18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Коллекционировать искусство
Искусство

Как открыть галерею современного искусства и не облажаться: создательницы MYTH gallery разрушают мифы

Хозяйки новой MYTH Gallery Оля Профатило и Юля Вяткина — разрушительницы мифов: в пространстве с лепниной и дореволюционной печью они показывают (и продают!) молодых художников, а ежедневную работу в галерее совмещают с воспитанием 5 детей на двоих. «Собака.ru» узнала у галеристок, почему женщины почти не покупают современное искусство, зачем продавать молодых художников и как совмещать семью и работу.

Оля Профатило и Юля Вяткина в футболке-арт-объекте художника Сергея Савельева на выставке «Очень странные истории» в MYTH Gallery

Оля Профатило и Юля Вяткина в футболке-арт-объекте художника Сергея Савельева на выставке «Очень странные истории» в MYTH Gallery

«Хищники» Лизы Бобковой на персональном проекте художницы «Буферная зона», который проходил осенью в MYTH Gallery

«Хищники» Лизы Бобковой на персональном проекте художницы «Буферная зона», который проходил осенью в MYTH Gallery

Миф №1. Галереи открывают жены богатых мужчин, которые не разбираются в искусстве

«Если бы все скучающие девушки открывали галереи на деньги мужей — Петербург бы только выиграл», — смеется Ольга. Хозяйки MYTH Gallery вместе закончили факультет международного арт-бизнеса в Университете профсоюзов: Оля после выпуска 10 лет проработала в Marina Gisich Gallery, а Юля следила за петербургской художественной сценой из длительного декрета с тремя дочерьми. С деньгами на покупку пространства для галереи и расходы помогли семьи — ввязаться в авантюру убедил Олин опыт и перспектива остаться в локальной истории искусств. «Самое важное для моего мужа, что это не очередной салон красоты или дизайнерский бренд. Петербург — культурный город, при этом рынок, мягко говоря, не переполнен галереями, особенно молодого искусства», — смеется Юля. Второго ребенка — дочку — Ольга родила месяц назад, а на работу вышла буквально через пару недель. Во время «отпуска» подруги Юля сделала проект с московской художницей Алиной Глазун в «Пассаже» — первый этаж заполнили транспарантами с ироничными лозунгами: «Пустота», «Хватит» и «Ррр-ррр-ррр» — возможно, самая смелая интервенция в старейший городской универмаг. Весь проект сразу же после демонтажа уехал в коллекцию Московского музея современного искусства. 

Работы Алины Глазун в «Пассаже» осенью 2019 года

Работы Алины Глазун в «Пассаже» осенью 2019 года

Работы Алины Глазун в «Пассаже» осенью 2019 года

Работы Алины Глазун в «Пассаже» осенью 2019 года


Лиза Савина

Куратор

«Помню Олю на ярмарке «Арт-Москва–2010». Она стояла на стремянке в лабутенах ис дрелью, потому что продали работы со стенда и надо было быстро сменить экспозицию».

Миф №2. Галереи боятся работать смолодыми малоизвестными художниками 

«Продавать молодых авторов — большой риск: художник может уйти в другую галерею или вовсе расхотеть быть художником. С другой стороны, нам нет смысла заниматься теми, с кем работают Anna Nova или Name gallery: наша цель — поймать “сокровища”, с которыми мы будем расти вместе в востребованности и известности. На 100% верим в Лизу Бобкову — выпускницу кафедры художественного металла “Мухи”, которая ищет новые применения металлам в современном искусстве. Ее персональный проект “Буферная зона”, который мы недавно показали, попал в подборку авторитетного мирового издания Artforum. Чтобы продвигать художников, продавать и помогать им расти, галереи тратят существенные суммы на участие в международных арт-ярмарках.

«Хищники» Лизы Бобковой на персональном проекте художницы «Буферная зона», который проходил осенью в MYTH Gallery

«Хищники» Лизы Бобковой на персональном проекте художницы «Буферная зона», который проходил осенью в MYTH Gallery

В нашем расписании на следующий год: московская ярмарка Cosmoscow и венская viennacontemporary. Мы укладываемся в венский рынок: там покупают небольшие работы не дороже пяти тысяч евро, причем не только бизнесмены, но и врачи, учителя. Кроме того, рассматриваем Брюссель и Дюссельдорф», — делится планами Ольга, которая во время работы с Мариной Гисич побывала на знаковых мировых art fairs вроде Art Miami. Оля с Юлей поддерживают не только художников, но и молодых кураторов: дают полную свободу действий и платят гонорары— редкое комбо для петербургской полумаргинальной сцены. 

Работа художницы Александры Паперно на выставке «Посмотри наверх, падает небо»

Работа художницы Александры Паперно на выставке «Посмотри наверх, падает небо»

Инсталляция московской художницы Дженды Флюид (Антонины Баевер) была показана на первой выставке в MYTH Gallery «Посмотри наверх, падает небо»

Инсталляция московской художницы Дженды Флюид (Антонины Баевер) была показана на первой выставке в MYTH Gallery «Посмотри наверх, падает небо»

Фрагмент инсталляции художницы Кати Любавской на выставке «Очень странные истории», которая идет в MYTH Gallery сейчас

Фрагмент инсталляции художницы Кати Любавской на выставке «Очень странные истории», которая идет в MYTH Gallery сейчас

В MYTH Gallery показывают редкий для местных галерей видеоарт, например, с голыми смеющимися женщинами-русалками от московской художницы Антонины Баевер впроекте «Очень странные истории» куратора Лизаветы Матвеевой, придумавшей петербургскую арт-ярмарку SAM Fair. Баевер, одно из альтер эго которой — певица Tonny, «самая злая сука на районе», сначала не хотела работать с MYTH Gallery, но после личной встречи с Ольгой согласилась и отправила в Петербург провокационную неоновую инсталляцию «Накрывает». Кстати, куратором тогда выступила сотрудница ГЦСИ Анна Заведий. Благодаря этой институции с громоздким названием «Государственный центр современного искусства» случилась выставка на форте «Константин» в Кронштадте.

На Юле: плащ, платье — Red Valentino, сабо Bottega Veneta (все — ДЛТ)

На Юле: плащ, платье — Red Valentino, сабо Bottega Veneta (все — ДЛТ)

На Оле: блуза Ganni, брюки Alice + Olivia, ботинки Burberry (все — ДЛТ)

На Оле: блуза Ganni, брюки Alice + Olivia, ботинки Burberry (все — ДЛТ)

Миф №3. Женщины не покупают современное искусство

«Поверьте, состоятельные мужья проще дают деньги на сумку Louis Vuitton или новую машину, чем на произведение искусства. Когда я работала у Марины Гисич, бывало такое: приходит молодая девушка, она в восторге от какой-нибудь работы, мы идем в мастерскую к художнику, все отлично — 99,9%, что сделка совершена. Внезапно покупательница пропадает, а потом говорит: “Мужу не нравится. Не могу объяснить”», —  разъясняет Ольга причину того, что светские девушки коллекционируют туфли, а не contemporary art. Юля добавляет: «Мне часто говорили: “Я не понимаю” или “Это же не красиво”. Все-таки о моде пишет множество журналов, а о современном искусстве на русском языке информации мало».

Объект московской художницы Алины Глазун. MYTH Gallery

Объект московской художницы Алины Глазун. MYTH Gallery

Объект Никиты Селезнева Pets, 2016 год. MYTH Gallery

Объект Никиты Селезнева Pets, 2016 год. MYTH Gallery

Объект московской художницы Алины Глазун. MYTH Gallery

Объект московской художницы Алины Глазун. MYTH Gallery

Программа-максимум галереи — привить привычку к покупке работ в подарок или просто так — потому что понравилось. Благо «Миф» продает молодое, а значит недорогое искусство. Например, остроумные объекты москвички Алины Глазун с надписями «Проиграл» или «Сто тысяч лет без тебя» (исмешными висюльками от хрустальной люстры) стоят от300до 800 евро. Одну работу из этой серии, кстати, преподнесли в подарок серому кардиналу русского искусства исоветнику Пиотровского Нику Ильину. Петербургский скульптор (и бывшая модель!) Никита Селезнев представлен смешными «питомцами» — деревянными объектами с меховыми вкраплениями. Несмотря на то что миф №3 живуч и имеет прочные корни вреальности, MYTH Gallery постепенно разрушает и его: женщины там искусство покупают, причем не только топ-менеджеры, но и арт-профессионалы, директора музеев, кураторы и даже сотрудницы других галерей.

Фото: Маргарита Смагина
Текст и идея: Александра Генералова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство
Люди:

Комментарии (0)