18+
  • Город
  • Общество
Общество

Как Александра Синяк с помощью петербуржцев открыла новое кафе с бесплатными обедами для сотен пенсионеров

Год назад петербурженка Александра Синяк случайно начала бесплатно кормить пенсионеров в своем кафе «Чешский домик» на Васильевском острове. Вскоре все желающие перестали помещаться в заведение, поэтому в августе Александра его закрыла, чтобы переехать в помещение побольше. В конце октября на Детской улице, 17 открылся «Добродомик» – его создательница рассказала «Собака.ru», как десятки людей помогли ей сделать ремонт, компании начали предлагать бесплатные продукты, а люди со всей страны тоже захотели кормить бабушек и дедушек.

Александра Синяк с мужем Евгением Гершевичем на премии «Собака.ru» «Что Где Есть»

Александра Синяк с мужем Евгением Гершевичем на премии «Собака.ru» «Что Где Есть»

Зачем понадобился переезд

В августе к нам в день на обед приходило в среднем 150 человек – и все эти пенсионеры были у нас новенькими. А мои давно знакомые бабушки, которые разъехались по дачам и деревням, звонили мне со словами «мы возвращаемся, как ваше кафе». Я думала: «Зашибись, это сейчас у меня 150, а когда вернутся все старожилы, будет минимум 400». В «Чешском домике» даже 250 – это уже сумасшедший дом, потому что столов всего восемь. Перед нашей дверью выстроилась бы толпа. Мы создавали проект не для этого – хотели выразить благодарность старшему поколению, а не устроить очередь за кормежкой.

Как нашли новое помещение

27 августа у меня в руках было 70 000 рублей – именно столько мы платили за аренду кафе на 16-й линии. Его собственники мне сказали, что в случае чего я могу не предупреждать их заранее, а съезжать одним днем без дополнительных выплат. Я поняла, что надо найти новое место как можно скорее, просто поехала по Васильевскому острову и высматривала, где написано «аренда». Помещение нам нужно было минимум в два раза больше, но все подходящие и стоили в два раза дороже, для нас это было совсем неподъемно. Внезапно мне позвонил риелтор – один из тех, с кем я общалась до этого. Говорит: «Я на Среднем 88, тут есть помещение». Я поняла, что нахожусь от него буквально в двух шагах, и не смогла не воспользоваться этим совпадением. Тут же, как ни странно, был и собственник, мы сразу познакомились, он оказался адекватным мужчиной.

Правда, когда мы зашли, то были в ужасе: здесь не было вообще ничего, даже стен, потолок был в буграх, в углу стоял старый унитаз. Зато были два входа, отдельная от всего дома вытяжка, большой зал и цена – 70 000 рублей. И я в этот же день, не думая, заключила договор. Муж возмущался: «Ты совсем сошла с ума? Что мы будем делать, сидеть на пустом полу и кормить бабушек?». А я не сомневалась – руки у нас есть, остальное приложится.

Как проходил ремонт

Мы заплатили аренду, перевезли всю мебель из «Чешского домика» (собственники разрешили нам ее забрать), и поставили ее посреди всей этой разрухи, потому что хранить вещи было больше негде.
Я написала пост в группе о том, что мы начинаем ремонт в новом кафе. Первым откликнулся бородатый парень Гриша – обычно он строит храмы. Про то, что нам нужна помощь, ему рассказали в одном из них. Он делал все: разбирал с нами вещи, пилил и красил. Через ту же церковь нас нашел и другой мужчина – он зашел с перфоратором в руках и объявил, что «отзывается на Андрюшку». Он приходил каждый день и положил нам всю плитку.

Постепенно подтянулось 60 добростроителей: кто-то работал один день, а кто-то приезжал постоянно. Были и студенты, и 40-летние, кто-то даже тратил на нас свой отпуск. Многие занимались этим в память о своих умерших родителях или бабушках и дедушках.

За полтора месяца мы возвели «Добродомик» с нуля. Впрочем, бабушки нашли нас задолго до окончания работ. Это настоящая мистика – я специально никому не говорила адрес, потому что кормить в условиях ремонта я никого бы не смогла. Но вскоре нас разыскала первая пенсинерка: заходит и говорит «Наконец-то я вас нашла!» Оказалось, что она, увидев, что «Чешский домик» закрыт, стала допрашивать продавцов из соседнего магазина, те ей сказали, что мы теперь «где-то на Среднем», она просто пошла по району, и кто-то из местных жителей ей на нас указал – настоящий сыщик. Что делать – попили с ней чаю, не могу же я ее прогнать. Так за все время стройки нас обнаружили еще человек пять. Но мне было даже хорошо – все работают, а я сижу чай пью.
Стены расписывали художники: самую большую картину рисовали каждые выходные на протяжении трех недель, уходили в 11, а то и в 12.

