18+
  • Город
  • Недвижимость
Недвижимость

Вечная драма

Не успели стихнуть восторженные отзывы о балете «Класс-концерт», как на подходе еще одна премьера, поставленная при поддержке строительной компании «ЛенСпецСтрой» и спродюсированная ее генеральным директором Дмитрием Астафьевым, — опера «Манон Леско».

Юрген Флимм, режиссер Берлинской Штаатсоперы, режиссер постановки «Ма- нон Леско», и Дмитрий Астафьев, продюсер постановки, генеральный директор СК

Юрген Флимм, режиссер Берлинской Штаатсоперы, режиссер постановки «Ма- нон Леско», и Дмитрий Астафьев, продюсер постановки, генеральный директор СК «ЛенСпецСтрой», академик РАЕН, доктор технических наук, профессор.

На репетиции оперы «Манон Леско».

На репетиции оперы «Манон Леско».

Слева направо: исполнитель роли кавалера де Грие Стефано Ла Колла, режиссер-постановщик Юрген Флимм, исполнительница роли Манон Леско Норма Фантини и

Слева направо: исполнитель роли кавалера де Грие Стефано Ла Колла, режиссер-постановщик Юрген Флимм, исполнительница роли Манон Леско Норма Фантини и продюсер постановки Дмитрий Астафьев

Итальянская опера — несколько неожиданный выбор, ведь раньше вы предпочитали восстанавливать советское творческое наследие. Это была долгая история. Изначально мы хотели поставить оперу Юрия Шапорина «Декабристы», потом рассматривали вариант «Оптимистической трагедии» Александра Холминова — интересно, что в советское время она шла в Михайловском театре. Но все время что-то мешало. Все факторы — подходящие голоса, неизбитый сюжет, актуальность наконец — сложились воедино именно в «Манон Леско». Ведь это не только любовная история, нам важен был ее общественнополитический подтекст и то, как он перекликается с нашей историей и сегодняшним днем. С 1893 по 1900 год Пуччини написал одну за другой три оперы на одну и ту же тему: может ли интеллигенция (или богема как творческая интеллигенция) жить счастливо и не зависеть от политической и социальной ситуации в стране. Ответ везде получился одинаково неутешительный: нет, не может, государственная машина художника раздавит и не заметит. Вторая и третья оперы этого цикла, «Богема» и «Тоска», у нас хорошо известны, а «Манон Леско», с которой все и начиналось, знают меньше. Кстати, позже композитор снова возвращался к этой теме в операх «Турандот» и «Чио-Чио-сан».

Тем не менее вы подготовили весьма оригинальную трактовку этой оперы. Да, у нас развернулась очень масштабная дискуссия по этому поводу. Я даже предлагал перенести действие в Германию тридцатых годов, что прекрасно коррелировало бы с изысканной сценографией постановки, выдержанной в стилистике черно-белых фильмов того времени. Но в итоге остановились на более сдержанном варианте: действие разворачивается в некой абстрактной киностудии, это может быть и Голливуд, и Берлин, и Париж. Манон — начинающая актриса, ее возлюбленный де Грие — бедный актер, а богатый покровитель Жеронт — продюсер, который сулит ей главную роль в обмен на любовь. Такая трактовка сближает сюжеты «Манон Леско» и «Тоски».

Чьи голоса мы услышим в новой опере? Нам хотелось сделать премьеру международного уровня, поэтому, во-первых, пригласили режиссера Берлинской государственной оперы Юргена Флимма — для Михайловского театра это первый полноформатный опыт копродукции с одним из ведущих оперных домов Европы, во-вторых, постановка будет идти в двух вариантах — с российскими и итальянскими исполнителями. В первый день, 22 октября, будут петь представители итальянской вокальной школы, звезда «Ла Скала» и «Ковент-Гарден» Норма Фантини и Стефано Ла Колла, во второй, 23-го, — приглашенная из Большого театра Анна Нечаева и Федор Атаскевич, тенор Михайловского театра. Многие мои друзья берут билеты сразу на оба вечера, чтобы сравнить солистов. Я уверен, что сравнение будет для нас лестным и Атаскевич выступит ничуть не хуже, чем Ла Колла, — я слышал их обоих. Более того, после «Манон Леско» Федор станет звездой номер один в Европе, у него потрясающие вокальные данные. То, что наши исполнители менее известны в мировом масштабе, вовсе не значит, что они хуже поют, — просто мировая оперная сцена сильно монополизирована, и чтобы молодые таланты могли пробиться, как раз нужны такие громкие проекты.

На репетиции оперы «Манон Леско».

На репетиции оперы «Манон Леско».

ДОСЬЕ

Опера «Манон Леско» стала первым триумфом Джакомо Пуччини, после которого о нем заговорили как о «наследнике Верди». Впервые она была поставлена в Турине в 1893 году, а через несколько месяцев исполнена в Петербурге. Либретто основано на психологическом романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», который с момента выхода в 1731 году пользовался во Франции огромной популярностью, периодически запрещался властями и тогда распространялся в списках.

Год назад в Михайловском театре шла концертная версия оперы. Полноценный вариант «Манон Леско» поставил выдающийся немецкий режиссер Юрген Флимм из Берлинской государственной оперы и американский художник-постановщик Георгий Цыпин, на счету которого спектакли в «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «КовентГарден» и церемония открытия Олимпиады в Сочи. Цыпин и Флимм перенесли действие в тридцатые-сороковые годы ХХ века, оформив спектакль в стилистике фильмов нуар.


Текст: Виктория Пятыгина
Фото: Георгий Павленко

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)