Софья Эрнст: «Моя страна — это Петербург, где я родилась»

Софья Эрнст впервые приезжает с гастролями в родной город — в Александринском театре 9 и 10 ноября покажут громкую постановку «Мужья и жены» Константина Богомолова для МХТ.

  • Платье Belik (Belik), серьги Dior (Dior)

Как-то в редакцию «Собака.ru» пришла ослепительно красивая девушка. Любые сравнения и метафоры неуместны: именно ослепительно и именно красивая. Пришла пробоваться на вакансию стилиста — ну как пришла? Скорее, вплыла. Впрочем, это уже метафора. «Зачем тебе идти в стилисты, Софья Павловна? — спросили мы. — Ты же и модой не так-то интересуешься. Ты уверена, что хочешь именно этого?» Софья Павловна подняла глаза, задумалась (пауза!) и именно что молвила фирменным контральто: «Я хочу быть актрисой». «Так может, в Москву?» — опешили мы.

Затемнение.

Прошло лет семь или восемь. Соня (мы все-таки привыкли звать ее Софья Павловна, и так знают Соню все, кто подписан на нее в «Инстаграме») окончила Школу-студию МХАТ, сыграла в «Северном ветре» Ренаты Литвиновой, снимается у Ренаты Литвиновой  — и опять в «Северном ветре», выступила Ириной в «Трех сестрах» того же Богомолова и сейчас задействована в сериале Константина «Содержанки» в роли амбициозной девушки из провинции. «Мужья и жены», с которыми Софья приезжает в Петербург, — это сценическое перевоплощение драмеди Вуди Аллена о случае в одной нью-йоркской семье. Случай вообще многое значит в судьбе Сони, и именно об этом с ней решила поговорить директор отдела моды и искусства Ксения Гощицкая.

Ты актриса нового типа, из тех, кто решил пойти в профессию уже сформировавшимся человеком, а не после школы отправился в театральный читать монолог дрожащим голосом. Что тебя к этому привело?

Случай, или судьба, если правильно называть случай. К моим двадцати пяти годам, когда я поступила на подготовительные курсы при Школе-студии МХАТ, у меня уже многое получилось попробовать в жизни: методом исключения я выяснила, что мне не подходит точно. На какой-то вечеринке Аня Чиповская вдруг стала читать мне стихи. И я сказала: «Аня, ты понимаешь, мы все обычные люди, а ты — актриса!» А она ответила: «Ты тоже, просто об этом еще не знаешь». Была ли она тогда серьезна или пошутила, я не знаю, но меня эти слова подтолкнули к тому, чтобы пойти и попробовать что-то новое. С театром я была связана с детства — весьма своеобразно. На севере, куда в эвакуацию отправляли театры, мой дедушка подружился с учительницей, а ее дочь — Людмила Сапожникова — стала актрисой БДТ. С тех самых времен наши семьи плотно общаются. У меня никогда не было няни, а ходить мне нужно было в школу. Музыкальную школу, на фехтование — и, когда у нашей Люси не было спектакля, она проводила со мной время. Она была довольно строга и заставляла меня учить «Горе от ума» наизусть просто потому, что меня зовут Софья Павловна, как и героиню пьесы. Я ходила в БДТ на спектакли, но мне тогда все это дико не нравилось. И удивительно то, что сейчас Людмила Константиновна играет Ирину в постановке «Трех сестер» Панкова, а я — Ирину в МХТ.

То есть не то чтобы ты с пеленок кружилась у зеркала и распевала перед группой в садике «Руслана и Людмилу»?

Более того, я дико себе не нравилась в детстве. На всех фотографиях я какая-то насупленная. Я была жутко нелепой. Однажды к нам привели обезьянку — фотографироваться, и из всех детей она написала только на меня одну. И такое происходило постоянно! Если я надевала красивое платье, то из-под него торчали изодранные коленки, потому что я все время падала. Мое спасение — чувство юмора. Я могу посмеяться практически над всем, над чем даже неприлично смеяться, в том числе над собой. Я себя сейчас научилась смирять, но иногда про себя я не перестаю шутить, торможу в последний момент, потому что люди иногда обижаются. Юмор помог мне и в начале учебы: этюды первого курса — это обычно полная дурка. Мне показалось очень забавным изобразить что-то ну совсем невменяемое — и это в моем серьезном уже возрасте по сравнению с остальными студентами. Я сделала этюд «Гусеница»: надела на себя спальный мешок, замотала его скотчем и ползала по полу. Прекрасно провели время! Можно официально тратить свою жизнь на то, что забавно и нелепо. По-моему, это ключ к тому, чтобы оставаться очень живым, незаконсервированным.

  • Платье и перчатки Prada (Prada)

Как ты себя полюбила? Ты производишь впечатление гармоничного человека.

Если честно, я чувствовала себя весьма неуклюже и неуверенно рядом с моей мамой-красавицей. Я смотрела на нее, и она мне казалась абсолютно невероятной! Тогда я, еще совсем маленькой, поставила себе целью жизни стать классной! И стала наблюдать, что же такое быть классным человеком. Какие-то вещи даны природой — и ничего с ними не сделать, только принять. В моем случае это неуклюжесть. Но в итоге она образовала новую пластику, которая именно моя. Когда ты просто смиряешься с тем, что тебе дано именно такое тело, именно такая сущность, — все начинает работать. Но это не значит, что нужно переставать заниматься собой. Я вот все время стараюсь стать умнее и не пытаюсь никого обмануть. Действовать нужно открыто, как с другими людьми, так и с собой: вот есть я, я такая, и тебе как-то придется иметь с этим дело. Или не иметь — тебе решать. Олег Павлович Табаков как-то сказал в интервью: «Однажды я вышел на сцену и понял, что интересен людям, что они смотрят на меня и я могу им что-то дать». И это очень воодушевляет. В какой-то момент я поняла, что окружена потрясающими людьми, которые очень меня любят, а значит, и я — классная. Я поняла, что все со мной хорошо, и расслабилась.


Сейчас я понимаю, что если ты что-то желаешь, то все сбывается

Ключевое слово — расслабилась?

Подожди, здесь есть один важный момент: расслабление приходит только тогда, когда ты наработаешь какой-то задел. Как заметил Станиславский: «Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным». Это именно актерский прием, когда ты тренируешь себя для роли и, пока не поймаешь суть, не сможешь расслабиться. Ты можешь создавать видимость, что все легко, играючи, но усилия нужно прилагать, иначе движения вперед не произойдет.

И как ты над собой работаешь? Как формулируешь желания?

Сейчас я понимаю: если что-то желаешь, все сбывается. Но за каждым желанием скрывается ответственность, потому что желаемое не приходит само по себе, всегда есть обратная сторона. Ты должен быть готов получить комплексную историю. Так я стала аккуратнее обращаться с желаниями. Как амбициозному человеку, мне нужно многое, но я пытаюсь соизмерять это со своими силами. Да, я хочу этого, за этим будет столько-то работы, столько-то часов, столько-то перемещений, и я прикидываю: а готова ли я? И бывает, желание и поубавится.

  • Платье Alexander Arutyunov (Alexander Arutyunov)

Это какая-то семейная мудрость?

У моей бабушки Наташи просто потрясающее чувство юмора. Ее любимая фраза: «Претендуешь — соответствуй». Это, пожалуй, один из самых ценных советов в моей жизни. Бабушка родилась в ссылке в каких-то адских бараках, но ее мама привезла с собой фарфоровый сервиз и серебряные столовые приборы.

Характерная история для нашей страны.

Я плохо знаю страну. Моя страна — это Петербург, где я родилась. Это полная биполярка. Я люблю Петербург, который полная каша в голове моей бабушки, люблю Петербург Балабанова, Уделку, рынки и сумасшедших людей. Это бесконечно меня продолжает питать, хотя я бываю в городе очень-очень редко. Этот мир — моя внутренняя организация: всегда есть парадный фасад, строгий и симпатичный, но стоит зайти во двор, а там такое! Проходные дворы, колодцы, коммуналки, и вообще неизвестно, на что ты набредешь и где ты выйдешь: зайдя в этот двор, ты можешь оказаться совершенно в другом конце квартала.


Меня родители приучили к тому, что я со всем справлюсь

Москва тебя приняла?

Да, потому что я все равно живу не столько в городе, сколько в удобном и комфортном мне мире, сообществе. Но мне очень нравится энергия Москвы. Кстати, когда я впервые оказалась в столице с мамой, проездом, уже на вокзале я почувствовала что-то значительное. Мы ранним утром поехали пить кофе и оказались — внимание! — в Камергерском переулке, ровно напротив МХТ. Я таким вещам придаю значение. Потом на курсе, когда была ночь поэзии, мы впервые вышли на сцену этого театра провести репетицию. Я такое испытала! Это абсолютно мое место, и я почувствовала необходимость вернуться, иметь возможность возвращаться.

Тебя подтолкнула к решению стать актрисой Аня Чиповская, Рената Литвинова сняла в фильме и заняла в спектакле, теперь ты начала сниматься у Константина Богомолова в новом сериале — как тебе это удается? Где рецепт волшебной таблетки и по сколько ее принимать? Или у тебя особенные отношения с феей-крестной? Как находить проводников?

Улыбайся! (Смеется.) Если тебе нравится человек и то, что он делает, улыбайся и настраивайся на то, что вы будете вместе работать, и думай, как сделать так, чтобы это произошло. Мне везет на проводников. Это и моя классная руководительница Людмила Белова, и мой тренер по фехтованию Кирилл Кандат, и мои друзья и коллеги, которые меня поддерживают, и Денис Евстигнеев, который придумал, что я должна сыграть Марину Влади. На первом курсе я оказалась в сериале «Таинственная страсть» на роли Марины Влади! В какой-то момент меня охватила паника: почему я всех обманываю, я же вообще не актриса, сейчас придет Безруков, и все поймут, что я не могу ничего сыграть. И мне было так страшно! Но все оказалось классно, все остались очень довольны, и я стала на шаг ближе к профессии, когда тебе все вокруг говорят: «Слушай, ты же актриса!» — ты начинаешь в это верить.

  • Серьги Rushev (Rushev)

Некоторые режиссеры считают, что актеру лучше быть на всю голову травмированным, тогда он может выдать больший диапазон эмоций. Но ты кажешься очень цельной.

Я так тебе скажу: травмированы все. И это совершенно не связано с семьей. Ты можешь родиться в трущобе, а можешь — в королевской семье, но травмирован будешь примерно одинаково. Без этого невозможен рост. Как-то заложено в мудрость мироздания, что тебя должны сжать, а преодолевая это, ты растешь. Меня родители приучили к тому, что я со всем справлюсь. Они были мною часто недовольны, меня куда-то заносило не в те стороны, но они всегда говорили: «Выруливай!» Так я становилась сильнее. И хорошо, что травмы есть, иначе о чем было бы разговаривать с психоаналитиком?

То есть в актерстве помогает состояние «не в себе»?

Как раз к работе это не имеет отношения. Игра — внутренняя кухня. Как ты сделаешь роль, не имеет никакого значения для зрителя, главное, что он увидит. В кадре может казаться, что я решаю судьбу человечества, а на самом деле я делю в уме трехзначное число на двузначное. Это как игра в шахматы. Она круто объясняет мир — в ней есть определенное количество комбинаций, и чем больше ты знаешь этих комбинаций, тем круче ты играешь. Вот у меня такое же представление о жизни: чем больше ты работаешь над собой, разбираешь комбинации, тем больше и лучше ты подкован. Еще работают физиологические особенности: кто-то быстрее возбудим психоэмоционально, кто-то медленнее. Я, например, чуть-чуть тормоз и мне надо больше времени или даже придумать себе острые обстоятельства, чтобы включиться.

Может, это и неплохо?

Да, я никуда не тороплюсь. Кстати, это тоже залог моей удачливости. И терпение.

Что же будет в новом сериале Константина Богомолова, где ты начала сниматься, и когда мы его увидим?

В марте! Это сериал «Содержанки» про современную Москву, светское общество, богатых мужчин, богатых жен, любовниц победнее, которые тоже хотят быть богатыми. Происходят убийство, расследование, сплетение отношений, расставания, подсмотренная реальная жизнь. Я играю девушку из Саратова, которая тоже дико хочет свою галерею и чешет напролом.

Не всегда же цель оправдывает средства?

Цель — это просто название, а все, что происходит на пути к ней, и есть сама жизнь. И в этом секрет. Важно не то, что ты придумываешь, а то, как ты к этому идешь.

Стиль: Юлия Журавлева

Ассистент стилиста: Маргарита Ткаченко

Визаж и прическа: Ольга Чарандаева

Фото: Абдулла Артуев

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также