Владислав Цыплухин: «Я продолжаю верить в команду Дурова»

В интернете, в отличие от шоу-бизнеса или политики, смена
поколений происходит чаще: блогеры-тысячники стремительно
сдают позиции подросткам, а что такое чат, помнят разве что
ветераны сети. Интеллектуальная гегемония «Фейсбука» подходит
к концу — «Вконтакте» перестала быть сетью для школоты, героев
нашего времени стоит искать там. Журнал «Собака.ru» выбрал
сверхновых звезд, которые перевернули веб дном и заставили
смотреть на себя весь рунет.

Рома Желудь // Айза Долматова // Алексей Ивановский //
Сергей Абрамов // Егор Просвирнин // Владислав Цыплухин

Владислав Цыплухин

Еще неделю назад был руководителем пресс-службы
«Вконтакте». Благодаря ему в России стало широко известно
о новой форме public relations, когда традиционные СМИ отходят
на второй план, а принципиально важную роль играет общение
в социальных сетях и личность сотрудника
или руководителя компании.

Сложно ведь уходить из компании, на которую вы не просто работали 24 часа в сутки без выходных, но еще и верили в нее?

Да, «ВКонтакте» — это добрая такая секта. Однако я продолжаю верить в команду Павла Дурова. Только теперь искренне могу сказать, что считаю Facebook мамонтом, который рано или поздно станет заложником своей неповоротливости.

Мировое господство — случится?

У Павла Дурова есть для этого все. Лично мне с детства нравятся истории, где маленькая армия побеждает «большое зло». Как спартанцы, хотя эта аналогия Дурову не нравилась: «Они плохо закончили».

В России сегодня есть только две интернет-компании, которые двигаются вперед — «ВКонтакте» и Yandex. Но все против них. И даже государство. Например, федеральные каналы пропагандируют Facebook и Twitter, они принципиально игнорируют компанию Дурова, как бы я ни пытался с ними договориться.

Давайте с начала — где вы родились и учились?

Родился в Кабардино-Балкарской республике, в городе Прохладный. Он был долгое время указан в моем профиле «ВКонтакте», а все стали думать, что это я так юморю по поводу Санкт-Петербурга, поэтому пришлось убрать эту графу. Сюда я приехал учиться в Финэке.

Во время стажировки в Германии заметил проект в виде организации при ВУЗе, которая помогала студентам находить подработку в крупных компаниях. Запомнил, но не стал реализовывать сразу.

А однажды гендиректор кабельной компании, где я работал, решил надо мной подшутить: спросил, слабо ли мне сделать так, чтоб про меня написала газета «Деловой Петербург». Я попробовал позвонить в рубрику про начинающих предпринимателей, сказал, что у меня есть свой бизнес, хотя на тот момент он еще не был готов. За неделю сделал сайт и отправился на интервью. Затем получил заказ от самого «ДП»: отбирал стажеров для их школы журналистики, и от нечего делать отправился в эту школу сам. Окончив ее, стал интернет-обозревателем «ДП». Мне удавалось опережать других журналистов издания, потому что я обычно работал ночью, подхватывал резонансные темы (скажем, про Полонского, который обещал съесть свой галстук) и к утру уже выпускал на сайте материал.

«„ВКонтакте“ вообще не нанимает
и не переманивает суперзвезд —
они выращивают собственных
специалистов»

А как вы оказались во «ВКонтакте»?

Сидел ночью в общежитии Финэка, писал статьи. По привычке зашел проверить страницу Павла Дурова, увидел новые фотографии и перекинул ссылку знакомому. Он этих фотографий просмотреть не смог: так я обнаружил, что Дуров принял мою давнюю заявку в друзья. Написал ему сообщение «Ого. Павел Дуров у меня в друзьях?», на что он в свойственной ироничной манере ответил «Это еще что. У меня в друзьях Владислав Цыплухин!». В то время у «ВКонтакте» назрела необходимость взять человека, который бы налаживал контакты с прессой. Мое собеседование длилось минут двадцать: заместитель Дурова играл злого следователя и задавал жесткие вопросы, на которые я не всегда находил, что ответить, а сам Павел смотрел не на то, подхожу ли я на эту должность с профессиональной точки зрения, а на то, можно ли из меня что-то слепить. Я никогда не забуду его тяжелый сканирующий взгляд. «ВКонтакте» вообще не нанимает и не переманивает суперзвезд —  они выращивают собственных специалистов.

В целом — работать было тяжело?

