Как музы Эйфмана поздравили мэтра с 70-летием

В честь юбилея Бориса Яковлевича мы собрали главных прим балетмейстера, попросив рассказать о первой встрече с мэтром и инициации неклассической хореографией. 

  • Мария Абашова, Любовь Андреева, Валентина Морозова, Елена Кузьмина

  •  Валентина Морозова, Любовь Андреева, Мария Абашова, Елена Кузьмина

Первый спектакль Борис Эйфман сочинил в пятнадцать лет, в двадцать один год работал хореографом в Академии Вагановой, а в тридцать один — создал единственный в СССР негосударственный театр балета. Он придумал, что Достоевского, Толстого и философские концепции можно станцевать, а в брежневскую эпоху в Кремлевском дворце вполне уместно показать провокационную постановку на музыку Pink Floyd. В труппу Эйфман всегда набирает непременно высоких и красивых артистов, не всегда востребованных в классическом балете. Он переделывает их «под себя», и они становятся звездами.

Первая по-настоящему эйфмановская балерина — Валентина Морозова. Маргарита в «Мастере и Маргарите», Настасья Филипповна в «Идиоте» и Тереза Ракен в «Убийцах», она безоговорочно приняла хореографию психологических переживаний. Под Елену Кузьмину мэтр поставил культовую «Красную Жизель». Мария Абашова первой перевоплотилась в «Анну Каренину», а Любовь Андреева стала Николь Уоррен в Up & Down, балете по мотивам полуавтобиографического романа «Ночь нежна» Фицджеральда.

  • Борис Эйфман в балетной школе в Кишиневе

  • Борис Эйфман за работой. 1970-е годы

Валентина Морозова, народная артистка России

В театр Эйфмана я поступила в 1978 году, всего через год после того, как Борис Яковлевич его основал. Начинала в кордебалете и лишь потом стала исполнять ведущие партии. Моя первая встреча с Эйфманом была на просмотре в труппу, куда я пришла из Куйбышевского театра. Сразу стало понятно, что театр, где важны в первую очередь психологические переживания на сцене, — мой. Наверное, несмотря на выучку Академии Вагановой, я даже окончательно утратила интерес к классике. Первое десятилетие существования труппы было наполнено не только творческой работой, но и многими трудностями. Каждый спектакль, даже самый безобидный, приходилось по нескольку раз сдавать худсовету, а Эйфмана учили, как он должен ставить. А когда театр начал выезжать за рубеж, самого Бориса Яковлевича не выпускали на гастроли».

 

Елена Кузьмина, заслуженная артистка России

Первый раз я увидела Бориса Яковлевича в Академии Вагановой. Он стремительно влетел в балетный класс — красивый, стильный (в модных кожаных штанах). Все девочки начали перешептываться, а он показал на двух балерин (кажется, самых высоких) и сказал, что хочет попробовать их в труппу. Мне всегда нравились характерные роли, поэтому после классики овладевать школой Бориса Яковлевича было очень интересно, хотя и не всегда просто. Солисткой балета Эйфмана я стала в 1989 году. У меня было много счастливых моментов в труппе, но почему-то больше всего запомнилось, как мы показывали «Красную Жизель» в Большом театре, который в то время возглавлял Владимир Васильев».

 

Любовь Андреева, солистка труппы

Я родилась и начинала танцевать в Минске, поэтому с Борисом Яковлевичем мы познакомились уже на просмотре в труппу. Мои коллеги предупреждали: Эйфман — строгий и требовательный, поэтому при первой встрече меня больше всего поразило, что он много улыбался. В Белоруссии я танцевала не только классику, но и модерн, который изначально был мне гораздо ближе и органичнее. При переходе на хореографию Бориса Яковлевича мне не пришлось ломать себя. Работая над новой партией, каждый раз интересно открывать в себе что-то новое, как физически, так и психологически. Эйфман умеет сразу разглядеть в артисте то, что уже в нем заложено, и помогает осознать в себе возможности, о которых ты ранее даже не догадывался».

 

Мария Абашова, солистка труппы

 Я училась на Западе и планировала, что там и останусь работать. Когда меня привезли в Петербург на просмотр в театр Бориса Яковлевича, я была совсем юной и дерзкой девчонкой и специально не взяла с собой пуанты. Но Эйфман отреагировал изобретательно: заставил меня четыре раза подряд исполнить длинный современный номер. Потом я получила приглашение посмотреть спектакль «Красная Жизель», куда шла с твердым намерением уехать обратно в Европу, но мои планы резко изменились. Глядя на сцену, поражалась: как артисты делают все эти поддержки, как такое возможно? И вот танцую в театре Эйфмана на протяжении уже пятнадцати лет. Я благодарна Борису Яковлевичу, что он дает возможность пробовать себя в разных амплуа и не остаться исполнительницей одной роли».

 

фото: Валентин Блох
стилист: Роман Кянджалиев
ассистент стилиста: Полина Апреликова

Комментарии (0)
Автор: sobaka
Опубликовано:
Люди: Борис Эйфман, Мария Абашова
Материал из номера: Август, №187
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также