ТОП 50 2010. Андрей Могучий

Идеолог творческой группы «Формальный театр» отметил ее двадцатилетний юбилей фестивалем, где показал восемь лучших работ, и поставил третий спектакль на сцене Александринского театра – «Изотов» по пьесе драматурга Михаила Дурненкова.

 

Любое событие – переход к новому качеству. Фестивалем, посвященным двадцатилетию «Формального театра», мы не подводили итоги. Скорее задавали вопрос, куда направить дальнейшее развитие.

Альтернативой генеральной программе – спектаклям – были акции программы «Не о театре». Мы приглашали друзей, которые пробовали делать что-то новое для себя, – такая «неведомость» была правильным решением. Проигрывая ходы с неизвестным заранее результатом, мы наработали определенную практику, приобрели новый для нас опыт.

Работа над «Изотовым» – это живая работа, моя с драматургом Мишей Дурненковым и Дурненкова с театром и артистами. Текст сочинялся нами под конкретную ситуацию и конкретных актеров – такой этап, когда не столько важен результат, сколько процесс.

Желание угадать, будет ли спектакль современным, абсурдно, цели быть актуальным в «Изотове» я не ставил. Это как с курсом евро или погодой: актуальность предсказать невозможно и бессмысленно. Можно только пытаться быть искренним, говорить о себе.

«Новая драма», на мой взгляд, плохо знает законы театра. Режиссуре очень сложно работать со многими из современных драматургов. Причины – немотивированная амбициозность и графомания. Я читаю свежие пьесы, будучи в жюри нескольких конкурсов, но пока мне не попался текст нового Хайнера Мюллера или Беккета, которые предложили бы в своей пьесе новые законы, подчиняющие себе театр. Думаю, драматургам и режиссерам есть смысл объединить усилия и вместе учиться делать живой театр.

В сравнении с мировыми художественными процессами мы, конечно, глубочайшая провинция. Мир огромен, разнообразен, переполнен информацией. У нас же в Питере низкий уровень потребности в настоящем художественном проявлении. На духовное трагически низкий спрос, поэтому и предложения не спешат поступать.

У петербургского театра начала 1990-х годов был широкий спектр интересов и желаний. Театральная карта была полна подлинных попыток что-то в себе открыть, что-то вокруг поменять. Но эта взрывная волна не достигла цели, и все вернулось на круги своя.

Однако я не исключаю, что мы уже стоим на дне, от которого можно оттолкнуться: у любого падения есть критическая точка. В людях, которые приходили на наш фестиваль, я чувствовал невероятную энергию.

Что произойдет, понять невозможно, но что-то будет обязательно. Перемены витают в воздухе.

Отличный повод чему-то научиться – это преподавание. Я два месяца вел курс в Финляндии. Процесс обучения для меня взаимообогащающий. Во-первых, это прекрасная возможность для аккумуляции собственного опыта, знаний, представлений о профессии. Во-вторых, молодые люди провоцируют на преодоление стереотипов. В-третьих, театральная школа дает возможность экспериментировать гораздо шире и больше, чем в профессиональном театре.

Критиковать все мастера. А я считаю правильным принцип: не нравится что-то – сделай сам то, что нравится. Именно так когда-то образовался «Формальный театр».

В новом сезоне я буду делать в Александринском театре «Синюю птицу» Метерлинка. Большая ответственность и большой риск, потому что это будет спектакль для детей. Мне пока не все понятно, но мы только в начале пути.


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме