Сергей Абрамов: «Я делаю акцент на себе, но я такой не один, есть и другие увлеченные школьники»

В интернете, в отличие от шоу-бизнеса или политики, смена
поколений происходит чаще: блогеры-тысячники стремительно
сдают позиции подросткам, а что такое чат, помнят разве что
ветераны сети. Интеллектуальная гегемония «Фейсбука» подходит
к концу — «Вконтакте» перестала быть сетью для школоты, героев
нашего времени стоит искать там. Журнал «Собака.ru» выбрал
сверхновых звезд, которые перевернули веб дном и заставили
смотреть на себя весь рунет.

Рома Желудь // Айза Долматова // Алексей Ивановский //
Сергей Абрамов // Егор Просвирнин // Владислав Цыплухин

Сергей Абрамов

отбрил двоечников

Девятиклассник в одиночку придумал первое
в России интернет-СМИ для школьников E-parta.ru, подключил
пять тысяч школ к системе вебинаров и стал самым
серьезным юношей своего поколения.

Вы опровергли мнение о том, что школьники в интернете интересуются только приколами.

Если посмотреть на количество участников олимпиад по физике, станет очевидно, что я не один такой умный. Нас в России около трех миллионов — я имею в виду старшеклассников. А школьников вообще, с первого по одиннадцатый класс, — тринадцать миллионов. Это довольно большая часть населения, которая никак не представлена ни в общественной, ни в политической жизни страны. Большинство взрослых не готовы слушать детей и давать им возможности для самореализации. Когда я начал вести блог, то столкнулся с тем, что подростки хотят заниматься чем-то серьезным, но им некуда себя приложить. Сначала я все делал один, но сейчас задумался о том, чтобы сделать блог многоавторским. У многих школ России есть свои газеты, сайты, группы «Вконтакте», куда пишут сами ребята. Эти же ребята могли бы заниматься школьным самоуправлением, но не влиять на ассортимент пирожков в школьной столовой, а втягиваться в реальную деятельность. В декабре я выступал в Госдуме — дети впервые принимали участие в парламентских слушаниях. Вместе со мной там были представители детских общественных объединений со всей страны. Так что главной мотивацией, когда я затеял свой сайт, было именно это: школьники должны что-то делать сами.

Опишите формат своего сайта.

Сначала предполагалось, что E-parta.ru будет именно электронной партой, где будет публиковаться все, что связано со школьными предметами. Потом, прочитав учебники по маркетингу и пиару, я решил, что подростков скорее интересует открытие нового в этом мире, новые сферы жизни, новые знания. Нет смысла дублировать школьную систему. И я скорректировал концепцию. На сайте публикуются новости науки, о которых не прочтешь в учебнике и не услышишь на уроках. Есть раздел «Школа выживания», откуда можно узнать, как разрешить конфликт со сверстниками или как зарабатывать первые деньги. Есть умные развлечения: викторины, флеш-игры. Но название «Блог школьного всезнайки» — это не столько самовыражение, сколько инструмент продвижения. Я делаю акцент на себе, но по факту говорю: я такой не один, есть и другие увлеченные школьники.

«Я делаю акцент на себе,
но по факту говорю: я такой не один,
есть и другие увлеченные
школьники»

Ничего подобного в рунете до этого не было?

В России и странах СНГ интернет-СМИ для школьников вообще не существовало. За рубежом были успешные опыты на основе государственно-частного партнерства.

Насколько популярен ваш блог?

Второй портал для школьников в России.

А первый какой?

Dnevnik.ru. Конечно, имея миллионы, я тоже сделал бы такой крупный проект, как Гавриил Леви, но все, что у меня было, — это шестьсот рублей в год на домен. Это даже не смешно, в кафе можно больше потратить, но я действительно ничего не вкладывал, кроме названной суммы.

На какие средства существует «Блог школьного всезнайки»?

На средства спонсоров, эмблемы которых размещены на сайте. Но партнерская помощь заключается не только в деньгах. Например, Мариинский театр дает возможность транслировать в блоге его спектакли. На аналогичных основаниях я сотрудничаю с экономистами, политологами, социологами петербургского филиала Высшей школы экономики. Microsoft не только является спонсором блога, но и предоставляет для портала обучающий контент. Да и к специалистам компании я могу обратиться за советом, все-таки знаний в области менеджмента и маркетинга мне не хватает.

Кем вы собираетесь стать?

Когда занимаешься, по сути, своим бизнесом, нужно быть и менеджером, и финансистом, и редактором. Так что сложно сказать, какая специальность мне нужна. Ясно, что одного образования будет мало. Через полтора года мне исполнится восемнадцать и я перестану быть школьником. Я лично очень хотел бы поучаствовать в принятии решений, которые касаются детей в России. Это образование, молодежная политика, воспитание, и не только. Сейчас все школьники сидят в интернете, а в учебнике информатики вопросам безопасности в сети посвящено всего полторы страницы. Это несерьезно! Интернет — это сфера, которая затрагивает миллионы детей. И они ничего не знают о средствах защиты. Я работаю над отдельным порталом, который будет аналогом курса ОБЖ, только для сети. Так что сфера интересов широкая. Время пока терпит.

«Я лично очень хотел бы
поучаствовать в принятии решений,
которые касаются детей в России.
Это образование, молодежная
политика, воспитание,
и не только»

В школе вы отличник?

Хорошист. Сейчас я учусь экстерном, у меня нет промежуточных оценок, главное — сдать зачеты и экзамены. Раньше я приходил из школы, делал домашнюю работу и сразу начинал заниматься блогом. А потом настал момент, когда у меня появились командировки, конференции, куда меня приглашали в качестве докладчика. И просить у организаторов справку, что я не прогулял уроки, а действительно выступал у них, было бы странно. Учителям это тоже стало не нравиться: парень, который не ходит в школу, портит им статистику. Стало очевидно, что надо переходить на другую форму обучения. На заочном гораздо проще. Теперь я сам принимаю решения, когда учусь, а когда работаю.

Мы — новая элита

В одной из статей на сайте вы сетуете на гуглозависимость школьников. Какие еще негативные черты, связанные с Интернетом, вы видите у своего поколения?

Все претензии, которые предъявляют моему поколению, от увлечения играми до «мало читают», указывают на синдром интеллектуальной пассивности. Проще пояснить на примере. Есть два ребенка, одному дарят машинку, другому конструктор. Первый гоняет игрушку по полу, его привлекает внешняя сторона игры. А второй начинает что-то придумывать, строить. С детсадовского возраста закладывается образ мышления. Поэтому когда первокласснику дарят айфон, вряд ли стоит ждать, что с его помощью он будет читать электронные книги и готовиться к урокам, — он будет сидеть и играть. Один программист сказал: «интернет от детей тупеет». И он прав. Если посмотреть на некоторые подростковые увлечения, то среди них немало эффектных и бессмысленных. Но странно было бы обвинять интернет в скармливании приколов: не было бы спроса, не было бы и предложения. На этом фоне меня радует интерес IT-компаний и желание Минкомсвязи развивать позитивный контент, чтобы из веселых картинок рунет превратился в умное дело.

Вам приходилось сталкиваться с отрицательной реакцией на то, что вы делаете?

Бывает негатив, причем от взрослых. Ровесников я могу понять, это конкуренция: «Почему он, а не я?» У взрослых работают стереотипы: «Как этот парень может учить других детей? Он школу бросил и пытается стать звездой». Но чаще стремятся помочь и научить. По возрасту я не конкурент, поэтому знаниями делятся без опасений. Была история: познакомился с чиновницей из отдела по связям с органами исполнительной власти в Смольном. Так она мне целый мастер-класс провела: как звонить в органы власти, как писать обращения, рассказала о нюансах. Я часто ее вспоминаю добрым словом, все-таки «Блог школьного всезнайки» является социальным проектом, без административной поддержки развивать его сложно. И все благодаря моему возрасту. Даже жаль взрослеть: вырастешь, а вдруг так учить уже не будут?


Дорогие мои старики


Максим Мошков
Программист с 1994 года
собрал огромный архив
литературы на Lib.ru, самой
известной библиотеке
рунета.

«Со своими задачами сайт прекрасно справляется при нынешнем дизайне. Принцип „если менять не нужно — менять не надо“ никто не отменял. Высокие скорости можно наблюдать только в Москве на выделенках. Стоит отъехать на двадцать километров в сторону — нас ожидает тупой, медленный, дорогой и ненадежный интернет сквозь региональных провайдеров и переполненный GPRS. И оттуда все новомодные „скоростные“ сайты банально непригодны для чтения, а мой читается удовлетворительно»

e-parta.ru

Текст: Ксения Гощицкая, Вадим Чернов, Виталий Котов, Радиф Кашапов.
Фото: Натали Арефьева, Александр Ермилов, Guy Johansson
Стиль: Мария Янковская 


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 29 мая, 2014
    Комментарий удален

Читайте также

По теме