Почему Петербург – световая столица России

Петербург был первым городом в России, в котором появилось регулярное освещение. И сегодня Северная столица со всеми основаниями претендует на звание световой. Мы поговорили об истории освещения и о том, как сегодня в Петербурге соединяются старина и инновации. Наши собеседники – это те, кто «включает» город, делая его светлым и красивым.

Как и всё в Петербурге, освещение началось с Петра I. В 1706 году на четырех фасадах домов около Петропавловской крепости были установлены фонари с целью «зажигать их по большим праздникам». Спустя двенадцать лет Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха», а осенью 1720 года четыре фонаря, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы около «Нового Зимнего дому». Проект оказался очень дорогим, и изысканные «образцовые фонари» заменили на голландские – проще, но в двадцать раз дешевле. Смерть императора положила конец активному благоустройству. Темный период истории продлился до эпохи Елизаветы Петровны. Ее Указ от 7 ноября 1745 года гласил: «для лутчаго по першпетивым плезиру и чтоб во время темных часов удобнее свет был, зделать вновь фонари». Особенно бойко пошло дело, когда освещение передали в частные руки. К 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей – гораздо больше, чем в любой европейской столице.


Как бы ни менялись времена, петербургский фонарь всегда оставался не просто утилитарным функциональным предметом, но и украшением города

Масляные фонари сменили считавшиеся прогрессивными в свое время спирто-скипидарные, керосиновые, потом – газовые. Первый опыт (в том числе в мире) по наружному электрическому освещению поставил в 1873 году инженер Лодыгин возле своей мастерской на Одесской улице.  А в 80-х годах XIX столетия тридцать три электрических дуговых фонаря (в них уже использовались лампочки конструкции Павла Яблочкова) пробно зажглись на участке Невского проспекта от Адмиралтейского проспекта до Фонтанки.

Началась новая эпоха. Но как бы ни менялись времена, петербургский фонарь всегда оставался не просто утилитарным функциональным предметом, но и украшением города. В проектировании освещения в разные времена принимали участие Растрелли, Росси, Клодт, Фельтен, Брюллов, Бенуа и другие выдающиеся скульпторы, архитекторы, художники.

  • Фото: Александр Огурцов

О том, что делается сегодня для сохранения исторической идентичности города, нам рассказал Сергей Мителёв, директор СПб ГБУ «Ленсвет», предприятия, которое с 1934 года обслуживает наружное освещение Петербурга. Уже более 10 лет в модернизации городского освещения активно участвует ПАО «Газпром».

Началось с подсветки Смольного собора в 2007 году, потом на благотворительные средства Газпрома на Владимирском, Лиговском и Литейном проспектах появились новые декоративные чугунные фонари в винтажном стиле. К нынешнему дню Петербургу подарено более 70 объектов инженерной инфраструктуры. Типовые светильники в городе массово заменяют на оригинальные декоративные конструкции с инновационной светодиодной начинкой. Сейчас в городе насчитывается около 10 тысяч фонарей с чугунными опорами. Художественная ковка, вензеля, – это настоящие произведения искусства. Их разнообразие увеличивается с каждым годом – раньше было всего 3–4 типа, то сейчас применяется больше 20.


Уже более 10 лет в модернизации городского освещения активно участвует ПАО «Газпром»

Новые фонари украшают город и радуют горожан мягким теплым светом. А еще в Петербурге появляется чистое небо и открывается вид на исторические здания – благодаря новым технологиям удалось демонтировать подвесную сеть наружного освещения уже на 12 проспектах, улицах и переулках центра. И, конечно, немаловажно, что все это позволяет экономить бюджетные средства, ведь светодиоды энергоэффективнее и значительно долговечнее.

Только за последние годы были выполнены комплексные работы по освещению Лиговского, Загородного, Суворовского проспектов, Миллионной улицы, набережной реки Мойки.

Невский проспект

Первой магистралью Петербурга, полностью переведенной на светодиодное освещение, стал Невский проспект. Все 4,5 км главной улицы города украсили новые светильники в винтажном стиле с технологичными светодиодными матрицами. 308 чугунных навершия изготовлены по спецзаказу в производственной компании «АрхиМет-Апекс». Экономия составит два миллиона рублей в год.

  • Фото: Андрей Михайлов

  • Фото: Андрей Михайлов

  •  Фото: «Невский свет»

Большой проспект Петроградской Стороны

Один из самых важных проектов, завершенных в прошлом году при поддержке ПАО «Газпром», – реконструкция Большого проспекта Петроградской Стороны. Сергей Мителёв признается, что раньше это место было настоящей головной болью «Ленсвета»: проспект знаковый, красивый, насыщенный архитектурными памятниками, но темный и даже из-за этого небезопасный. Работы были по-настоящему масштабными и комплексными. На самом проспекте, прилегающих улицах и зеленых зонах: в Подковыровском саду, Ново-Ленинском и Большом Рыбацком скверах заменили все освещение. Фасады зданий по периметру скверов теперь подсвечены, что подчеркивает их архитектурные особенности.

  • Фото: Андрей Михайлов

  • Фото: Андрей Михайлов

Обновлено и освещение площади Льва Толстого. Морально устаревшую неизолированную сеть подвесных светильников заменили чугунные опоры с оригинальными цокольными решениями. Аналогичной конструкции фонари освещали Большой проспект Петроградской Стороны в 1910-е годы. Новые декоративные конструкции за счет своей десятиметровой высоты значительно увеличивают освещенность проезжей части и тротуаров. При этом общая мощность электропотребления при существенном увеличении количества светильников осталась без изменений. С исторических зданий демонтировали растяжки с креплениями, которые нагружали фасады. Воздушные линии электроснабжения перемещены в подземные коллекторы – проложено 16,5 км кабельных линий.


Владимир Куклев

инженер-металлург ООО «АрхиМет-Апекс»

Закончив институт и проработав на литейном предприятии, я понял, что мне интересны отливки не только технического назначения, но и архитектурного. Всегда хотел работать там, где нужно вкладывать душу, где то, что ты делаешь, несет пользу и смысл. Это ценно! И вот тружусь в компании «АрхиМет-Апекс» уже 15 лет.

Тяжелая ли это работа? Физически – да. Температура возле раскаленной печи достигает 38–45 градусов. Зимой не замерзнешь. Но главное, что работа это многозадачная и многогранная. Процесс заключается в изготовлении литых элементов архитектурных конструкций путем заливки жидкого металла в литейную форму. Но я также принимаю участие и в разработке литейной оснастки, дальнейшей формовке модели, плавке и заливке металла, а также осуществляю контроль качества готовой продукции. В общем, работаю над каждым фонарем от и до вместе с командой.

Процесс начинается с того, что к нам приходит дизайнер со своими эскизами и набросками. Смотрим, обсуждаем, что-то подсказываем. Потом создаются модели – либо пластиковые, либо деревянные – в зависимости от продолжительности и объема заказа. По моделям изготавливается форма, в нее-то потом и заливается металл. У нас применяется две технологии: полукерамика и вакуумно-пленочное литье. Форма одноразовая, она разрушается после заливки.

Бывают и необычные задачи. Как-то раз нам надо было провести срочную реставрацию литой опоры фонаря. Пришлось применить процесс, который был мне знаком только из учебников: литье по газифицированным моделям. Сначала необходимо было подготовить модель элементов опоры из пенополистерола (пенопласт) на станке с ЧПУ, довести этот пластик до художественного вида вручную и отлить. Подключались все, но изделия мы сдали вовремя.

Слаженная работа на всех этапах производства очень важна. И, конечно, важно понимание, что тебя ценят и ты нужен. Когда это есть, самое трудное становится простым.


Мой любимый фонарь в городе, наверное, на Малой Морской. В работе над ним я первый раз столкнулся с бронзой

Что еще можно назвать сложным и важным? Обеспечение должного качества, ведь для художественного литья внешний вид едва ли не самое важное. Тут имеет значение все: какой материал пришел (мы работаем с чугуном и бронзой), температурный режим и время в печи: если металл передержать, он станет хрупким и пористым. Дефекты в готовом изделии практически недопустимы.

Из последних наших работ фонари на Невском, на Лиговском. Сейчас дорабатываем освещение для Московского проспекта. Что мне больше всего помнится? Фонари на Большой Конюшенной. Маленькие, аккуратные, декоративные – я люблю с такими работать. Это тяжелее, потому что они витиеватые, много мелких деталей, но с точки зрения литейщика это интереснее.

А любимый фонарь в городе, наверное, на Малой Морской. В работе над ним я первый раз столкнулся с бронзой, когда делал вмонтированное в тротуар напольное освещение с бронзовыми элементами.

