Юрий Смекалов: «Мы находимся на пути возрождения русского балета»

Ведущий танцовщик Мариинского театра и хореограф поставил балет «Infinita Frida», посвященный великой мексиканской художнице Фриде Кало. Юрий рассказал нам о спектакле, европейская премьера которого пройдет в Александринке.

  • Элиса Каррильо Кабрера

Автор идеи балета — прима-балерина Берлинской штаатс-оперы Элиса Каррильо Кабрера. Почему история Фриды Кало ее заинтересовала?

Если вы спросите меня, почему мне так интересно творчество Пушкина или Есенина, то я отвечу: потому что я дышу с ними одним воздухом и хожу по тем же улицам. То же самое и здесь. Элиса родилась на той же самой улице, что и Фрида, ее любимым местом отдыха был музей художницы.

Физическая боль и травмы — важная часть биографии Фриды.

Так сложилось, что именно серьезная профессиональная травма сблизила меня с семьей Элисы и Михаила Канискина, соавтора идеи балета и также премьера Берлинской штаатс-оперы. Целых два месяца я жил у них и восстанавливался после сложнейшей операции на коленном суставе. Я благодарен судьбе, что это случилось со мной и я обрел не только новых друзей, но и новый спектакль, к теме которого давно мечтал прикоснуться. Судьба Фриды — пример неуемной жажды жизни и любви. В этой хрупкой на первый взгляд женщине сочеталось мужество, воля, красота и нежность.

Чем вы вдохновлялись и как изучали биографию художницы? Фильм с Сальмой Хайек как-то повлиял на вас?

Предложение было воспринято мной, как некий вызов. На тот момент я уже вел активную работу на балетом «Мойдодыр», который вошел в репертуар Большого театра. Но упустить возможность поработать с потрясающей балериной-мексиканкой, и еще в контексте искусства Фриды Кало, было невозможно. Вы только представьте: живешь в Берлине (отец Фриды был немец) — на обед гуакамоле, на ужин такос, по воскресеньям — курица в шоколаде, и все это собственного приготовления! А когда однажды Элиса, после нескольких коктейлей «Маргарита», начала петь, я понял, что мы просто обязаны написать для этого балета песню, посвященную Фриде Кало, чтобы Элиса смогла спеть ее в финале. Так и оказалось. Фильм с Сальмой Хайек произвел огромное впечатление, думаю, на каждого, кто его посмотрел. Именно поэтому в своем спектакле я пытался максимально избежать любого сравнения, более того, я отошел от истории Фриды, решив сделать историю про девушку Лизу, молодую художницу, которая попадает под влияние ее картин.

В чем сложности перевода жанра ЖЗЛ в танец?

Не так часто хореографы пытаются рассказать жизнь выдающейся личности. Еще реже им это удается. Считаю, что Борис Эйфман единственный, кто в этом преуспел. Что касается историй про художников, то на мой взгляд, в изобразительном искусстве так много недосказанного и так много личного, что по своей сути эта форма искусства очень точно пересекается с балетной и музыкальной формой воплощения мысли. Поэтому, соединяя эти формы, мне хотелось выстроить сюжет концептуально а не драматургически.

Как выстроено либретто спектакля?

В первом акте главным действующим лицом становится маленькая девочка Лиза, которая в силу обстоятельств засыпает в музее. В ее снах оживают некоторые картины Фриды, которые знакомят с основными вехами судьбы художницы. Проснувшись, девочка чувствует свое предназначение. Во втором акте наша героиня уже молодая художница в мастерской. Вокруг палитра красок, каждая из которой олицетворяет собой того или иного персонажа из биографии Фриды. Взаимодействуя с ними, Лиза начинает зависть от судьбы художницы, постепенно в нее превращаясь.

Чем объясняется название?

Основной мыслью, которая была вложена в название, явилась идея бесконечности искусства. Человеческая жизнь ограничивается смертью, а искусство способно нести свою мысль через века. В данном случае мы рассматриваем искусство Фриды как мессадж о любви к жизни на долгие поколения вперед. В моей концепции все строится на этой восьмерке бесконечности: восемь персонажей, восемь танцовщиков, восемь мелодий, восемь основных музыкальных инструментов, восемь музыкантов, восемь цветов... И, конечно, велосипед — форма бесконечности и ярчайший символ взросления Фриды Кало.

