18+
  • Город
  • Общество
Общество

Почему советская модель воспитания «мальчик/девочка» опасна для детей?

Человечество планирует колонизацию Марса, создает синтетические бактериальные клетки, учится записывать воспоминания. Но мы все еще продолжаем делить профессии, цвета и эмоции на «мужские» и «женские». О том, почему нам давно пора перестать навязывать детям стереотипы, специально для «Собака.ru» написала колонку мать двоих сыновей Ксения Боровинская.

«Ты что как девчонка?»

Показательный эксперимент описал Энтони Гидденс книге «Социология»: группу женщин попросили в течение нескольких недель пару часов в день присматривать за шестимесячным младенцем по имени Бет, а потом рассказать о ней. Женщины описали Бет как «ласковую», «с нежным голосом», рассказали, что она тянется к куклам и мягким игрушкам. Другая группа женщин на тех же условиях присматривала за ребенком по имени Адам. Они описали его как «бойкого», «громкоголосого», отмечали, что он предпочитает поезда и игрушечное оружие. Суть эксперимента заключалась в том, что в роли Бет и Адама выступал один и тот же по-разному одетый ребенок. Этот феномен называется «селективное восприятие»мы ищем подтверждение тому, во что верим, и игнорируем факты, выбивающиеся из нашей картины мира.


Мы ищем подтверждение тому, во что верим, и игнорируем факты, выбивающиеся из нашей картины мира

«Какая хозяйственная, настоящая девочка!» – говорят двухлетней крошке, складывающей разбросанные мелки в коробочку (мальчик двух лет, совершивший то же самое действие 15 минут назад, удостаивается вскользь брошенного «молодец»). «Какой ловкий, настоящий мальчик!» – хвалят прохожие пятилетнего ребенка, залезшего на дерево (в метре над ним с ловкостью шимпанзе скачет по веткам его подруга-ровесница).

Опасность в том, что мы не видим настоящего ребенка за выдуманным образом. А дети быстро считывают наши ожидания и пытаются им соответствовать

Розовый для девочек, синий для мальчиков, вне зависимости от предпочтений детей. Почему? Потому что маркетологи середины прошлого века так придумали, а мы до сих пор верим?

«Мальчики не должны плакать». Почему? Чтобы они не научились проявлять чувства и заботиться? Не стали, повзрослев, чуткими партнерами и нежными отцами? Заблокировав эмоциональную составляющую, умерли от инфаркта в 45 лет?


Мы не видим настоящего ребенка за выдуманным образом

«Девочки должны быть тихими, скромными и опрятными». Почему? Чтобы девочки стеснялись проявить инициативу? Чтобы выученная беспомощность всю жизнь мешала им отстаивать свои интересы, конкурировать и говорить «нет»?

«Девочек бить нельзя» – а мальчиков можно? А старушек? А котят? Может быть, лучше объяснить детям обоих полов, что физическая агрессия допустима только в случае защиты? И защищать нужно того, кто слабее, неважно, мальчик он, девочка или гусенок.

«Девочки должны быть хозяйственными» – а мальчики нет? Разве умение приготовить себе обед и навести порядок в доме не полезно людям любого пола? А умение заменить розетку и повесить полку не пригодится в будущем и мужчинам, и женщинам?

Вред от этих безобидных, на первый взгляд, установок и слов становится очевиден. Средняя зарплата у женщин до сих пор на треть меньше мужской. Ректор МГУ желает первокурсницам психологического факультета (поступившим в главный вуз страны, на секундочку) «стать достойными женами математикам, гордости университета». На мужчину, ушедшего в декретный отпуск, смотрят как на неведомую зверушку. Львиная доля домашних обязанностей – монотонного бесконечного неоплачиваемого труда – лежит на женских плечах, даже если в семье работают оба партнера.


Межличностные различия сильнее межполовых

Как помочь детям избежать стереотипов?

Нужно начать с себя. Посмотреть вокруг и понять, что все люди разные, и межличностные различия сильнее межполовых. То есть мальчиков и девочек не нужно воспитывать одинаково, наоборот – всех детей нужно воспитывать по-разному. Скромного – поддерживать, вспыльчивую – учить грамотно и безболезненно выпускать агрессию. Развивать сильные стороны и компенсировать слабые.

Вспомните, как вам в детстве досаждали все эти «девочки не бегают» и «мальчики не плачут» и не заставляйте своих детей испытывать то же самое. Читайте научные исследования, из них можно узнать много интересного и про строение мозга, и про «неспособность девочек к математике».

Воспитывать в детях общечеловеческие качества: храбрость, инициативность, вдумчивость, эмпатия, умение концентрироваться пригодятся всем. Старайтесь видеть детей, а не свои ожидания от них. А фразам «ты же девочка» и «ты же мальчик» давно пора на свалку атавизмов, вместе с «бьет — значит любит» и прочими «где родился, там и пригодился».

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)