Юрий Мамин

/режиссер/

После десятилетнего перерыва режиссер фантасмагорического кинопортрета 1990-х – ленты «Окно в Париж» – снял притчу «Не думай про белых обезьян», которая уже успела получить приз Федерации киноклубов России за лучший фильм на последнем Московском международном кинофестивале.

Название фильму досталось от известной восточной притчи, которая звучит в начале картины. В ней рассказывается, как к старцу-отшельнику пришел юноша с просьбой открыть ему третий глаз. «Нет ничего проще, – ответил ему старец. – Ступай в келью и постарайся не думать про белых обезьян». – «А я и так никогда о них не думал». – «Ну, вот и не думай дальше!» Наутро невыспавшийся юнец появился перед мудрецом: «Что вы со мной сделали?! Всю ночь думал только про этих белых обезьян!» – «Хорошо! – сказал старец. – А теперь ступай и постарайся избавиться от этих мыслей. Это и будет первым твоим шагом на пути к мудрости».

Для главного героя, молодого бармена Вовы Смородина, самое важное в жизни – деньги и карьера. Он предприимчив, нагл, скуп и изобретателен. И напрочь лишен того, что мы называем духовностью: все ценности для него измеряются их стоимостью. Свою карьеру он начинает с создания ресторанчика в подвале петербургского дома. Но в заколоченной мансарде, которую он снял под офис, находит непрошеных жильцов: молодую артистку с неадекватным поведением (Катерина Ксеньева), художника-алкоголика (Алексей Девотченко) и чудака-буддиста, принявшего обет молчания (Анвар Либабов). Все трое сбежали из психушки. Наш герой постепенно подпадает под их влияние и начинает открывать для себя мир нематериальных ценностей. Кстати, Михаил Тарабукин, который был выбран на роль Вовы, оказался внешне похож на Романа Абрамовича, хотя я и не ставил перед собой такой задачи.

Текст, который произносят герои, рифмованный. Сюжет фильма достаточно экстравагантен, чтобы быть достоверным. Диалог в стихах, придавая этой истории особый стиль и органичность, позволяет создать художественную правду, которая для меня важнее достоверности. Первоначально диалог был написан в прозе сценаристом Владимиром Вардунасом при моем участии. А когда возникла потребность сделать его стихотворным, я поручил это поэту Вячеславу Лейкину.

В фильме много компьютерной графики и анимации. Но как еще изобразить галлюцинации пьяного художника – оживающие полотна Босха или эротические гравюры эпохи Возрождения?

Большая часть действия происходит на крышах. И это не случайно. Крыши Петербурга – особый мир, где возникает ощущение вечности: внизу происходили демонстрации, премьеры, революции, а здесь, наверху, почти ничего не менялось, застыло в торжественной красоте. Собственно, выход на крышу, достижение другого измерения – это и есть метафора творчества.

«Не думай про белых обезьян».
Режиссер Юрий Мамин.
В кинотеатрах с 22 января

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме