Лев Лурье: «Нам нужно научиться продавать Петербург по-новому»

К 310-летию Петербурга журнал «Собака.ru» попросил Ксению Собчак, Льва Лурье, DJ Федора Бумера, художницу Лору Зомби и еще девятнадцать горожан раскрыть свои любимые маршруты, пароли и явки.

Почетный краевед Лев Лурье консультирует, как сделать Петербург таким же прибыльным, как и привлекательным.

Нам нужно научиться продавать Петербург по-новому. Необходимо всячески промоутировать качество жизни, которое здесь значительно выше и многообразнее, чем в Москве. Так, улицы Рубинштейна, Белинского, Думская или набережная Фонтанки у Аничкова моста с их ресторанами и клубами дают гораздо более дробную, гуманистическую и непафосную картину, чем вечерняя Москва.

Следует продавать и Петербург президентский, с обязательной экскурсией для чиновников. Путин — это иная страта общества, отличная от Бориса Гребенщикова и его друзей. Но, безусловно, тоже ленинградская. В случае с Б.Г. и другими музыкантами Ленинградского рок-клуба в маршрут войдут «Сайгон», «Север», крыша «Европейской», Елисеевский магазин, кинотеатр «Аврора», площадка Инженерного замка. В другом, с Путиным, — клуб «Турбостроитель», борцовский клуб Адмиралтейского завода, Басков переулок, Снегиревский роддом.

Я считаю крупнейшим туристическим успехом Петербурга появление частных катеров. Но если плавать на кораблике, не нужно выбирать банальный маршрут. Отправляйтесь на пикник на Крестовку, Карповку, Ждановку или Смоленку. Или на Канонерский остров, жарить на открытом воздухе корюшку.

Надо продавать уцелевшие рюмочные, «Зенит», как общегородское зрелище, Сергея Шнурова и рок-н-ролл вообще. Нужно продавать то, что у нас хорошо получается, чем мы отличаемся от всех остальных городов России.

У нас все в итоге пробивается как трава через асфальт. Так, мини-отели строит не город, а частные предприниматели. Власти могли бы устроить хотя бы одну велодорожку и освещенную лыжню, совсем простые вещи. Или придумать место, где турист мог бы прилечь на траву, — он же в центре не может этого сделать нигде.

Идея подобных экскурсий приходит кому-нибудь в голову каждый день. Я и сам порой зарабатываю таким образом. Но городские власти делают все, чтобы уменьшить туристическую привлекательность Петербурга. Они проводят идиотские праздники, исключением являются только «Алые паруса», которые достаточно интересны и проходят в красивом месте. Иностранный вояжер, нанявший лодку, получит от него удовольствие, так же как от Дня военноморского флота. Но День города в том виде, в каком он у нас проводится, — полная ерунда! У нас и так каждая белая ночь — стихийный карнавал, зачем тут стараться?

Полноценно посмотреть Эрмитаж в рамках короткого тура еще никому не удавалось, это один из самых неудобных музеев мира. Так что если у вас есть цель, то выбрать там надо что-то одно: Ван Гога, мумию или рыцарский зал. Но существует и такой культурный турист, которому важнее, как и где Раскольников шел убивать старушку, чем Рембрандт в Эрмитаже. Можно пройти по литературному маршруту, по дворам-колодцам, рюмочным, ведь Довлатов и Бродский сегодня важнее, чем Гончаров или Тургенев. По сути, из литературы мы можем продавать только Петербург Достоевского, Ленинград Довлатова и Бродского.

Недавно городские бюрократы решили, что экскурсоводам нужно сдавать экзамены за кучу денег, слушать скучнейшие курсы, далекие от того, что интересно туристам, а теперь еще предлагают им получать какие-то патенты. Управлением туризма у нас заведует бывший замначальника Управления по развитию садоводства и огородничества — явный показатель того, как Смольный относится к этой сфере.

Нужна грамотная навигация по городу, толковые путеводители. Я сам написал один несколько лет назад и, прочитав тогда другие, понял, что все они списаны друг с друга. В них, например, рассказывается, что здание Мариинского дворца построил архитектор Штакеншнейдер, но не говорится, что хозяйка дворца, дочь Николая Первого великая княгиня Мария Николаевна, не жила с мужем, герцогом Лейхтенбергским, в силу ряда причин предпочитая ему графа Строганова. Любой дом в центре содержит множество контента, но дата его постройки, архитектор и стиль — это самое последнее, что интересует туриста. Нам необходимо учиться новому краеведению, которое у нас существует и развивается благодаря изданию «Квартальный надзиратель», сайтам Каrpovka.net и The-village.ru.

Все у нас движется, но медленно и неравномерно. К примеру, просвещенные молодые люди уже проводят самостоятельно экскурсии для своих друзей из других городов и стран. Это еще не стало коммерчески мощной линией, но предпосылки существуют. Главное, чтобы город не вмешивался.


Наши проекты

Комментарии (2)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Юлия Хопта 10 мая, 2013
    Не вполне согласна насчет Эрмитажа. Исследования Рэма Колхааса показали что он как раз один из самых удобных, но - для созерцания картин. То есть ровно противоположно "проточности". В Лувре не гнушаются показать стрелками прямо от кассы путь к Джоконде. В Ватикане организована конвейерная загрузка в Сикстинскую капеллу. Эрмитажу еще есть чем поступиться ради денег. Но стоит ли спешить? Может, стоит подумать, как приторговывать нашим снобизмом, который Вы сами, Лев, называете местной достопримечательностью?))
  • arz 21 3 мая, 2013
    очень хорошее и дельное замечание. у меня самого есть знакомый пенсионер который как хобби проводит экскурсии для всех желающих в нестандартном формате. например:по местам боевой славы,штаб ВМФ адмирала Трибуца во время блокады города (на Инструментальной ул.)...

Читайте также

По теме