5 главных фильмов о Сталинградской битве

Сегодня в широкий прокат вышел самый крупный российский проект последних лет - патриотический 3D-блокбастер Федора Бондарчука «Сталинград». Наш кинообозреватель Дмитрий Буныгин предлагает посмотреть еще 5 главных фильмов, посвященных героической защите многострадального города на Волге.

 

«Возмездие»

1967

Режиссер Александр Столпер

Капитану Ивану Синцову (Кирилл Лавров) дан в подчинение «невезучий» батальон: накануне два предыдущих командира один за другим погибли глупой смертью. На передовой он встречает давних знакомцев – вдовца-генерала Федора Серпилина (Анатолий Папанов) и молодую докторшу Таню Овсянникову (Людмила Крылова).

Эта двухсерийная картина, снятая учеником Кулешова и Эйзенштейна по мотивам романа Константина Симонова «Солдатами не рождаются», лишь формально является продолжением «Живых и мертвых», одного из наиболее значительных военных фильмов периода «оттепели». Столпер пожертвовал цельностью повествования и зрелищностью уличных боев в пользу статичных планов неспешно беседующих защитников Сталинграда, получив в итоге фильм совсем не о войне – о воинах.

«Сталинград»

1989

Режиссер Юрий Озеров

Разжалованный в рядовые сын Хрущева Леонид (Андрей Смоляков), испанский интернационалист Рубен Ибаррури (Фернандо Альенде), избежавший расстрела пулеметчик Иван (Федор Бондарчук) и генерал-лейтенант Чуйков в исполнении голливудского актера Пауэрса Бута (сенатор Рорк из «Города грехов») скучно и невыразительно сражаются за нашу Родину. Совместная продукция «Мосфильма» и «Уорнер Бразерс» – низшая точка карьеры страдающего гигантоманией баталиста Юрия Озерова.

68-летний постановщик приложил немалые усилия, чтобы сделать этот трехчасовой фильм категорически непригодным для просмотра: санкционировал нелепый кастинг (Сталина, к примеру, изображает Арчил Гомиашвили), погубил разбухший сценарий примерно миллионом побочных сюжетных линий, а свои режиссерские обязанности свел к выкрикиванию команд «мотор» и «стоп». Кроме того, в интересах высшей гармонии Озеров заставил монтажеров выполнять свою работу на ощупь.


«Сталинград»

Stalingrad, 1992

Режиссер Йозеф Вильсмайер

Солдаты фельдмаршала Паулюса Ганс фон Вицланд (4-ая роль Томаса Кречманна в большом кино), Фриц Райзер и Манфред Рохледер всегда мечтали посетить Россию. Наконец, немецким парням посчастливилось очутиться в этом далеком краю. Кое-что им не понравилось, кое-что удивило, а потом их убили под Сталинградом.

Возможно, отечественных зрителей несколько покоробит тот неоспоримый факт, что единственный стоящий проект, посвященный сталинградским событиям 1942 года, был реализован биологическими потомками фашистских захватчиков. Обладая весьма средними задатками, Вильсмайер проявил спасительный вкус в выборе эстетических образцов, во многом ориентируясь на вторую часть кубриковской «Цельнометаллической оболочки».

 

«Сталинградская битва»

1949

Режиссер Владимир Петров

Главным героем этой художественно-документальной ленты выступает неодушевленный предмет – карта-план военных перемещений. Именно по ней в течение всего действия мудрый стратег Иосиф Виссарионович (Алексей Дикий в гротескном гриме и кителе на три размера больше) мерно водит указкой, снисходительно – и без единого намека на грузинский акцент – ворча на нерадивых генералов и по-отечески наставляя полевых командиров. «Сталинградская битва» полностью решена в модном тогда формате патриотической лекции, в бесконечном процессе которой нас почти не выпускают из тесного кабинета кремлевского усача. Творческая задача остальных актеров ограничена своевременной подачей реплик вроде «Разрешите, товарищ Верховный Главнокомандующий?».

 

«Собаки, хотите жить вечно?»

Hunde, wollt ihr ewig leben, 1959

Режиссер Франк Висбар

Отлежавшись в харьковском госпитале, старший лейтенант Виссе (Иоахим Ханзен) отправляется на Восточный фронт в качестве нового командира разведывательно-связного штаба. С каждым днем жизнь в городе на Волге становится для чуткого, высоконравственного и неустрашимого фашиста-собачника все менее и менее комфортной. Продовольствие и боеприпасы тают – в отличие от некстати выпавшего снега. Отчаявшимся бойцам 6-ой армии только и остается, что музицировать на чудом сохранившемся среди руин пианино и от случая к случаю отбирать у пленных русских котомки, плотно набитые салом и прессованным пшеном.

Прикрываясь легким антимилитаристским пафосом, лицемерные кинематографисты ФРГ прославляют германский воинский дух, критикуют тактические промахи гитлеровских маршалов, а также клеймят позором офицеров-предателей, отказавшихся рубиться за Фатерлянд до последней капли благородной арийской крови.

Текст: Дмитрий Буныгин

Лена,
Комментарии

Наши проекты