Почему музыка была заказана композитору Александру Маеву, а костюмы и декорации — Елисею Шепелеву?

С Александром Маевым мы до этого уже создали вместе три балета: «Intensio», «Джан» и «Камера Обскура», было сочинено несколько миниатюр для артистов балета и фигуристов. Считаю, что на сегодняшний момент это самый плодотворный композитор в Петербурге из тех, чьи балетные работы можно увидеть на больших сценах. Большой опыт работы в кинематографе позволяет ему создавать необходимую атмосферу и музыкальное поле, очень точно характеризующее пространство, в котором оказывается тот или иной персонаж, будь то мексиканская художница, платоновский Назар, набоковская Магда, карточный шулер или просто тень. Молодой и талантливый художник Елисей также был испытан в небольших хореографических работах, после чего было принято решение пригласить его в качестве художника сценографии и художника по костюмам в этот проект. Его тонкость и романтическое отношение к цвету, на мой взгляд, очень точно отображает концепцию спектакля.

Как использованы в сценографии произведения самой художницы?

Благодаря помощи губернатора Мехико-сити и фонду Элисы Кобреры мы имеем возможность использовать в спектакле изображения картин Фриды Кало, ее наброски и фрагменты дневника.

Как определялся состав исполнителей и насколько комфортно работать вместе артистам двух трупп и разных национальностей?

Состав исполнителей определялся по психофизическому соответствию персонажа и исполнителя. Уверен, что нам удалось найти тот баланс и гармонию в подборе действующих лиц. К сожалению, состав пока только один. Самая большая сложность проекта заключается именно в том, что это интернациональная антреприза. Каждый из артистов имеет огромный репертуар в театре, в котором служит, и собрать их всех вместе очень непросто. Например, Владимир Шкляров — это вновь введенный исполнитель. На премьере в Мексике роль Троцкого исполнял Владимир Малахов. Танцовщик, исполняющий эту партию, должен обладать не только яркой харизмой, но и глубоким драматическим талантом, который он способен продемонстрировать через пластику тела. На сегодняшний день, достойно заменить Малахова в этой роли сможет именно Шкляров.

Проект был поддержан Мексикой на уровне правительства: насколько развито балетное искусство в этой стране, какой отклик получил спектакль у местной публики?

На сегодняшний момент в Мексике очень образованная балетная аудитория. Лично я, как артист, неоднократно бывал в этой экзотической стране с Мариинским театром и театром балета Эйфмана. Элиса Кабрера регулярно проводит в этом городе гала-концерты с участием мировых звезд. На премьере «Infinita Frida» зал был переполнен, помимо этого велась онлайн-трансляция по нескольким каналам. Думаю, что главным образом такой ажиотаж вызвала всенародная любовь к мексиканской героине Фриде Кало.

Ваши балеты не первый годы идут на сценах Мариинского и Большого театров. Как вы оцениваете уровень современной хореографии в целом?

Убежден, что сейчас мы находимся на пути Возрождения русского балета и возвращение ему былого могущества начала XX века. Уже несколько десятилетий в России формируется трамплин для этого прыжка. Более того, сегодняшний зритель — это зачастую образованная молодежь, которая прекрасно понимает, что формирование культурного и духовного стержня максимально способствует развитию нации в целом. Посмотрите, насколько быстро и повсеместно сейчас начинают развиваться центры искусств, фонды помощи молодым талантам, продюсерские организации, мастерские, объединяющие молодых создателей. Я верю в то, что мы были, остаемся и будем теми, кто способен нести культуру в мир, наполняя его эстетической красотой.

Вы по-прежнему активно выступающий артист. Как получается совмещать обе профессии?

Они уживаются. Пока, как говорится, носят ноги. Нелегко совмещать, но сейчас я не могу представить себя не выходящим на сцену. Как только подумаю об этом, накатывает депрессия.

Интервью: Виталий Котов
Фото: Алена Кузьмина, Юрий Зотов

Премьера балета «Infinita Frida»: 5 и 6 июля, Александринский театр

Комментарии (0)
Автор: sobaka
Опубликовано:
Люди: Юрий Смекалов
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также