Но если честно, тяжело определить, что более любимое, это как дети, всех любишь одинаково, просто в каждом своя история и дух и свой смысл.

  • Канал Грибоедова проложен по руслу реки Кривуши и изначально был назван в честь императрицы Екатерины II. К 1790 году берега канала были облицованы тесаным камнем, установлены чугунные ограждения. В 2011 году было установлено 34 фонаря на участке от набережной Невского проспекта до Конюшенной площади. Через год соответствующее световое оформление в духе места получил и участок от Невского проспекта до Банковского моста. Фото: «Невский свет»

  •  К Большой Конюшенной городские власти были внимательны во все времена, а в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны здесь было запрещено строить деревянные дома, чтобы они не портили парадного вида. В наше время в результате реконструкции установлены 88 чугунных опор двух типов, а подвесные провода полностью исчезли. Архитектурные фонари со светодиодными лампами выглядят торжественно: литые элементы с позолотой соответствуют имперскому стилю. В пешеходной зоне на аллее установлены чугунные однорожковые и комбинированные (чугун, сталь) двухрожковые фонари с металлогалогенными лампами с улучшенными светотехническими характеристиками для эффективного освещения. Фото: «Невский свет»

  • Идея создать бульвар на Малой Конюшенной улице впервые появилась у местных домовладельцев в 1877 году. Сегодня это одна из самых красивых пешеходных зон в России: брусчатка, гранитные плиты, скамейки и клумбы, новые фонари. Чугунные опоры выполнены в классическом стиле. Для навершия этого фонаря дизайнеры «АрхиМет-Апекс» разработали новый кронштейн в стиле модерн, с венчающим верхушку литой фигурой коня. Фото: «Невский свет»


Сергей Дриневский

мастер Островного эксплуатационного района СПб ГБУ «Ленсвет»

Я начинал работать в подсветке, потом перевелся в обычный эксплуатационный район, и меня повысили в должности. Теперь тружусь мастером в Островном эксплуатационном районе. Это, можно сказать, среднее руководящее звено – управляю бригадой работников по эксплуатации. Наша задача быстро устранить аварию: что-то произошло, выехали на место, отремонтировали – и все работает дальше. Главное – оперативно и ответственно подходить к делу.


В профессию меня привел отец. Он в «Ленсвете» уже почти сорок лет работает

Я с детства знал, чем он занимается, и даже рисовал в школе, как он на вышке фонарики зажигает. Я отцом горжусь, он у меня молодец. До сих пор может фору дать молодежи в работе. Иногда мы спорим о том, как выполнить работу лучше. Ведь сейчас внедряется новое светотехническое оборудование, светодиодные матрицы, сети переоснащаются с неизолированного провода на СИП. Отцу тоже приходится менять подход. А меня он учит, как надо руководить людьми. Самый его ценный совет? «Быть человеком, не превозносить себя выше других».

  • 1-я Советская улица появилась на карте отнюдь не после революции, как кажется из ее названия, у нее долгая история. Это место на картах 1776 года обозначено как Слоновый двор – здесь содержали привезенных из Индии слонов. Сегодня это ухоженная пешеходная улица, где в рамках реконструкции наружного освещения было установлено 13 декоративных опор со светодиодными светильниками. Светильники также вмонтированы в гранитные скамьи.Фото: «Невский свет»

  • Пушкинская – первая в России улица, названная в честь Пушкина (22 августа 1881 года император Александр III подписал о том повеление). Здесь все напоминает о прошлом, в том числе благодаря фонарям с чугунными опорами, стилизованными под исторические аналоги. Фото: «Невский свет»


Максим Яппаров

электрогазосварщик Цеха по ремонту оборудования СПб ГБУ «Ленсвет»

В «Ленсвет» я пришел 23 года назад как электромонтер и еще подрабатывал на погрузчике. Но так как я человек с техническим образованием, меня вскоре определили в цех ремонта оборудования, и там я выучился на газоэлектросварщика.

Наша служба обеспечивает районы города необходимыми металлоконструкциями: консоли, траверсы, кронштейны, всю оснастку делаем мы, разрабатываем нестандартное оборудование. Если где-то что-то не могут сообразить в техническом плане, скажем так, обращаются к нам. Мне нравится копаться в технических сложностях.

Мой любимый объект – это телебашня. Не помню точный год – в 90-е – я ездил на саму телебашню, «на рюмку», наверх. На крыше мы приваривали кронштейны и устанавливали прожектора, создавая первую подсветку. Это моя гордость.


А еще мне очень нравятся мосты. Сам участвовал в монтаже всей подсветки Литейного моста

Я нечасто выезжаю на линию, только в том случае, когда уже вообще всё – край, местные специалисты не могут ничего сделать. В армии это у нас называлось «рота обеспечения» – везде есть службы, которые обеспечивают остальных, чтобы они прекрасно работали. Вот в этой технической службе и тружусь. Не сочтите за хвастовство – горжусь своей работой.

  • Длина улицы Пестеля немногим более шестисот метров, но она радует эффектным видом на два старинных храма. Между ними тянутся два ряда типично петербургских доходных домов. С 2012 их украшают 44 стилизованных под старинные светильника, которые перекликаются с установленными на Пантелеймоновском мосту. И да – тут теперь чистое небо! Фото: «Невский свет»

  • Малая Морская улица до революции была одной из самых фешенебельных и дорогих в городе, и сегодня к ней вернулась былая слава. Ее теперь украшают 28 двухрожковых винтажных фонарей. Мягкое и рассеянное освещение одинаково комфортно и удобно для пешеходов и автомобилистов. Но самое необычное – это голубая светодиодная подсветка, соответствующая морской тематике. Фото: Андрей Михайлов


Игорь Гуляев

старший мастер Эксплуатационного района художественной подсветки №3 СПб ГБУ «Ленсвет»

 

В «Ленсвете» я одним из первых начал заниматься альпинизмом. Для новых объектов, на которых мы выполняли подсветку, традиционные методы уже не подходили. Обычно как – мы залезаем в люльку или на вышку, у нас есть пояс – им страхуемся. А когда не к чему пристраховаться, приходится использовать методы промышленного альпинизма. У тебя есть обвязка, как в горах. Вся нагрузка распределена, и даже если ты сорвешься, то она тебя удержит и не покалечит. Нужно уметь работать с веревками, вязать узлы. Работа требует большой внимательности, потому что если ты где-то не закрепил карабин или завязал неправильно веревку, то это чревато срывом.


Больше всего в работе меня привлекает возможность соприкасаться с историей

Я очень люблю старый город, не новостройки вот эти все, а именно исторический центр. Мы бываем в таких местах, куда обычный человек вообще попасть не может. Например, на куполе Исаакиевского или Казанского собора. Интересно посмотреть, как там все устроено.

Какой у меня самый памятный объект? Наверное, это Невский проспект. Он был один из первых, и хорошо запомнился. Работали и днем, и ночью: Невский он всегда живет, а сроки были очень жесткие.

Самое приятное, что у нас не просто разрозненные какие-то отдельные здания подсвечены, а работа сделана комплексно – улица воспринимается как единое целое.

Иногда едешь и видишь темные здания, грустно и как-то скучно. А когда смотришь на улицу, на которой есть подсветка, жить сразу приятнее. И наши черные ночи становятся светлее и веселее. И людям, я надеюсь, все это нравится, они получают удовольствие. Вот это, наверное, самое важное: ты не просто делаешь какие-то незаметные нужные вещи, а создаешь красоту, которую все видят и могут оценить.

  • История Крестовоздвиженского казачьего собора на Лиговском проспекте ведется с 10-х годов XVIII века, когда по просьбе ямщиков, селившихся тогда в Петербурге вдоль нынешнего Лиговского проспекта, был возведен деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Потом был пожар, новое строительство, достройка. В советские времена церковь была закрыта, а в 1991 была передана православному приходу, объединившему петербургское казачество. В 2018 году ансамбль зданий обрел выразительную художественную подсветку. 202 прожектора установлены на 14 алюминиевых опорах. Территорию храма освещают 36 торшеров со светодиодными светильниками. Общая мощность электроустановки — 30 кВт.Фото: «Невский свет»

  • Первая деревянная церковь Воскресения Христова была возведена  у Варшавского вокзала в 1894 году. Каменный храм построили в начале ХХ века по проекту академика Германа Гримма и Густава фон Голи. В советские годы в нем находились склад, кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка. Храм был возвращен верующим в 1990 году. Архитектурно-художественная подсветка выполнена 134 прожекторами заливающего света, установленными на 6 металлических опорах освещения вокруг церкви. Реализованный проект эффектно подчеркивает русско-византийский стиль храма.Фото: «Невский свет»

  • Санкт-Петербургский государственный театр юных зрителей входит в число старейших детских театров России. Свой нынешний дом ТЮЗ обрел в 1962 году и неизменно радует юных гостей, ведь архитектура и цветовое решение зрительного зала и фойе рассчитаны на детское восприятие. Художественная подсветка выполнена в том же духе: благодаря двадцати пяти светодиодным прожекторам театр по очереди загорается восемью цветами. В сквере у ТЮЗа в вечернее время включаются почти 100 источников света. Фото: СПб ГБУ «Ленсвет»


Максим Старовойтов

монтажник-высотник

Самое привлекательное и захватывающее в моей профессии? Я люблю сидеть на теплой, остывающей вечерней крыше после рабочего дня и смотреть на мой город. Это чувство не меняется с тех пор, когда я начал заниматься своей работой и по нынешнее время.

А еще мне нравится то, что каждая моя работа не похожа на предыдущую. С годами и опытом пришло чувство глубокого уважения, если можно так выразиться, к высоте. Высота сама по себе не страшная, страшными бывают только ошибки, допускаемые на высоте. Но при уважении к своему труду и опыте (а за два с лишним десятка лет опыт какой-никакой появился), мандражу на высоте просто не остается места, только работа, и в первую очередь – головой.

Приятно оказаться в части города, где раньше не работал, и вглядываясь вдаль, узнавать доминанты, купола, шпили. Город красив с высоты, а некоторые перспективы открываются только сверху, с улиц их просто не увидеть. Назовите любую питерскую доминанту, и я скажу вам, что и когда я на ней делал.


Кстати, никогда не говорите «лампы» – лампа настольная бывает или в патрон вкручивается, остальное это светильник, софит, прожектор и т. д.

К 9 мая мы монтировали на площади Победы художественную подсветку на двух высотках-близнецах, входящих в ансамбль площади. Работа большая и масштабная, велась полтора месяца. Подсветка в виде российского триколора. 450 светильников на каждой башне. Светильники объединены в общую цепь с компьютерным управлением, и получается не статичная картинка, а способная менять яркость и переливаться, создавая эффект развевающегося на ветру флага. Интересный проект с технологичной системой коммутации и управления, современные светодиодные светильники. Сложность заключалась в масштабности и необходимости строго соблюсти последовательность в подключении, ничего не перепутать. Каждый светильник управляется своим запрограммированным контроллером, он должен включаться в нужное время и в определенном месте, иначе «картинка» будет давать сбой или вовсе не заработает. Спасибо проектировщикам за подробные чертежи, все получилось с первого раза и не потребовало дополнительных вмешательств!

Площадь Победы

Новый подарок городу был преподнесен к 75-летию Великой Победы: подсветка преобразила главные въездные ворота Петербурга – площадь Победы.

Устаревшие ламповые светильники, которые перестали отвечать нормативам освещения проезжей части, заменили на новые светодиодные, которые, в отличие от предыдущих, не отражают свет. Это самые мощные в городе светодиодные матрицы, не имеющие аналогов по своим характеристикам. Обновленные опоры наружного освещения повторяют цвета российского флага.

Более яркой и выразительной стала подсветка Монумента героическим защитникам Ленинграда. Интересна она и с точки зрения технологий: световые элементы закреплены собственной тяжестью, – это сохранило гранитные плиты монумента. По периметру площади установлены узконаправленные прожекторы, и лучи сходятся над гранитным обелиском, символизируя торжество Победы и напоминая о зенитных прожекторах, охранявших блокадное небо.

А еще всех въезжающих в Петербург теперь встречают два российских триколора, «развевающиеся» на крышах высотных зданий на Московском проспекте.

«Работы реализованы на благотворительные средства Газпрома, которые компания выделяет в рамках тесного сотрудничества с городом. Современное световое оборудование, установленное на площади Победы, позволит снизить затраты на электропотребление более чем на 40 %. В денежном выражении экономия электроэнергии составит 2,7 млн рублей в год», – отмечает экономические преимущества проекта Сергей Мителёв.


Виталий Бубола

ведущий инженер производственно-диспетчерской службы СПб ГБУ «Ленсвет»

Когда я пришел в «Ленсвет» в 1996 году, была релейная система управления городом: множество реле переключались тумблером на пульте. Контроль был очень приблизительный: районы включались по очереди, обратно на центральную диспетчерскую приходил сигнал выполнения, и больше мы ничего не видели. Громоздкая система, реле часто отказывали. А в 1998-м году с помощью НИИ Точной Механики начала создаваться новая схема включения города. Это была первая в России компьютеризированная система автоматизированного управления наружным освещением (АСУНО) – аналогов не было.

