18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Фотопроект. Историю о вечной красоте сняли в Царском Селе

 «Екатерина II. Личное пространство» – уникальный реставрационный проект, стартовавший в музее-заповеднике «Царское Село» при поддержке ПАО «Газпром». Он вдохновил мастера балетной фотографии Дарьян Волкову на пронзительную фотосессию с участием прима-балерины Михайловского театра Екатерины Борченко. Мы поговорили с инициаторами и участниками прекрасной истории.

Янтарная комната

Янтарная комната

Золотая анфилада

Золотая анфилада

Парадная лестница

Парадная лестница

Зубовский флигель

Зубовский флигель


Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село»

О том, как будут возрождаться личные комнаты Екатерины II

 

«В октябре прошлого года мы анонсировали начало совместного с Газпромом масштабного реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство». Речь идет о воссоздании интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца – тех самых, в которых жила императрица и убранство которых было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны. Конечно, эта задача – чрезвычайно амбициозная. Во-первых, это знаковые интерьеры, шедевры XVIII века. Во-вторых, нам предстоит колоссальная исследовательская, научная работа.  Впереди пять лет – мы рассчитываем, что в 2023 году залы смогут принять первых посетителей. Восемь помещений­– Синий (Табакерка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский залы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты – образцовые интерьеры эпохи классицизма. А это значит, что в отделке использовались цветное стекло, золоченая бронза, серебро, фаянсовые плакетки, мастика, живопись, китайские лаки. Нам предстоит восстанавливать даже некоторые технологии – интересная, но чрезвычайно сложная задача. Добавлю, что без поддержки Газпрома мы не могли бы даже подступиться к этому.

Нам повезло, что у нас есть бесценный иконографический материал – акварели, фотографии довоенного времени, а также коллекция автохромов, выполненных в 1917 году. Это наш главный ориентир.

До объявления режима самоизоляции специалисты Царскосельской янтарной мастерской работали в пяти интерьерах: Синем, Зеркальном и Серебряном кабинетах, Опочивальне и Купольном зале. Параллельно разрабатывали документацию для воссоздания еще трех интерьеров. Надеюсь, что после того, как ситуация стабилизируется, мы сможем продолжить работу в этих помещениях.

Кроме того, реставраторы трудились в мастерских. Создавали образцы цветного стекла и керамики для декора стен и каминов; снимали формы с сохранившихся старых деталей для изготовления новых; делали модели разных элементов декора, отливали их в металле. Мастера работают над сохранившимся паркетом из Зеркального кабинета, начали воссоздавать паркеты других интерьеров.

Фотосессия балетного фотографа Дарьян Волковой – интересный опыт. Получилась история о вечной красоте – такое слияние архитектуры и балета, человека и искусства. Разумеется, мы не могли не задействовать наши знаковые интерьеры – Янтарную комнату, Парадную лестницу и всю Золотую анфиладу. Это наши бренды. Завораживающие кадры получились в Лионском зале – он был восстановлен в 2019 году, тоже при поддержке Газпрома. А вот помещения Зубовского флигеля, где ведется реставрация, фотограф решила представить как репетиционный класс. Прекрасная идея!»

Лионский зал

Лионский зал

Лионский зал

Лионский зал

Синергия искусств – балета и архитектуры – усилила и подчеркнула блеск и величие исторических залов. Во дворце было отснято около 100 фотографий, задокументированы самые знаковые великолепно воссозданные интерьеры.

Среди них Янтарная комната и снискавший славу ее соперника Лионский зал. Он относится к числу личных парадных апартаментов Екатерины II. Созданный Чарльзом Камероном в 1781–1783 годах, зал получил свое название благодаря отделке стен шелком, изготовленным в Лионе на ткацкой мануфактуре LamyetGiraud (сейчас мануфактура Prelle). Воссоздание Лионского зала, завершившееся в прошлом году при поддержке ПАО «Газпром», вернуло интерьеру былое великолепие. Шелк, вытканный французскими мастерами по историческим образцам, вновь стал его главным декоративным элементом.

