Как Эрмитаж дурачит зрителей на выставке «Обманки в искусстве»?

В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве». «Собака.ru» выбрала лучшие тромплей-экспонаты.

  • Декоративное панно «Детская Вакханалия», Мартин Йозеф Геерартс

  • Резные часы, имитация позолоченной бронзы. Дерево, металл, эмаль. XVIII в.

  • «Кофе, чай и табачные изделия», Иоганн Эсайас Нильсон. 1750-60 гг.

  • Неизвестный художник, «Книга», XVI в.

Экспозиция в Эрмитаже представляет всевозможные виды художественных «обманок». На выставке перепутано абсолютно все — нельзя верить тому, что видишь. Способ верификации один: прочесть описания работ.

В Малом манеже показывают экспонаты только из коллекции Эрмитажа – около 700 предметов различных эпох: от зарождения имитаций в Египте, Греции и Риме до начала ХХ века.

  • Шахматные фигуры. Китай, XIX в. Слоновая кость, имитация черных и красных кораллов.

  • Футляры с гипсовыми слепками с резных камней из комплекта «Opere Dei Pichler». Вена, 1840-е гг.

  • Пакетовые табакерки, XVIII в.

  • Флакон для нюхательного табака, имитация резного лака. Китай. Династия Цин (1644-1911 гг.)

  • Миниатюрная книга. Мрамор, малахит, мозаика. Санкт Петербург, 1830-40 гг.

На выставке «Обманки в искусстве» представлен, например, классический тромплей (с фр. «обман зрения» – Прим. ред.) — двухмерные картины, воспроизводящие иллюзию трехмерности: плоское становится объемным, близкое кажется далеким, а иллюзия становится реальностью. Другое направление – имитация предметов. Еще один вид иллюзии –  имитация техник и материалов, из которых они сделаны.

  • Готический ларец, обтянутый тисненой кожей. Франция. XIV-XV вв.

  • Альбом в виде рамки с репродукции миниатюры Р.Карьеры. Картон, бумага, шёлк. 1914 г., Германия.

  • Музыкальная шкатулка в виде фотоальбома. Швейцария. 1880-е. Дерево, кожа.

  • Ваза «Посвящение Нептуну». 1780-е.

  • Фляга в виде томика Петрарки. XV в.

Вся экспозиция — игра. В «обманках» заложено приглашение зрителей к сотворчеству. Они ни в коем случае не подделки — подделка боится разоблачения — «обманка» же его и предполагает.

  • Иоганн Каспар Фюссли, Trompe l’œl (Обманка), Швейцария, 1750 г.

  • Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны, Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1850-е–1860-е

  • Иоганн Каспар Фюссли Trompe l’ œl (Обманка), Швейцария, 1750 г.

  • Пресс-папье с накладными ягодами и листьями, Россия, Екатеринбург, 1870-е

  • Ваза с росписью «под серебро», Россия, Санкт-Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд, село Морье, Завод С. Я. Поскочина, Вторая четверть XIX в.

Выставочное пространство также иллюзорно, как и предметы, которые оно хранит. Посетители попадут в несколько помещений — «кабинет-библиотеку», «римский двор», «художественную галерею», «деревенскую избу» и «сад». Дизайнерами экспозиции стали Андрей Шеллюто, Ирина Чекмарева и Тимофей Журавлев.

Выставка «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве» до 10 марта в Малом Манеже Эрмитажа

Текст: Александра Березовская

 

sobaka,
Комментарии

Наши проекты