18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Ольга Тублина

Мачеха основателя издательства «Лимбус Пресс» Константина Тублина сначала просто помогала бизнесмену в работе, а теперь руководит «Лимбусом» и курирует премию «Национальный бестселлер».

Как вы стали генеральным директором «Лимбус Пресс»?

Когда Константин Тублин решил отойти от издательских дел, он предложил мне, как члену семьи, взять на себя руководство. Я по образованию математик, кандидат наук, хотя и выросла в семье филологов, и сначала эта идея показалась мне безумием. Но Константин убедил меня попробовать, и мне понравилось. Помимо сложностей я открыла для себя огромные преимущества этого занятия, и первое из них — общение и совместная работа с интереснейшими людьми. Ведь один список главных редакторов «Лимбус Пресс» уже составляет литературную антологию: это Михаил Синельников, Виктор Топоров, Павел Крусанов, Вадим Левенталь. Мы открыли для широкого российского читателя Салмана Рушди, Александра Гарроса и Алексея Евдокимова, Анну Старобинец, Федерико Моччиа, Фигля-Мигля — не каждое издательство может похвастать такой подборкой.

Все исследования говорят о кризисе в книжной отрасли. Люди перестали писать и читать книги?

Нет, люди все еще читают книги, но реже их покупают. И если в больших городах книжные магазины выживают за счет другой продукции, то в провинции их почти не осталось. Им на смену пришли книжные клубы и кафе — проекты, созданные энтузиастами, которые пытаются собрать вокруг себя единомышленников. Если раньше отчеты Книжной палаты свидетельствовали, что продажи книг упали, но расширился их ассортимент, то в 2013 году и ассортимент изданий значительно сократился. Я плохо знаю механизмы функционирования крупных издательских холдингов, но такие небольшие издательства, как наше, давно уже вынуждены применять все возможные ресурсы, чтобы остаться на плаву: экономию на аренде, сокращение штата, поиск финансовой поддержки со стороны государства. Дело осложняется тем, что мы получаем деньги от книжных магазинов не сразу, а только по факту продажи нашей продукции — по истечении длительного срока.

Какие книги по-прежнему пользуются спросом?

Стабильно востребованы два вида книг: литература для дошкольников и нон-фикшн — интересная и глубокая публицистика, аналитика, научно-исследовательские работы. Мы продолжаем активно выпускать нон-фикшн. Новинки прошлого года: «Самоубийство империи. Терроризм и бюрократия» Анджея Иконникова-Галицкого, «Воображаемая реальность» Анри Картье-Брессона и впервые переведенные на русский язык дневники и полемические статьи Шарля Бодлера.

Как сегодня работают механизмы продвижения книг?

Мы не платим за рецензии, хотя я знаю, что в некоторых издательствах есть такая порочная практика. Круг дружественных журналистов пишет о наших книгах потому, что это им интересно. Сегодня все большую роль в процессе продвижения играет Интернет: читатели делятся мнением о книге, и любая полемика создает информационное поле. Помогают и премии. «Национальный бестселлер», созданный Константином Тублиным и критиком Виктором Топоровым, остается одной из трех авторитетнейших литературных премий страны.

В 2013 году премия сменила источник финансирования и потеряла своего идеолога Виктора Топорова: он скончался. Как это отразится на судьбе «Нацбеста»?

Деньги всегда можно найти. Я считаю удачным выбор новых финансовых партнеров «Нацбеста» — телеканала «2х2» и кинокомпании «Централ Партнершип». Но когда уходит такой человек, как Виктор Леонидович, мы понимаем: есть невосполнимые утраты. Говорили «Нацбест», а подразумевали «Топоров», ведь он был локомотивом премии, генератором идей и тенденций. Надеюсь, что главные принципы, которые Виктор Леонидович неуклонно соблюдал все эти годы, — открытость, публичность, независимость от корпоративных и внутрицеховых влияний — будут сохраняться. Вадим Левенталь, новый кормчий «Нацбеста», занимался премией пять лет и знает все о ее механизме.

В литературе много чудаков — и талантливых, и графоманов. Есть ли у вас свое ноу-хау взаимодействия с такими авторами?

Мне бывает нелегко общаться с ними: я человек мягкий, мне трудно сказать нет. Например, звонит ветеран войны, написавший поэму, — разумеется, мы не можем отказаться прочесть ее, а уж если прочли, приходится объяснять, почему не можем напечатать. На этот случай, конечно, придуманы готовые ответы: «не наш профиль», «не наш формат». А ведь есть и напористые графоманы, которые могут серьезно отравить жизнь. Мы издали книжку одного такого субъекта, и мне пришлось очень пожалеть об этом: он почти каждый день звонит, предлагает свои новые вещи. Но когда эксцентричность писателя соединена с талантом, это идет на пользу. Среди наших любимых авторов немало таких талантливых чудаков. Их перу принадлежат две книги, к которым я отношусь с особенной любовью. Они вышли в «Лимбусе», когда я уже работала здесь, и я с радостью следила за их читательским успехом. Это «Путь Мури» Ильи Бояшова и «Тайная жизнь петербургских памятников» Сергея Носова.

Дедом Ольги Тублиной был видный ленинградский филолог Владислав Холшевников, специалист по стиховедению. Супруг Ольги Валентин Тублин — литератор и спортсмен — с 1991 по 1996 год был тренером сборной Израиля по стрельбе из лука. Первым большим успехом «Лимбус Пресс» стало многотиражное издание прозы Сергея Довлатова в начале 1990-х с иллюстрациями Александра Флоренского.

 

Текст: Ольга Погодина-Кузьмина
Фото: Guy Johansson
Визаж: Юлия Слепнева

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Февраль 2014
Люди:
Ольга Тублина

Комментарии (0)