Да, в первую очередь из-за страха. Сложно в 22 года без опыта стать лицом компании, у которой 100 миллионов пользователей. Когда на тебя смотрит весь рунет, очень не хочется обосраться, ведь любое твое предложение легко превращается в негативный информационный повод.

И, самое удивительное, что мне удалось облажаться в первую же неделю работы: я написал ужасно неконструктивный пост в IT-сообществе «Хабрахабр». Вся его суть укладывается в одну фразу «раньше вы нас не любили, а теперь полюбите». Тогда сотрудники «ВКонтакте» мной были сильно недовольны, а в Москве говорили, что я сын какого-то олигарха, который попросил Дурова взять меня на работу. Хотя сам Павел так ничего мне и не сказал. Он редко критикует, и от этого ошибки всегда переживались еще сложнее.

У вас скоро будет 200 тысяч подписчиков во всех социальных сетях, вы чувствуете ответственность за свои слова?

Социальную ответственность?

Да хоть какую.

Старался не показывать плохой пример. Например, не писать, что сижу в баре и выпиваю алкоголь с друзьями-журналистами.

В смысле пить и курить — плохо?

Плохо. Еще российская политика — не высказывался на эту тему, хотя часто имею собственное мнение по этим вопросам. Все там грязно и запутанно.

Ответственность чувствую, но ни разу не делал репостов записей в стиле «помогите ребенку». И вообще считаю всех, кто «спасает детей» нажатием кнопок, лицемерами. Это особенно касается наших звезд: пока на одной руке им делают маникюр в салоне, есть время другой рукой спасать детей нажатием кнопок на iPhone. И быстро совесть очистили.

На вас не давило, что в сети фактически нету места для личной жизни? Страница, на которой написано «Владислав Цыплухин» больше означала «ВКонтакте», чем страница молодого человека, приехавшего в Петербург из Прохладного?

Давило. Потом привык. На интуитивном уровне я фильтровал, что могу писать, а что — нет. Нередко людей увольняют за записи в соцсетях.

«Говномашина» от стюардессы Аэрофлота?

Например. Отличный повод потерять работу.

То есть, если б вы написали «Привет, я очень грамотно вчера упоролся», а потом «Привет, я очень грамотно вчера упоролся — 2», то раз на третий...

Думаю, для запуска обратного отсчета мне хватило бы слова «упоролся». При этом, я никогда не писал, что алкоголь — это плохо. Обходил эту тему. Говорил только о работе. А личное дело каждого — это личное дело каждого.

«Я был одинаково счастлив и со своей
первой зарплатой в газете, и в те моменты,
когда доходы стали расти. Гораздо сложнее —
найти душевное равновесие и время,
чтобы пожарить яичницу»

Павла Дурова за ряд высказываний и действий называют эксцентричным персонажем. Вам в числе прочего приходилось сглаживать это впечатление?

Я видел его несколько иным: это молодой парень, который сделал так, что Россия стала одной из стран, сдерживающих натиск западных социальных сетей. Одной из трех или четырех, где Facebook еще не победил. Также Дуров показал, что не стыдно быть отличником и ботаником. Необязательно одеваться в дорогие бренды и всем своим видом показывать, как у тебя много денег. Что разработчики, которые ходят на работу в джинсах и клетчатой рубашке, это — будущее.

Деньги и для меня никогда не имели принципиального значения. Главное, чтобы был интернет. По крайней мере, я был одинаково счастлив и со своей первой зарплатой в газете (25 000 рублей), и в те моменты, когда доходы стали расти. Гораздо сложнее — найти душевное равновесие и время, чтобы пожарить яичницу.

Какие долгосрочные стратегические задачи по развенчанию мифов о компании стояли перед вами на тот момент?

В первую очередь Павел Дуров спрашивал у меня, как «ВКонтакте» выглядит со стороны — больше слушал, чем сам говорил. Он дал понять, что прессой ему заниматься совершенно недосуг. Набор мифов о социальной сети был таким: разработка ФСБ; пиратство; клон Facebook; основная аудитория — школьники; Павла Дурова не существует.

Не сказал бы, что я с ними справился, но поезд определенно тронулся. Хуже всего у меня, пожалуй, получилось побороть миф о пиратстве. Хотя мы сотрудничали с правообладателями и легальными площадками и специально инициировали позитивные поводы вроде: «Первый канал и ВКонтакте обеспечили защиту авторских прав по фильму "Высоцкий. Спасибо, что живой"».

Про «Высоцкого» быстро забылось, а твит про «Культурная ценность аудиозаписей ВКонтакте резко выросла», про песни Сергея Лазарева гуляет по сети в полный рост.

Это был шикарный ход. Павел принципиально не ведет переговоров с людьми, которые пытаются пиариться за счет его компании. Если правообладатель спокойно пишет в юридический отдел, то песни удаляются, но ход Лазарева заслуживал ракетного удара от Дурова.

Я к тому, что с приходом соцсетей вообще поменялась модель общения компаний со своей аудиторией, СМИ в новой модели были довольно серьезно потеснены. Есть много ярких примеров работы этой модели, скажем у «МВидео», но «Вконтакте» использует ее на полную.

Мы не нуждались в классическом подходе. В России многие пиарщики считают, что достаточно пресс-релизов и розыгрышей iPhone в социальных сетях. Но я даже не смогу сформулировать, насколько все изменилось. И нет в стране специалистов, способных уверенно жонглировать новыми форматами взаимодействия – они очень стремительно развиваются. А мы все – первооткрыватели.

Во «ВКонтакте» важнейшей задачей мне казалась работа с трендсеттерами. Если бы я все бросил и занимался только этим, то принес бы компании максимальную пользу.

Про трендсеттеров вы обычно говорили в связи с Facebook и Москвой. Есть разница же между Москвой и Петербургом в восприятии «ВКонтакте». Здесь это изначально сеть учащихся СПбГУ и потом уже все остальное. А для московских пользователей — «ВКонтакте» — это тонны невразумительных лол-гифок, порнуха и бесконечный набор шуток про «значит тебе завтра в школу» и «как? неужели завтра понедельник».

Для каких московских пользователей?

Для всех.

Нет, не для всех, а для вас, для медиа-тусовки, для вашего круга общения. Этот фон меняется — по мелочам, конечно. Юрий Сапрыкин написал пост про контакт, в W-O-S вышла серия материалов про паблики. «Афиша» будет делать номер про непопсовые интеллектуальные сообщества «ВКонтакте», где, скажем, обсуждают высшую математику.

Ну, вообще, на «ВКонтакте» стали переезжать с Facebook несколько раньше того же Сапрыкина. Это стало заметно где-то год-полтора назад. Там, во-первых, очень удобно жить музыкальным группам — может, и поудобнее, чем на специализированных Soundcloud, Bandcamp или MySpace в любой из его версий. Во-вторых, там посвободнее, нету политики фейсбучной, которая в зубах навязла хуже телевизора.

Это тоже хороший аргумент, за который я всегда цеплялся: достала политота.  Да и сам «ВКонтакте» активно модернизировался, расширив свой набор инструментов, полезных для медийщиков.

Как вообще «ВКонтакте» относится к тому, что на его платформе рекламщики через паблики зарабатывают приличные деньги?

Вскоре там появится биржа постов, когда прямая реклама будет запрещена, но владельцы пабликов могут зайти на эту биржу и выбрать наиболее понравившееся предложение. Надо установить правила на рынке и сделать это все в цивилизованном формате.

Ну это еще называется «навязать себя как посредника и взять за это процент», откровенно говоря.

Все стороны заработают больше, если серый рынок превратится в легальный, но очень большой. Эта платформа была в разработке еще когда я уходил, теперь уже не знаю, что с ней происходит.

«Я зашел в тупик, переключив на себя много
публичных прожекторов. И самый простой 
способ все изменить — полностью
перезагрузиться»

Официальная причина ухода — «не хочу больше заниматься одним и тем же»?

Причина в общем — это усталость. Я уже говорил, что меня решетили одними и теми же вопросами, и вместо того, чтобы сконцентрироваться на фундаментальных задачах, я тратил дни на то, чтобы наговаривать для СМИ один и тот же комментарий.

Кроме того, мне психологически стало тяжело: все постоянно от меня чего-то ждали. Скажем, если я неделю ничего не писал, то людям в компании и за ее пределами казалось, что Цыплухин перестал работать. Получается, зашел в тупик, переключив на себя так много публичных прожекторов. И самый простой способ все изменить — полностью перезагрузиться.

Владислав Цыплухин ВКонтакте: vk.com/vlad


Текст: Егор Галенко
Фото: Игорь Куликов 


Наши проекты

Комментарии (2)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Виктор Смирнов 22 февр., 2013
    >>На вас не давило, что в сети фактически нету Если вы Егор Галенко, то тебе завтра в школу.
  • Виктор Смирнов 22 февр., 2013
    Что это за цвет-то позорный выбрали? на кол надо посадить автора сие творения! невозможно читать то, что на фотографии. Да и что за бред писать тексты на фотках, да еще с цветом кала - невозможно читать ржавчину на синем фоне без выделения. ДВОЕЧКА!

Читайте также

По теме