Открытие нового пространства

Открыться мы решили 22 октября – проекту как раз исполнялось 11 месяцев. 21-го, разумеется, еще ничего не было готово, раковину мы устанавливали 22 числа ровно в 9 утра – ждали, когда можно будет начать шуметь. В 11 часов тут носилась толпа волонтеров, а в 11:50, когда я вышла, у дверей стояла толпа счастливых пенсионеров. Мы устроили фуршет, из других ресторанов нам привезли хорошую еду, мы вели прямую трансляцию – она получилась очень трогательной, все были довольные, плакали и обнимались. Во второй день к нам пришло 273 человека, а вчера мы побили рекорд – 424 посетителя.

Помощь от бизнеса

Сейчас у нас все на гораздо более высоком уровне – после выхода моего первого интервью на «Собаке» произошел взрыв, мне стали постоянно звонить, в том числе с хорошими предложениями. X5 Retail Group делают нам максимально возможную скидку на мясо: так что если в «Чешском домике» мы закормили бабушек курицей, то теперь они у нас обедают мраморной говядиной. Компания «Агро-Инвест» отдает нам овощи бесплатно, а на праздники обещали и фрукты, производители десертов собираются каждый день привозить пирожные. Были и неожиданные предложения: однажды нам привели четыре огромных мешка новой обуви всех размеров, ее моментально разобрали. Количество входящих уже зашкаливает – я поставила на свой телефон переадресацию, и теперь этим занимается мой помощник.

Поддержка государства

Городские власти так и не проснулись, зато мне звонили из Госдумы – они хотят помогать, скоро мы с ними встретимся и будем обсуждать возможное сотрудничество. Мне, конечно, не хочется превращать проект в государственную программу – это сразу поменяет отношение к нам. Пожилые люди озлоблены на государство – они всю жизнь проработали на своих заводах, а им платят пенсию ниже прожиточного минимума, я раньше даже не знала, что такое может быть. У нас минимум – 10 200, а ко мне приходят бабушки, получающие по 8 000 в месяц. Что это, уничтожение старшего поколения? Если они узнают, что дело связано с властями, то сразу начинают требовать.

Культурная программа

Музыкальные коллективы предлагают у нас выступать, недавно пела актриса – как она сказала, в память о своей маме. Для меня это был трогательный, даже грустный концерт, а бабушки очень радовались. Правда, места снова не хватает: я даже не знаю, каким должно быть помещение, чтобы все поместились – им хочется посидеть, поболтать. Но посетители сами стараются быть внимательными: если уже поели, встают, уступая место другим.

Александра Синяк в «Добродомике»

Александра Синяк в «Добродомике»

Почему о пожилых людях не заботятся родственники

В интернете много осуждают детей наших посетителей – мол, они не заботятся о родителях. Но часто бывает так, что они живут в другом городе или стране, помогают финансово, но пенсионерам не хватает общения, а еще им сложно готовить себе самим. За последние дни мне раз 20 позвонили с примерно одинаковыми словами: «Пригласите к себе нашу маму, ей одиноко, а мы поддержим ваш проект». Я, конечно, соглашаюсь. Для многих общение в «Добродомике» важнее еды – пенсионеры мало кому доверяют, из-за того, что им постоянно рассказывают всякие ужасы по телевизору. А у нас со временем получилось добиться их расположения.

Мошенники

Но обращаются и мошенники: в первый день меня пытались купить за миллион. В 11 утра раздался звонок – я только проснулась и плохо соображала. Говорят: «Здравствуйте, у нас есть для вас два предложения. Первое: мы вложим миллион в вашу рекламу, а потом будем строить свой «Добродомик», а вы продолжите работать над своим. Второе: мы просто даем вам миллион, а вы нам – свое согласие на то, чтобы мы кормили бабушек». Они поняли, что наш проект гремит на всю страну, его все начали поддерживать, и решили воспользоваться этим. Но зачем мне миллион на рекламу? И таких предложений тоже была тьма. Я написала пост том, что мы только одни, а нам в ответ: «вы просто не хотите делиться добром».

Открытие благотворительного фонда

Сотнями звонят из других городов России и говорят, что тоже хотят кормить пенсионеров. У нас получилось наладить схему, и мы можем им помочь, объяснить, с чего начать. Но мне нужно еще два месяца, чтобы открыть официальный благотворительный фонд – и после этого мы сразу пойдем по регионам. Начать хотим с Гатчины – там уже есть готовая команда, которая имеет опыт в благотворительности.

