Выбор Лангенбурга: 5 самых необычных фэнтези-фильмов

К выходу в прокат заключительной части «Хоббита» Питера Джексона наш редактор вспомнил несколько самых причудливых картин волшебного жанра: от героической саги с молодым Томом Крузом до экранизации главной книжки про чудовищ.

  • «Легенда» (1985)

    Чрезвычайно странная веха фильмогорафии Ридли Скотта — автора высоко художественных блокбастеров, от «Чужого» и «Бегущего по лезвию бритвы» до «Ганнибала» и «Падения "Черного ястреба"». Сценарий «Легенды» был отвергнут диснеевскими боссами, и Скотт, давно мечтавший снять фэнтези, обратился к британской кинокомпании Regensy Enterprises/ Готовясь к съемкам, Скотт перечитал гору профильной литературы и сказки братьев Гримм, и «Морфологию волшебной сказки» Проппа. В итоге получилась несколько избыточная феерия с сюжетом о влюбленных леснике и принцессе, которые противостоят Повелителю Тьмы с его подручными гоблинами, убивающими единорогов. Фильм провалился в прокате, но зато стал поворотной точкой в карьере 23-летнего Тома Круза.

  • «Волшебник Земноморья» (2004)

    Экранизация фэнтезийной саги Урсулы Ле Гуин про юного кузнеца, покинувшего идиллическую страну, чтобы сражаться с силами тьмы. Вокруг обширного корпуса текстов 85-летней американской писательницы, великой скептической гуманистки, сложился культ не столь оглушительный по сравнению с почитанием Толкиена, но тоже вполне себе нешуточный. Более серьезным и глубоким считается антиутопический хайнский цикл, однако и фэнтези-романы Ле Гуин — сложная и невеселая вселенная. В сильно опрощенной, снятой в ярких цветах канадской телеверсии первого романа земноморского цикла фигурирует величавая Изабелла Росселлини, летают драконы, полыхают пожарища, творятся заклинания, добро сражается со злом — в общем, все как полагается.

     

  • «Власть огня» (2002)

    В районе 2020-го года глобальное потепление разбудило дремавших в земных недрах всамделишных драконов — которые, оказыватся, вовсе не сказочная выдумка, а реальные, огнедыщащие и крайне жуткие создания, после ледникового периода пребывавшие до поры в анабиозе. Предводитель английской колонии уцелевших (Кристиан Бейл) и американский солдат удачи (Мэттью МакКонехи) объединяются, чтобы дать последний и решительный бой хтоническим чудовищам. Выдающийся дебют в большом кино режиссера «Секретных материалов» Роба Боумана — редкий пример апокалиптического фэнтези с сильным готическим привкусом.

  • «Мечта» (2008)

    Главный герой видит крайне реалистичный сон, в котором происходит страшная авария. По пробуждении выясняется, что все это произошло на самом деле, только с некой девушкой, с которой наяву случается то, что главный герой видит во сне. «Мечта» (более корректный перевод названия все-таки «Сон», конечно) оказалась трагической картиной для самого Ким Ки Дука — главного экспортного режиссера Южной Кореи, а в середине 2000-х кумира любителей артхауса с эзотерическими претензиями. На съемках картины чуть не погибла главная актриса, после чего Ким впал в параноидальную депрессию на несколько лет. На самом деле фильм — это, конечно, мистическая мелодрама в западном понимании. Но в современной корейской культуре, одновременно крайне рациональной и полной фрустрации, наиболее близкий аналог фэнтези, самого эскапистского жанра в кино и литературе, — как раз такие истории.    

  • «Там, где живут чудовища» (2009)

    До сих пор не оцененная в должной мере экранизация детского фэнтези-шедевра Мориса Сендака, радикально короткой книги об очень непослушном мальчике, который после ссоры с матерью попадает на волшебный остров, где живут психически нестабильные монстры-страхобразы (русский перевод текста вышел только сейчас, спустя полвека). Решился воплотить это произведение, на самом деле настоящую магическую коробку без дна, патентованный фрик Спайк Джонз  — снявший знаменитые клипы для Бьорк, Beastie Boys и Sonic Youth. Именно эта, знакомая по музыкальным видео 90-х, лоуфайно-шизоидная эстетика и стала наиболее адекватной для переноса книги Сендака на экран.       
     
Артем Лангенбург,
Комментарии

Наши проекты