18+
  • Развлечения
  • Книги
  • News
Книги

«Дом книги» отмечает 95-летний юбилей

Легендарному «Дому книги», расположенному в Доме Зингера на Невском проспекте, сегодня исполняется 95 лет. Член совета директоров магазина Мария Грушева, рассказала, как печатная литература борется с цифровой, сказывается ли на книгах кризис и нужны ли городу писательские кластеры.

Мария Грушева

В 20-30-е годы в «Доме книги» литературу не только продавали, но и производили. Как вы смотрите на идею создать на базе магазина литературный кластер?

У нас нет такой задачи, так как это нецелесообразно для нас по ряду факторов. Весь мир идет по пути углубления специализации и глобализации. Издательство может находиться в Ростове, печатать книги в Твери и продавать по всей России.

Перенимаете ли вы опыт у иностранных коллег, которые перестраивают книжные магазины с печатной продукцией в мультимедийные центры с аудио и видео?

Мы внимательно следим за иностранным опытом. Какие-то элементы пытаемся внедрять. Дом книги в первую очередь является магазином для продажи печатной продукции, это одно из основных условий договора аренды. Кроме того, Дом Зингера является архитектурным памятником и находится под охраной КГИОПа, и поэтому мы не можем переоборудовать помещения под мультимедийные центры. В общем – Книги – это главное, все остальное – дополнении к главному.

Чтение за последнее время все больше уходит в интернет. Как справляетесь с конкуренцией?

Конкуренцию чувствуем. Есть некоторое снижение продаж от ожидаемого уровня, но интернет-торговля — это растущий тренд текущего времени. И это нормально и очевидно для нас. Динамика жизни в городах, особенно мегаполисах, очень высокая и люди порой не имеют времени и вынуждены совершать покупки в интернете и книги в том числе. Мы учимся работать и сосуществовать в данных условиях рынка. Отмечу, что не все книги переводятся в цифру. Альбомы, подарочные издания, детская книга – все это было и будет востребовано на бумаге в достаточном объеме.

Как вы обучаете продавцов? Проходят ли они специальную подготовку?

Наши сотрудники Отдела Розничных продаж проходят специальную подготовку, но мы понимаем, что технологию подготовки необходимо постоянно совершенствовать и изменять, под изменяющийся рынок. Сейчас существуют современные технологии розничных продаж, которые предполагают иные методы и подходы по обслуживанию и сервису Покупателей. Школа продаж прошлых лет претерпела существенные изменения, в том числе и у нас в Доме Книги, в силу изменения портрета и характера Покупателя. В текущем году мы успели применить только небольшую часть современных методик в розничных продажах.

На рынке книг у вас достаточно конкурентов («Буквоед», «Буква») Как вы выстраиваете свою маркетинговую позицию?

Наша маркетинговая политика в 2014 и 2015 прежде всего ориентирована на усовершенствование себя изнутри. Конечно мы наблюдаем за участниками и игроками на книжном розничном рынке, но мы не конкурируем с «Буквоедом» и/или «Буквой». Мы не сетевой игрок. Мы пересекаемся лишь только по части параметров конкурентноспособности.

Как происходит отбор издательств, которые представлены в «Доме Книги»? Что нужно, чтобы попасть на продажу?  

Отбор издательств проводится по очень простому принципу: есть книги — будут на полке в Доме Книги. Критерий по выбору издательств у нас нет. Мы заключаем контракты со всеми издательствами. А по части издательств ведем специальную программу поддержки и продвижения небольших издательств с небольшим ассортиментом товара. Книги небольших издательств часто элементарно теряются на полках среди большого количества новинок от серьезных крупных игроков книжного рынка. Мы обнаруживаем, что у издательств небольшого формата либо специализирующихся на узком сегменте литературы очень много интересных и востребованных покупателем книг.

В Петербурге появляются нишевые книжные магазины, в которых образующим принципом становится селекция — например, «Порядок слов». Какая в этом вопросе ориентированность у «Дома книг»: все для всех или есть отбор?

Это естественный процесс. Явно видна тенденция на поляризацию форматов книжных магазинов – либо крупнейшие книжные супермаркеты, расположенные в суперпроходимых местах с огромным предложением как книг, так и сопутствующих товаров (Дом книги в СПБ, Библиоглобус, Торговый дом Москва – в Москве)- это на одном краю линейки. На другом – узкоспециализированные небольшие интеллектуальные магазины-клубы со своим кругом постоянных покупателей («Порядок слов», «Подписные издания» на Литейном и проспекте).То есть те, которые проявляют креатив и сами формируют круг поклонников магазина. Серые, ординарные книжные магазины не имеют будущего совершенно.

Расскажите, как обстоят дела с интересом к книгам у современного населения: больше читают или меньше?

Трудно сказать. У нас все-таки изменился круг покупателей. Какая-то часть читателей определенно ушла в цифру, с другой стороны, гораздо больше приезжает гостей из других городов, где уже закрылись большинство местных книжных магазинов. Как это складывается в итоге, мы не готовы ответить. В Доме книги увеличилось количество посетителей и увеличился объем продаж в этом году. Это нас радует.

Сказывается ли на вас или на покупателях книг кризис? Если да, то как именно?

Мы находимся в самом начале кризиса. Думаем, что наиболее наглядная картина проявится после новогодних праздников. Конечно, ситуация тревожная, тем более что книги не являются «предметами первой необходимости». С другой стороны, мы уже проходили ряд кризисных ситуаций разного происхождения и глубины. Многое зависит от профессионализма команды, умения правильно выбрать стратегию, тактику и грамотно реализовать в заданных условиях. Нельзя также не принимать во внимание изменения внешних факторов, на которые мы не можем влиять.

Фото: Андрей Миллер

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)