Помощь людям с инвалидностью

У меня постоянный завал в группе и его нужно разгребать. Помогает мне с этим женщина – у нее был паралич, она снова научилась ходить, но покидать дом ей тяжело. Она потрясающий, думающий человек и может работать за компьютером. Увидев, как ее окрыляет и вдохновляет работа в «Добродомике», я решила подключать других людей, которые по каким-то причинам не могут передвигаться: СММ-щики, операторы. Сейчас мы их набираем.

Почему только после появления «Добродомика» все захотели кормить пенсионеров

Был негативный пример, когда в магазине начали раздавать хлеб, и пенсионеры начали писать жалобы, требовать. А у нас все получилось хорошо, поэтому сейчас все вдохновлены и хотят нам помогать. Желание помочь старшему поколению есть если не у каждого, то у 90% точно. У нас все вышло, потому что в течение этого года мы продолжали упрямо идти вперед, даже когда заходили в тупик. Я знала, что уже взяла ответственность за посетителей, поэтому у меня не могло не получиться – они приходили каждый день с горящими глазами, разве могла я им сказать: «Извините, я не смогла»? Во мне сомневались все, друзья хоть и занимали деньги и брали на свое имя для меня кредиты, но все равно повторяли: «У тебя ничего не получится». Мама говорила: «Саша, ты адекватная? Ты в минусе, а у тебя ребенок с ДЦП, которого нужно поднимать». Поддерживала только моя бабушка – это спасало, если честно. Но сейчас все наладилось: мама поняла, что останавливать меня бессмысленно, дочь тоже вовлеклась в процесс – это она придумала слово «Добродомик». Я рада, что она растет, видя, что нужно помогать другим.

Кто приходит в «Добродомик»

Среди наших посетителей много необычных персонажей. Например, приходит бабушка 96 лет с ухажером, ему 91, у них очень романтичные посиделки. Она почти слепая, но очень бодрая. Есть интересная женщина – она в 12 приходит очень нарядная, ест, уходит, а потом в 15 снова возвращается, но уже в другой одежде, и обедает во второй раз. Мы думали, что нам кажется, а потом как-то отсмотрели видео – на восьмое марта снимали весь обед. И действительно: это одна и та же барышня. Есть и те, кто так не исхищряется и просто приходит дважды: мы им уже сказали, что они могут брать еду с собой в контейнерах, если хотят. Они благодарили и говорили, что у них совсем не хватает средств, и мы им очень помогаем.

Александра Синяк с посетителем на открытии «Добродомика»

Александра Синяк с посетителем на открытии «Добродомика»

Помощь бездомным

Мы начали поддерживать бездомных, но не в этом пространстве – санитарные нормы нам этого не позволяют. К нам обратилась одна благотворительная организация, мы для них готовили еду, они ее забирали и увозили раздавать людям без определенного места жительства в другом месте.

Создание сети помощи пенсионерам – не только едой

Сейчас группа программистов с большой скидкой создает для нас приложение «Добродомик». В нем будут регистрироваться волонтеры, сначала у них будет первый уровень доверия, постепенно по мере выполнения задач он будет повышаться. Чем выше балл, тем более личные и важные поручения они будут получать. С первым уровнем они смогут мыть у нас посуду, приносить обеды, а с десятым – приезжать к бабушке помогать домой. Мы не можем допускать до пожилых непроверенных людей – мошенников очень много, я должна быть уверена в сотруднике на 200%.

Открытие «Добродомика»

Открытие «Добродомика»

Жалобы соседей

У нас возникла проблема с соседями, а точнее с соседкой. К нам пришла одна женщина, начала возмущаться: «Вы тут будете шуметь». А я по привычке, видимо, обратилась к ней «бабушка». Та взорвалась: «Я вам не бабушка, я женщина пенсионного возраста». С тех пор она пишет на нас жалобы во все инстанции. Мы, конечно, объясняли ей, что кормим здесь людей бесплатно, но это на нее не подействовало. Ответила: «Мне нищие пенсионеры здесь не нужны». Из-за нее нам пришлось сорвать наши таблички и баннер – они успели провисеть всего день. Согласовывается это два месяца, а мы хотели, чтобы нас было легко найти уже сейчас. Но не беда – все и так уже знают, где мы находимся.

Помощь не только другим, но и себе

Сейчас я вовлечена в это 24 на семь, доходит до того, что я ночью выкрикиваю что-то про бабушек – муж надо мной смеется. Но эта работа приносит пользу и мне самой, я получаю от нее колоссальную энергетику. Пенсионеры дали мне не только доверие, но и безумный драйв. У кого-то есть хобби, а у меня вся жизнь стала хобби, мне радостно от того, что происходит, и от того, что скоро мы сможем помогать еще большему количеству людей.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)