценностей. А «Остров», хотя и фантастика, транслирует параллели с современностью.

Ренат: А почему вы не говорите о комедиях? Эксцентрическая комедия – это ведь самый старый киножанр. Вспомните Чаплина! В апреле мы выпускаем фильм «Ирония любви», и мне кажется, что провести время за просмотром милой смешной истории после прошлогодней депрессухи – заманчивая перспектива. В 2010-м выходит и третья часть «Любови-моркови». Снимать же артхаус под кинофорум считаю бессмысленным. Это не делает картину кассовой, а касса есть безусловный эквивалент зрительской любви. Пиаром ее не завоюешь.

Павел: Неправда. Маркетинговые технологии работают на то, чтобы всучить зрителю массовый продукт. А кино с «другой реальностью» до людей не доходит. Вот поставим на одном канале фильм из программы последнего «Кинотавра», на другом – ту же «Любовь-морковь». Если изначально у них будут сходные маркетинговые возможности, зритель сможет сделать осознанный выбор. Но выбора ему не предоставляют.

Ренат: Павел, я не против артхауса в целом, мы с Иваном Дыховичным даже придумали для его поддержки фестиваль «Завтра». Но представлено там только лучшее. Нам, кстати, предлагали показать и ваш фильм, но мы отказались. Проанализировав ситуацию, я посчитал, что его участие вызовет массу ненужных спекуляций. Это издержки недостаточной демократии в России.
Делать европейский фестиваль в стране, не являющейся ни лощеной, ни европейской, – задача неразрешимая.

Павел: Справиться с воровством и построить хорошие дороги тоже неразрешимая задача? Не думаю. Кому-то удобно и выгодно жить в «немытой» стране «рабов и господ». Или страшно высунуться, поэтому существует самоцензура. Именно самоцензура – главный враг демократии. С «Россией 88», кстати, ситуация изменилась к лучшему. Иск прокуратурой отозван и по закону не может быть подан вновь с той же формулировкой.
26 февраля – премьера в Доме кино. У нас в стране арт-хаус – синоним маргинального кино, которому прокат не нужен, даже вреден. И любой фильм, сделанный не по шаблону, загоняют в эту маргинальную нишу. Наверное, чаплинского «Диктатора» сейчас тоже записали бы в артхаус. А лично я фильм на «Завтра» не предлагал и не помню, чтобы у нас возникали подобные мысли в общении с продюсерами фестивалей.
Впрочем, это уже неважно.

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме