ТОП 50 2013. Ольга Хорошилова

мода

Ольга Хорошилова

Историк моды, доцент Университета технологии и дизайна написала книгу «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II», развернув впечатляющую панораму жизни разных слоев общества при последнем русском царе.

Честно говоря, я выбрала эту эпоху темой книги по практическим соображениям. В 2013 году отмечают четырехсотлетие дома Романовых. А Романовы в сознании большинства людей — это именно Николай II. Последний из династии, очень драматическая и, извините, коммерчески успешная фигура.

К тому же в плане моды годы его правления похожи на наше время. Тогда все смешалось: последнее рококо, неоклассицизм, вместе с императрицей Александрой Федоровной пришла англомания, а Николаю в наследство от отца достался русский стиль. Плюс милитари в одежде как влияние русскояпонской войны и Первой мировой. А еще спорт, который пропагандировала царская семья, устраивая светские игры в большой теннис и походы на лыжах в Царском Селе. Гремучая смесь! Полный сумбур — и в политике, и в мыслях. Он вылился в очень пеструю моду. Ну а чуть позже — в революции.

Чем либеральнее время — тем эклектичнее стиль. Вспомните китч конца 1980-х. Или 1920-е — вообще кошмар с коктейлем из ар-деко, функционализма, минимализма, африканского стиля, биоморфного. Стабильность трендов — привилегия тоталитарных эпох.

Политика влияет на моду тысячей разных способов. Посредством экономики, взаимоотношений с другими странами. Например, в конце XIX века Россия подружилась с Францией и появилось много совместных патриотических маскарадов — наряды в бело-сине-красном триколоре. А война — это тесный контакт культур и прямые заимствования из гардероба. Конфликт с Китаем в 1900 году привел к тому, что китайские кавалерийские куртки магуа начали носить «на гражданке» наши бравые солдаты. Сейчас из-за глобализации такое влияние отследить все сложнее.

Костюм — тема огромная. Даже, пожалуй, шире истории мировой войны. Мода объясняет структуру общества и высказывает социально-политические тенденции гораздо нагляднее.

Фотографии для книг я собираю по разным местам. Что-то покупаю на интернет-аукционах. Что-то — на встречах коллекционеров, которые до сих пор регулярно и очень по-советски проходят в городе. Ну а что-то приходится в буквальном смысле выуживать на знаменитой барахолке. Удельная — очень верное название для этого места. Там у одного бомжа я крайне выгодно обменяла на двести рублей оригинальные фотографии императрицы Марии Федоровны с детьми.

Аристократы в царской России никогда не были модниками. Некоторые так вообще выглядели весьма замусоленно, а во времена народничества еще и плохо пахли (тогда хорошим тоном считалось источать аромат сермяги, пота, сена, молока). А модниками были те, кто имел желание скандалить, — небогатое дворянство, богема. Среди аристократии же считалось, что за модой нужно запаздывать. Свежесть модных журналов — это для нуворишей, которые могут быстро и без разбора скупить все новое и сразу же нарядиться. Графу пристало носить вещи слегка не первой свежести. В этом плане нынешняя наша буржуазия — чистое купечество: все на скорость и напоказ.

В книге несколько глав: костюмы семьи Романовых, одежда чиновников и служащих (почтальонов, например), форма учеников военных заведений и гимназистов, профессиональная одежда, светская мода. Это настоящий портрет общества: от императора до бомжа.

Труд про моду нашего времени я бы уже поделила не по социальному принципу, а по экономико-политическому. Стиль жителей страны сейчас определяет денежная элита — вот ей точно нужно посвятить отдельную главу. А второй огромный раздел написать про массмаркет. Затем немножко внимания уделить субкультурам. Они почти незаметны, кроме хипстеров никого не видно. И одну главу я бы выделила на гардеробы оппозиционеров и, условно говоря, патриотов — белоленточки и георгиевские ленточки.

Но я думаю, что про нашу эпоху напишет уже кто-то другой, лет этак через пятьдесят. Пока мода 2000-х и 2010-х — то, что не получило названия, постпостпостмодерн какой-то. Понять архитектуру здания, сидя внутри него, невозможно. Надо выйти и осмотреться.

Интервью: Алла Шарандина
Визаж: Юлия Вербицкая
Коллаж: Игорь Скалецкий 


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: ТОП 50 2013

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме