Как устроен TESTFM — онлайн-радио, которое продвигает локальную электронную сцену из секретной студии в Петербурге

Петебургский диджей и лауреат премии Собака.ru «ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга» 2020 Стас Каливасин создал независимое онлайн-радио TESTFM, вокруг которого сформировалось мощное андеграундное комьюнити. Проект продвигает петербургскую локальную сцену (в секретной студии можно услышать все — от EBM и даб-техно до фри-джаза) и готовится к запуску собственного рекорд-лейбла. 

  • На Стасе рубашка Brioni, пуловер и брюки Maison Margela, кеды Y-3 (все — ДЛТ) 

1. Как появился TESTFM? 

Думаю, из естественной потребности делиться музыкой. Попытку запустить интернет-радио я сделал еще в 2008 году — это был сайт с одной кнопкой, где нон-стоп крутились треки и миксы, которые я находил. Проект в таком виде умер из-за отсутствия ресурсов на техническую реализацию. Как раз в то время запустили сервис Soundcloud, и я трансформировал потоковое вещание в музыкальный блог и серию миксов, которую сам и курировал. Ну а в 2015 году снова захотел делать радио.

2. И в чем заключается ваша миссия?

Если честно, сформулированной миссии до написания презентаций для спонсоров не было. Сейчас наша миссия — доставлять кайф в моменте, популяризировать местных артистов и их музыку в России и по возможности продвигать за границу. Хочется, чтобы слушатели из любой точки мира могли зайти в архив наших эфиров и получить представление о локальной сцене. В какой-то момент мне стали писать программные директора клубов и фестивалей — кого из интересных и перспективных музыкантов в том или ином жанре я могу посоветовать? Даже мелькнула идея сделать букинг-агентство. 


Петербургские диджеи могут играть на TESTFM то, чего никогда не поставишь в клубе в прайм-тайм.

TESTFM — это возможность для молодых артистов получить опыт. Наблюдаю, как некоторые растут от трансляции к трансляции, удивляют материалом, а не просто пытаются нахватать чего-то из, условно говоря, трек-листов звезд Boiler Room или чартов. Известные диджеи могут играть тут то, что не поставишь в клубе в прайм-тайм. Или, например, анонимно выступить в рамках передачи «Увы» — это единственная передача без видеотрансляции, где артисты предстают с вымышленными псевдонимами и биографией, значение имеет только музыка.

3. Что было сложнее всего?

Было и есть — отказывать диджеям и музыкантам, особенно знакомым, которые не подходят нам по музыке. Раньше, когда у нас не было постоянной студии, было сложно планировать сетку вещания так, как мы ее планируем сейчас — на несколько месяцев вперед. Все держалось на голом энтузиазме и периодически оказывалось на грани умирания. В какой-то момент я вообще хотел удалить страницу сообщества. Но, переслушивая чей-нибудь эфир, думал: «Ну уж нет». В 2018 году нас приютили ребята из столярной мастерской в индустриальной зоне Петербурга. Студия была местом проживания одного из ребят — днем эфиры, а вечером он приходил и ложился спать. Все закрутилось уже после третьего выпуска: число подписчиков начало расти, диджеи знакомились друг с другом, постепенно формировалось комьюнити. Год назад мы переехали в соседнее здание и расширили студию — теперь можем проводить там даже выставки и закрытые вечеринки. Адрес остается в секрете, но тот, кто хочет посетить эфир и послушать музыку в живую, может отправить запрос. 

4. Какие жанры музыки играют на ТESTFM?

TESTFM не про жанры, а скорее про качество, вкус и искреннюю страсть к музыке. Сейчас играет хип-хоп, через час техно, следующий час — экспериментальный лайв с флейтой и синтезаторами. Это расширяет кругозор слушателей. Плюс я бы сошел с ума, если бы весь день на студии играло, допустим, одно электро.  

5. Как завоевывать аудиторию, будучи в андеграунде?

На мой взгляд, понятие андеграунда размыто и постоянно мутирует. Но если он и есть, то да — мы находимся в его поле и вещаем для андеграудной аудитории. Я никогда не пытался ее искусственно наращивать и делать что-то для привлечения внимания. Хочется, чтобы показатели были естественные, чтобы нас находили сами. В среднем у выступлений артистов по 5–7 тысяч про- смотров. Рекорд — 1 млн просмотров, но это случайность. В тот день «ВКонтакте» дали нам промо как развивающемуся сообществу. Играл эфир с балеариком, набежала левая аудитория со всей страны, и посыпались комментарии в духе: «А это еще что за …?!». После этого я попросил администрацию «ВКонтакте» промо не делать.

 


Я стараюсь сохранять естественность внутри комьюнити, лишний раз не нарушать баланс и быть в большей степени наблюдателем.

6. Сколько артистов выступало на TESTFM?

К пятилетию мы хотели сделать футболки с именами всех выступавших, но поняли, что они не поместятся, а забыть мы никого не хотели. За это время TESTFM провел более 2 тысяч видеоэфиров — думаю, что человек 500-600 точно выступило. Это не только Петербург, но Москва и другие города страны. До пандемии к нам часто заглядывали зарубежные музыканты, гастролирующие в России.

7. За счет чего живет радио?

По большей степени радио существует за счет его же участников, комьюнити, слушателей. Это донаты — спасибо всем, кто поддержал нас во время пандемии и помог оплатить аренду! — продажа мерча, ивенты. Мы также сотрудничаем со спонсорами — алкогольными и телекоммуникационными брендами. В начале размещение спонсорских логотипов давалось мне нелегко — андеграунд, все дела, — но спонсорство необходимо, чтобы радио продолжало жить и развиваться. На музыкальный репертуар это никак не влияет — иначе мы бы не сотрудничали ни с кем вовсе.

8. Какие планы у TESTFM?

Перед пандемией мы занимались организацией тура — 12 городов от Калининграда до Владивостока. Хотели показать нашим слушателям локальные сцены России. Из-за ситуации с коронавирусом все поставили на паузу. Сейчас запускаем рекорд-лейбл, первый релиз выйдет в конце июня. На нем будет эмбиент от Yenisei (под этим псевдонимом делает музыку петербургский диджей Tennisist), чью музыку мы открыли как раз во время анонимной передачи «Увы». На очереди Thelonious Bong, Andra Ljos, Serene, X.Y.R.

9. О чем нужно помнить, создавая независимый проект?

В случае с TESTFM я думал о цели и позволял всему случаться, решал задачи по мере поступления и не загадывал далеко наперед. И до сих пор стараюсь эту естественность сохранить, лишний раз не нарушать баланс, быть в большей степени наблюдателем. Наш проект — это тест. И для меня в том числе. Я хотел проверить, можно ли делать то, что любишь, не предавая свои ценности, и при этом зарабатывать на жизнь. Года два назад по пути на студию строился дом на котором висело табло с обратным отчетом дней до конца стройки. Я подумал: когда дойдет до нулей, решу, удался ли тест и что делать дальше. Сейчас дом уже заселен и во дворе гуляют дети.

Фото: Елизавета Медунецкая

Стиль: Лима Липа

Благодарим за помощь в проведении и организации съемки "Экскурсии по крышам Санкт-Петербурга". 

 

«Собака.ru»

благодарит за поддержку партнера премии

«ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга 2020»


ДЛТ

старейший универмаг Петербурга и главный department store города

Катерина Резникова,
Комментарии

Наши проекты