Гид по антикварному рынку: 24 совета

Профессия торговца антиквариатом, арт-дилера, как ни странно, одна из самых молодых в нашей стране: государство разрешило частным лицам заниматься куплей-продажей старинных вещей четверть века назад. До этого момента в Петербурге были всего четыре антикварные комиссионки, а сегодня — около двухсот салонов. Мы собрали заметных игроков из Петербурга, Москвы и даже одного иностранца, работающего с русским искусством. Одни из них занимаются традиционными для антикваров живописью и мебелью из карельской березы, другие увлечены нэцке, агитфарфором, старинными куклами или раритетными автомобилями.

Эксперты

Михаил
Перченко

Западноевропейская живопись и ДПИ (XII-XIX века)

Кристина
Березовская 

Русская живопись (XX век)

Михаил
Суслов 

Русская живопись и ДПИ (XVIII-начало XX века)

Наталья
Марова 

Японское и китайское искусство (XVIII-XX века)

 

Андрей
Васильев 

Русская и западноевропейская живопись и графика (XVIII-XX века)

 

Марина
Молчанова 

Русская живопись и графика начала XX века (1890-1930-е)

 

Джеймс
Баттервик 

Русская и западноевропейская живопись и графика (1890-1930-е)

Дарья
Анцева 

Мебель и аксессуары в стиле ар-деко (1920-1940-е)

 

 

Вадим
Задорожный 

Антикварная техника (1900-1980-е)

 

Аркадий
Матюнин

Одежда, посуда, мебель и предметы быта (XIX-начало XX века)

 

Советы

1. Не бойтесь покупать произведения искусства. Но серьезная, качественная живопись стоит очень дорого, и вы должны быть готовы заплатить эту солидную сумму.

2. Вкладывайте средства именно в западноевропейское искусство. Кроме икон XV–XVI веков и авангарда XX века, русское искусство вторично.

3. Для коллекционирования вообще не нужны деньги. Время, силы, знания, но не деньги. Покупаешь вещи в два-три раза дешевле рынка, чтобы потом их все вместе продать и приобрести уже коллекционную вещь. Это большой расчет и азарт.

4. Лучше не связываться со знаменитыми аукционами. Даже у крупнейших торговцев антиквариатом цены в десять раз ниже, чем на Sotheby's.

Хуго ван дер Гус. «Оплакивание Христа». Копия начала XVI века

5. Стоит уделить внимание работам русских художников-нонконформистов 1950–1960-х годов: цены на них за последний год упали на 60–70 процентов, поэтому покупать их сейчас очень выгодно. Через несколько лет цены на эти произведения вновь поднимутся.

6. Картины являются устойчивым вложением средств. Несмотря на кризис, стоимость лучших работ не упала: по каталогам аукционов Sotheby's и Christie's можно четко проследить рост цен на живопись из года в год.

7. Стабильность капиталовложений обеспечивают прежде всего работы первого ряда.

8. Важно знать период расцвета творчества конкретного мастера.

Владлен Гаврильчик. «Натюрморт»

9. Выберите себе наставника — опытного и проверенного, заслуживающего уважения антиквара. Профессионал знает массу нюансов и может уберечь вас от ошибок: от покупки фальшивой вещи или вещи с плохой историей, от невообразимо высоких цен и неразумных финансовых вложений. Всегда слушайте этого профессионала.

10. Не стоит гоняться за дешевизной, надо всегда покупать вещи из проверенных источников. Дорого, зато есть уверенность в подлинности.

11. Работы известных художников на бумаге — прекрасная инвестиция. В России этого еще не поняли, а во всем мире из года в год заметен стремительный рост стоимости графики. Вложить в нее — это создать крепкую коллекцию.

12. Нужно учитывать, что есть вещи, которые стоят дешево, но у которых очень высокий потенциал. Например, это работы живописца, графика и художника довоенного БДТ Леонида Чупятова — долгое время они были доступны очень избранному кружку. Или полотна связанной с «Миром искусства» Надежды Лермонтовой.

Надежда Лермонтова. «Натурщица»

13. Бывают картины, которые стоят дорого, но они уже находятся под потолком лет десять-двадцать и не подорожают. Пример такого рода — пейзажист конца XIX — начала ХХ века Юлий Клевер.

14. Современники импрессионистов, не столь раскрученные французские художники, стоят вполне человеческих средств. Да и самих импрессионистов, если это не Моне и Мане, Роден и Ренуар, а скажем, Альбер Марке, Морис Дени или Пюви де Шаванн, можно купить за сто тысяч евро, и это будут вещи прекрасного качества.

15. Сейчас очень много подделок фарфоровых изделий. Купите солидный альбом, посвященный истории фарфора, — сегодня достаточно таких, в которых указаны все нюансы марок. По ним можно правильно определить все цвета. Так, сейчас у изготовителей фальшака нет нужного оттенка сиреневой, бирюзовой и травяной краски. Если старая некрашеная фигура обжигается повторно, на ней появляются черные пятна.

16. Есть смысл покупать жемчужины — например, кресла с корабля «Иль де Франс». Интерьеры этого лайнера и еще «Нормандии» считались в свое время иконами стиля ар-деко, и людям хотелось копировать их в домашних интерьерах.

Кресло с корабля «Иль де Франс»

17. Не доверяйте слепо вкусу дизайнеров: квартира должна быть жилой, предметами нужно пользоваться. Приходите в антикварные магазины без них и приобретайте самостоятельно то, что вам нравится.

18. Цены на антиквариат в России сегодня безумные, выше, чем за границей. Рядом Финляндия, где вещи значительно дешевле.

19. Антиквариат из Китая сегодня запредельно дорог, не стоит пытаться конкурировать с самими китайцами в охоте за ним. Во время «культурной революции» 1960-х отряды хунвэйбинов погубили множество старинных вещей — под страхом смерти заставляли людей выносить их на площади и публично уничтожать. И теперь «новые китайцы» скупают свои древности по всему миру.

20. Нужно быть осторожным с китайским фарфором. Наряду с откровенными подделками часто встречаются изделия XIX века с более ранними марками — тогда их ставили из уважения к традиции, а не из желания кого-то обмануть, но сегодня докопаться до истины может только музейный специалист по едва заметным нюансам.

Коллекция галереи "Шон"

21. Японские вещи заметно дешевле китайских, а фальшивых среди них нет: техника настолько сложная и трудоемкая, что ее невозможно подделать. В начале ХХ века секреты изготовления были утрачены, и повторить предметы невозможно, это повод задуматься об инвестициях.

22. Если вы ввозите ретроавтомобиль как культурную ценность, вам не нужно будет платить налог за растаможку транспортного средства. То есть он не будет иметь техпаспорта и в этом случае не должен выезжать на улицу, но как правило большинство коллекционеров таких машин совершают на них раз в год заезд вокруг дачи.

23. Существует устойчивое мнение, что машины-олдтаймеры дорожают минимум на 10 процентов в год, быстрее, чем любой другой антиквариат. Это миф — в стране просто нет такого количества собирателей, чтобы создавать спрос и соответственно рост цен.

24. Покупая технический антиквариат, вы должны понимать, что его реставрация может стоить значительно дороже самой машины. На восстановление зачастую уходят годы, и без помощи специалистов вы не сможете довести процесс до конца.


Над серией материалов работали:
Текст: Виталий Котов, Марта Агеева, Алена Спицына
Фото: Александр Ермилов, Марк Боярский, Олег Бутковский, Алексей Сорокин

Благодарим за помощь в подготовке материала директора Российского антикварного салона Наталью Корень и коллекционера Сергея Бобовникова


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: Апрель

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме