14 правил делового обеда Ильи Лазерсона

Председатель Гильдии шеф-поваров Петербурга, недавно он открыл собственную кулинарную студию, где учит не только вкусно готовить, но и правильно вести себя за столом в самых разнообразных ситуациях. Специально для журнала «Собака.ru» Илья Лазерсон сформулировал основные правила поведения на бизнес-ланче – их необходимо знать, чтобы не упасть лицом в грязь. Или в салат.

1. Приглашение
Первым делом надо понять, где и каким образом ваш деловой обед будет проходить. Принято отправлять письменное приглашение на обед с указанием времени, места, дресс-кода – и письменно же отвечать: «Спасибо, буду».

2. Одежда
Нужно соблюдать дресс-код. Если в приглашении написано «повседневная одежда», подразумевается костюм с галстуком для мужчин и деловой костюм для женщин, а не джинсы с футболкой.

3. Трезвенникам и язвенникам
Во время бизнес-ланча, как правило, возможны два варианта: либо предлагается набор блюд, не предусматривающий свободы выбора, либо каждый заказывает для себя из меню все, что угодно. Если вдруг на деловом обеде вам подают блюдо, которое вы не можете есть, потому что здоровье не позволяет, ни в коем случае нельзя на весь стол заявлять: «Я не буду это есть, потому что у меня язва!» Говорить в обществе о своих болезнях неприлично. Максимум, что можно, – тихонько сказать об этом официанту. В хорошем заведении вам тут же предложат другое блюдо в качестве альтернативы – и это будет что-то не менее вкусное, а не склизкая каша. Гость не должен оставаться голодным после бизнес-ланча.

4. Заказ еды
Если вы самостоятельно выбираете блюда из меню, не усердствуйте. Не стоит пытаться получить серьезное гастрономическое удовольствие от делового обеда: еда здесь только повод для встречи, не более. Не стоит строить из себя гурмэ, особенно если платите за обед не вы. Заказывая блюда, двигайтесь по меню логически: холодные блюда, потом горячие, потом десерт. Десерт вообще обычно заказывают в конце обеда, когда уже съедены основные блюда.

5. Первое блюдо
Супы – очень сложный момент. В принципе, традиционные густые русские супы не очень удобны для «культурного» поедания, и лучше от них вовсе отказаться. Но если уж заказали, никогда не набирайте полную ложку, чтобы не сербать и не облиться. А есть суп из горшка (у нас очень любят подавать блюда таким образом) и вовсе неприлично – его обязательно надо переливать в тарелку. Хлеб берите только левой рукой.

6. Начало трапезы
Начинать есть все должны одновременно. К сожалению, в наших ресторанах официанты часто не знают этого правила и приносят блюда одной перемены сидящим за столом в разное время. Заканчивать трапезу  надо также одновременно с главным человеком за столом. Если он сложил приборы, вы делаете то же самое, даже если еще не все съели. Поэтому в процессе обеда контролируйте скорость еды, чтобы двигаться примерно в одном ритме.

7. Приборы
Если у вас обед с фиксированным меню, приборы обычно лежат в порядке очередности – от края к тарелке. Если вы заказали рыбу, а изначально на столе лежал нож для мяса, надо понимать, что вам его обязательно заменят, и не хвататься за него, когда официант попытается это сделать.

8. Алкоголь
На деловом обеде не принято пить и закусывать – принято есть и запивать.  Неуместно чокаться, достаточно просто поднять бокалы, выказывая свое почтение. Пить водку и заедать ее оливье – тоже не совсем деловой формат. Лучше заказывать вино, но помнить прописные истины. Например, не запивать колбасу вермутом, это сочетание сразу выдаст в вас дилетанта. С сыром все еще более сложно: так, с козьим сыром идет только белое вино, с плесневелым – сладкое десертное, с рокфором хорошо пойдет мускат.

9. WC
Даже если очень хочется выйти в туалет, нельзя покидать свое место в те моменты, когда это может доставить неудобство окружающим. Например, официант приносит всем горячие блюда, а никто не может начать есть, потому что вас нет за столом.

10. Транснациональная трапеза
Если в обеде участвуют иностранцы, важно посадить их рядом с людьми, владеющими общим языком, чтобы они могли общаться. Если в обеде участвует переводчик, его не кормят, он может только пить воду. Это ни в коем случае не унизительно: он работает, у него просто нет времени на еду.

11. Разговоры
Деловая часть делового обеда проходит в стороне от еды. Важные вопросы не обсуждают, поглощая гусиную печень. Все серьезные разговоры – либо во время перемены блюд, либо ближе к десерту.

12. Десерт
Неприлично есть десерт, запивая чаем. Десерт – самостоятельное блюдо и из напитков может сопровождаться только десертным вином.
Чай, кофе пьют уже после десерта.

13. Счет
Чтобы не возникало двусмысленностей и неловкостей, лучше, если каждый платит за себя. Иначе может создаться впечатление, что кто-то кому-то что-то должен. Но иногда бывает, что платит приглашающий.

14. Мораль
Важно помнить, что еда не главное в деловом обеде. Стоит даже приходить на него немного сытым.

 

Текст: Виктория Пятыгина


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Elena2013 26 дек., 2013
    Советы, конечно, полезные. Однако кое-каких пояснений не хватает. К примеру, автор советует переливать первое блюдо из горшочка в тарелку. И не объясняет, кто должен переливать - тот, кому подали горшочек, или тот, кто подал?

Читайте также

По теме