Дмитрий Зайцев, директор музея стрит-арта: «Мы сделаем свой Эрмитаж!»

Стартовавший в глуши Пороховых Музей стрит-арта — это граффити, скейты, диджей-сеты и лекции прямо на действующем предприятии. Мы спросили у председателя совета директоров Завода слоистых пластиков Дмитрия Зайцева, зачем ему искусство улиц.

  • ДМИТРИЙ ЗАЙЦЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО
    СОВЕТА МУЗЕЯ СТРИТ-АРТА И ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПРОЕКТЕ

Как и когда вам пришла в голову необычная идея создать музей уличного искусства на территории завода?

Почему необычная? Она вполне нормальная. Есть примеры — и в России, и за рубежом. Другое дело, что мы хотим тут создать центр культуры стрит-арта, которая, как правило, полулегальна. Нарисуешь что-нибудь на стене — плати, пожалуйста, штраф. А мы на своей территории эту культуру узакониваем, это куда необычнее. У нас даже есть специальная «Легальная стена», где каждый может нарисовать что хочет, оставить автограф. И у людей есть такая потребность, куда большая, чем мы ожидали, — некоторые даже приходят с друзьями, чтобы вместе порисовать. Но речь у нас не только о графике. Музей стрит-арта хочет аккумулировать и музыку, и театр, и танец, близкие нам по эстетике. А идея пришла несколько лет назад. Скажем так, мы примерно три года как перешли от теории к практике и сейчас постепенно выходим на финишную прямую.

Ваш завод производит отделочные материалы. Вам этого бизнеса недостаточно?

Я бы с удовольствием оборудовал для своих рабочих цех в Эрмитаже, поставил бы там станки, и у людей было бы другое настроение, другой кураж. Но мне этого никто не позволит. Вот вы много времени проводите на работе? И мы много времени проводим — в пыльном депрессивном районе. И я решил: мы сами сделаем свой Эрмитаж. Чтобы люди приходили на работу с интересом. Это не филантропия, я и о производительности труда думаю тоже.

А сами работники завода как приняли появление граффити на стенах и блуждающих по территории завода богемных художников?

Не скрою, сначала некоторые смотрели с сомнением, с недоумением. А потом стали втягиваться в эту историю, помогать, обсуждать. Улыбок стало больше. Когда меняешь пространство снаружи, оно меняется и у людей внутри.

Судя по планам вашей реконструкции, к лучшему должен измениться не только завод, но и окружающий городской ландшафт.

Да, хотелось бы надеяться. Мы это делаем в том числе с такой целью.

Ждете какой-то благодарности от городских властей?

Мы не за спасибо делаем. Просто если музей, то все должно быть серьезно. Внешний облик должен отражать его художественный посыл, идею. Поэтому мы провели серьезный конкурс среди нескольких российских и иностранных архитектурных бюро, и победила наиболее адекватная концепция. Мы надеемся, что это будет выглядеть ярко, уместно и радостно. У нас так часто хмурое небо, дождь в городе — нам нужны праздничные краски в пейзаже.

Андрею Зайцеву 24 года. Он сын председателя совета директоров завода и активно помогает отцу в создании музея.

Все началось с подпольных вечеринок, которые проходили на заводе. Тогда мы с друзьями рисовали на стенах. Удивительно, но в итоге мы смогли превратить старое советское предприятие в прогрессивное современное пространство с красивыми, интеллектуальными современными людьми».

  • «Лес»

    Архитектурное бюро «Лес» (Андрей Воронов со товарищи) работало над нынешним обликом музея.

  • «Маяк»

    Воплощение проекта финского бюро JKMM — дело ближайшего будущего. Старые кирпичные стены завода будут обрамлены элегантными хайтековскими конструкциями, а заводскую трубу — доминанту близлежащей округи — снабдят прожектором, наподобие маяка.

  • Еж

    Руководитель проекта — Полина Еж, в прошлом ресторанный обозреватель нашего журнала.

  • Recycled Sound Weekend

    Диджейские сеты на открытом воздухе по выходным уже август 2014 стали в музее обычным делом. Среди участников — проект Yellah Beats, диджеи Veel, Сhikiss, El Ched.

  • Что есть

    Выставку Casus Pacis, посвященную темам и образам, связанным с войной, готовили к столетию начала Первой мировой, но возник украинский кризис, и это подкорректировало тематику в актуальном русле. Casus Pacis, собравшая российских и украинских художников (в том числе традиционных живописцев, впервые в жизни расписывавших стены), органично влилась в параллельную программу «Манифесты». Кураторы выставки — искусствовед Анна Нистратова, историк Михаил Астахов и киевский художник Владимир Воротнев.

  • Что будет

    От тестового режима к стабильному музей надеется перейти уже в 2015 году. Будут работать галерея, лекторий, открытая сцена с профессиональной звуковой и световой аппаратурой, хостел, звукозаписывающая студия, скейт-парк, фуд-корт. Обещают регулярный фестиваль уличной культуры, спектакли и концерты.

  • Художники

    Для постоянной экспозиции Музея стрит-арта работы создали, в частности, испанец Escif, петербургская ярнбомберша (граффитистка пряжей) Мама Ли, уличный артист из Екатеринбурга, номинант премии Кандинского Тимофей Радя, граффитирайтер из Москвы Паша 183 и многие другие.

Музей стрит-арта
Узнать подробнее
   

 

Лена,
Комментарии

Наши проекты