Золотая анфилада

Золотая анфилада

Янтарная комната

Янтарная комната

Золотая анфилада

Золотая анфилада


Дарьян Волкова, балетный фотограф, автор проекта

О концепции проекта и впечатлениях от масштаба и работы реставраторов

 

«Я много думала о концепте, когда готовилась к съемке в Царском Селе. Передо мной стояла сложная задача: показать не только открытые для посещения прекрасные музейные залы, но и помещения, в которых началась реставрация, где пока только происходит восстановление красоты.

Так как в проект была привлечена прима-балерина, заслуженная артистка России Екатерина Борченко, то хотелось сохранить ее роль именно как балерины. И я решила представить Парадную лестницу, Анфиладу, Янтарную комнату и Лионский зал как сцену. А Зубовский флигель, в котором ведется реставрация, – чем-то вроде репетиционного зала, где артист готовится к спектаклю.

Меня поразил масштаб проделанной работы в восстановленных помещениях.

Для Янтарной комнаты и Анфилады я выбрала образ лебедя. Янтарная комната – это визитная карточка Екатерининского дворца, а лебедь – символ русского балета. Я решила подчеркнуть хрупкость образа балерины и величественность золотого убранства зала.

А на Парадной лестнице наша героиня предстает яркой и праздничной Китри из «Дон Кихота».

В Лионском зале главным были золотые стены, затянутые шелковой тканью, вытканной некогда в Лионе. В наши дни ее воссоздали мастера французской мануфактуры по нескольким чудом уцелевшим фрагментам. При виде этого великолепия у меня возник образ с золотым платьем. Хотелось, чтобы балерина слилась с историческим интерьером, растворилась в этой красоте, стала с залом одним целым.

Я впервые побывала в помещении, где ведется реставрация. Обычно зрители, которые приходят на экскурсию во дворец, даже не задумываются, что это все по кусочкам собранные детали и насколько сложный и трудоемкий процесс предшествовал результату».

Зубовский флигель

Зубовский флигель

Зубовский флигель

Зубовский флигель

Зубовский флигель

Зубовский флигель


Екатерина Борченко, прима-балерина

О балетных образах и ассоциациях с уникальными интерьерами

 

«Для фотопроекта Дарьян предложила четыре образа: Белый лебедь Одетта, Китри из балета «Дон Кихот», образ в золотом платье и подготовку в залах, где только началась реставрация – для этого образа мы выбрали костюм в стиле модерн. Я полностью доверяла видению фотографа. Моя задача была передать пластику линий, наполненную атмосферой и энергетикой дворца.

И Одетту, и Китри я танцую на сцене родного Михайловского, но сами партии полноценно вошли в мой репертуар уже давно, а «Лебединое озеро» особенно значимо для меня. В каждом спектакле мои Одетта-Одиллия получаются разными. На этот раз я исполняла Одетту в удивительных декорациях – в Янтарной комнате: мне выпала возможность насладиться неземной красотой и величием интерьера.

Китри, мне кажется, очень подходит барочным интерьерам Екатерининского дворца. Эта роль – счастливая, радостная, искрящаяся – идеальная ассоциация с блистательной имперской эпохой.

А самый красивый и женственный образ, на мой взгляд, это образ в золотом платье. Платье было роскошным, я почувствовали себя настоящей принцессой. Оно идеально сочеталось с атмосферой Лионского зала».

 

Изящество интерьеров и тонкая работа реставраторов сродни изяществу балерины, сопровождающей нас во всемирно известных интерьерах Царского Села. А вот в Зубовском флигеле, где работы только начаты, фотографии метафорически демонстрируют огромный труд, стоящий за филигранной красотой. Каждое отточенное движение – это часы тренировок, каждая деталь интерьера – месяцы работы команды реставраторов.

Через несколько лет нам предстоит восхититься результатом нынешнего труда ученых, краснодеревщиков, керамистов, художников и других реставраторов множества специальностей. Будем с нетерпением ждать.

Комментарии (0)