Сначала поставили опытную партию из двадцати так называемых головных пунктов питания, которые включали целиком какой-то один микрорайон – город поделен примерно на двести частей, и каждый головной пункт отвечает за свой участок. К концу 1998-го года работа завершилась. Управление наружным освещением с тех пор уже выполнялось не электромеханическим способом, а с помощью компьютера. А дальше уже происходило и происходит развитие этой системы.

Скажем, если случилась авария, нам уже не надо отключать все освещение, используется локализация. Мы можем обесточить отдельную группу освещения: одну сторону улицы или часть двора. Или для экономии в ночное время просто потушить какие-то участки. Это уже близко к управлению каждым светильником. Новые задачи требуют других потоков информации: применяем оптоволокно, GSM-канал. Используем различные способы защиты от хакеров и кибератак.


Как бы ни менялись технологии, моя главная задача осталась неизменной: чтобы город включился

Сейчас многое обновляется: например, в центре при поддержке Газпрома устанавливаются почти на всех прилегающих к Невскому улицах новые фонари в старинном стиле и убираются верхние провода. Особенно мне по душе светильники на Невском – классические, строгие. И чистое небо – это красиво. Но в свою очередь добавляет ответственности: новые опоры должны тоже содержаться в соответствующем состоянии, проводку надо проверять – в общем, работы хватает.

Город эффектно подсвечен. Хотя и тут есть, над чем подумать. У «Ленсвета» есть единая концепция, но даже на Невском встречаются отдельные дома, которые не принадлежат городу, и они выпадают из ансамбля. Мне не нравятся китчевые, слишком яркие и броские подсветки, они не в стиле нашего города. Зато любуюсь тем, как светятся Петропавловская крепость, Троицкий собор, дворец в Гатчине.

И, конечно, гордость за то, что мы сделали к 75-летию Победы. У меня есть тут личный интерес: мой отец воевал на Ленинградском фронте, после освобождения участвовал в разминировании Петродворца и других объектов. А вообще он был водителем троллейбуса – одним из первых, кто в 36-м году вышел на линию ленинградского троллейбуса. Он до 70 лет трудился на самом основном направлении: на первом маршруте, который ходит по Невскому. Думаю о нем, когда вижу новую подсветку на площади Победы.

Цифровое будущее петербургского света

Планы грандиозные, как пообещал Сергей Мителёв. Будет закончена реконструкция на Московском проспекте, площади Труда. Доминанты на Петроградской Стороне, Фонтанке, Литейном проспекте получат новую выразительную подсветку. На очереди Моховая улица, в плане освещение 1-й линии Васильевского острова, подсветка моста Бетанкура и других мостов. Появится еще больше светлых скверов – теперь проектировщики не только планируют светильники по периметру и на основных аллеях, но и берут в расчет любимые маршруты местных жителей. Не останутся без внимания и внутриквартальные территории, дворы, проходы к школьным и дошкольным учреждениям.

И, конечно, ждем новостей в области технологий. Задача 2020 года – полностью уйти от ртутных светильников в уличном освещении, заменив их светодиодными. Проходят апробацию светильники с индивидуальным управлением, оборудование из композиционных материалов, технология удаленного контроля за художественной подсветкой, антивандальные покрытия, специальная оптика для пешеходных переходов, строится платформа искусственного интеллекта. Все это энергоэффективные решения в русле тренда устойчивого развития.

И да, в городе будет большие красивых фонарей, которые с петровских времен составляли его славу.

Нам кажется, что вопрос о том, что Петербург был и остается световой столицей России, можно считать решенным.

Интервью: Игорь Топорков.

Фото: Ассоциация  «Невский свет» , СПб ГБУ «Ленсвет», Андрей Михайлов, Александр Огурцов, Shutterstock.com

Совместный проект «Собака.ru» и ПАО «Газпром» посвящен инициативам в области благоустройства, восстановления культурных ценностей и другой деятельности на благо города. Читателей ждут встречи с десятками профессионалов – от директоров музеев до укладчиков плитки, – которые трудятся на значимых городских объектах и готовы рассказать о той части работы в культурной столице, которая обычно остается за кулисами.
mkaminarskaya,
Комментарии

Наши проекты