How to: Краудфандинг для чайников

Мы составили инструкцию, как собрать денег на проект своей мечты — с помощью готовых сайтов-инструментов и коллективного разума.

В далеком 1997 году поклонники британской группы Marrillion, никого не ставя в известность, взяли и собрали деньги в интернете на турне рокеров по территории США. Им удалось набрать более 60 тысяч долларов, и Marrillion были вынуждены согласиться, а позже использовали тот же метод финансирования для записи трех студийных альбомов, и неожиданно для себя стали родоначальниками краудфандинга. Люди, которые добровольно оказывают поддержку какому-либо проекту или организации — работающая модель, успех которой многократно продемонстрирован иностранными примерами. Не чужд краудфандингу даже президент США Барак Обама, который только на этапе предварительных выборов в 2008 году собрал в интернете около $272 млн с более двух миллионов человек. В России первым проектом, который существовал на коллективные пожертвования, стал сервис Kroogi. Он позволял бесплатно размещать авторам свои произведения (альбомы, музыку, фильмы), а пользователи сознательно могли перечислять им в качестве благодарности любую сумму денег. Сервисом активно пользовались: Борис Гребенщиков, группа Pep-See и Колибри, проект Ежи и Петруччо и Евгений Федоров (Zorge). За последние годы на российских краудфандинговых платформах собирают деньги на самые безумные идеи: от совиного фестиваля до робота, которого можно сделать своими руками из перегоревших лампочек. Какой бы замысел не лежал в основе вашего проекта, лучше придерживаться последовательных действий:

 1. Выбрать платформу

Самый раскрученный сайт по сбору средств kickstarter.com. У него огромная международная аудитория, и простой функционал. Для того, чтобы запустить собственную кампанию требуется только описание проекта, небольшой собственный блог об авторе, фото и видео. Если все вышеперечисленное будет одобрено модераторами, то уже через несколько дней вы станете полноценным краудфандером. Из минусов: при регистрации нужно предоставить счёт в банке США, адрес (там же) и водительское удостоверение. Среди российских аналогов можно выделить ресурсы boomstarter.ru, который в 2012 году получил престижную интернет-премию «Стартап года» и planeta.ru, чьими услугами не раз пользовались звезды отечественной эстрады.

 2. Выбрать вид краудфандинга

Чаще всего, проекты запускаются по системе «все или ничего», то есть собранная сумма переводится создателям проекта, только если достигнут заранее определенный денежный порог. В противном случае – деньги возвращаются обратно на карточки и электронные кошельки тем, кто их жертвовал. По такой системе работает, например, Kickstarter. Есть и другие опции: «оставить все собранное» — все собранные средства (за исключением комиссии) отправляются создателям, а если суммы не хватает — то они сами ответственны за ее возврат. Менее популярные опции: «награда», когда собранная сумма становится наградой для команды, готовой взяться за проект, и, так называемая, «сделка со свободной ценой, в этом случае спонсоры сами определяют цену уже созданного продукта.

 3. Четко заявить цель 

Публичный перечень всех расходов, которые предлагается покрыть с помощью пожертвований обязателен. Тезис «Деньги лишними не бывают» тут категорически не годится, потому что жертвователи могут направить средства на другие, более неотложные нужды. В мировой практике краудфандинга успешных примеров кампании без конечной цели и заявленной готовности нести ответственность за ее реализацию не существует.

Руслан Усачев, видеоблогер, создатель краудфандингового проекта «Оскорбление чувств верующих»:

С одной стороны одобрение и помощь людей очень воодушевляет, но с другой стороны я осознаю большую ответственность. Мы знаем примеры, как снятые при помощи бумстартера и не оправдавшие ожидания проекты утаскивали создателей на дно. Хоть я и не заявлял, что собираюсь делать визитную карточку российского ютьюба, но планку качества хочется, если не поднять, то хотя бы удержать. Понятно, что реальную ответственность я чувствую только перед шестью сотнями спонсоров, но хочется, чтобы финальный результат зацепил наибольшее число людей.

Мой "курс начинающего атеиста" разделен на 4 серии, первые три из них рассматривают отдельные аспекты взаимоотношений человека и религии в современном обществе. Последняя серия является своеобразным итогом, выводом, который базируется на всем сказанном до этого. То есть, каждая серия является законченной по смыслу, но воспринимать "Оскорбление чувств верующих" лучше целиком. По сути, это одна большая мысль, которая была структурирована и разделена на 4 части.

Если за картинку и графику я могу не переживать, с ними мне помогали очень талантливые люди, то сценарная часть стала для меня испытанием. Ведь в роликах поднимается очень серьезная, объемная и острая тема, которую просто невозможно целиком уложить в 4 серии интернет-формата. Поэтому где-то надо было идти на упрощения, какие-то интересные темы оставлять за кадром, чтобы можно было сконцентрироваться на основной мысли. Возможно, что это вызовет у самой фанатично-религиозной часть зрителей приступы гнева, они будут придираться к словам и мелким фактам, игнорируя основной посыл. Но в целом я рассчитываю привлечь внимание тех людей, которые открыты к диалогу и готовы услышать другие точки зрения. Не хочу никому промывать мозги (не церковь же), я хочу начать цивилизованный разговор на важную для общества тему.»

 

 4. Мотивация к пожертвованиям

Исследователи из Политехнического института Джорджии и Технологического института Милана решили выяснить, что движет людьми, которые принимают участие в краудсорсинговых проектах, в которых нет финансового варианта вознаграждения. Исследования были проведены на базе ресурса Zooniverse, который специализируется на научных проектах самой разнообразной тематики – от изучения способов коммуникации морских млекопитающих до разработки средств борьбы с раком.

В эксперименте принимали участие более 110 тысяч человек. Исследователи пришли к выводу, что большая часть добровольных помощников руководствовалась внутренними мотивами, просто выбирая те проекты, которые им нравились. Еще один интересный факт заключается в том, что вероятность того, что пользователю попадется проект, который его действительно заинтересует, невысока. То есть, краудфандинговые кампании просто обязаны дополнительно себя продвигать.

Лариса Павенко, автор игры «Невероятные приключения корюшки»:

Наша компания - это начинающий малый бизнес, нам было интересно привлечь инвестиции через краудфандинг, что к тому же очень способствует продвижение продукта среди широкой аудитории.
Самый эффективный способ продвижения краундфандинг-проекта - это комплекс действий. Важно все: продвижение в социальных сетях, через друзей и друзей друзей, публикации в тематических сообществах, в СМИ, интервью. Также у меня была подготовлена база компаний b2b сектора, кому может быть интересна игра для использования в целях нужд компании. Это хостелы, игротеки, антикафе, детские досугово-развлекательные центры, центры по изучению английского языка, т.к. часть тиража планируется на английском языке. Хочу также обратиться к тем, кто только планирует представить свой проект на площадке краудфандинговых проектов - будьте готовы к тому, что это работа каждый день, которая занимает все рабочее и все свободное время».

 5. Доверие спонсоров

У западных платформ в описании проекта есть блок, которого обычно нет у российских, но именно он отвечает за доверие пользователей ко всей проводимой кампании. Matching funds — те деньги, которые в ваш проект вкладывают другие спонсоры. Наличие у создателей сторонних партнёров, верящих в этот проект и готовых в него вкладываться, служит залогом его реальности и состоятельности. Для описания своих действий по продвижению проекта, предпринятых усилий и новых партнеров можно использовать блог на сайте. Там же стоит поименно благодарить всех, кто пожертвовал свои средства – это считается признаком хорошего тона.

Лариса Павенко, автор игры «Невероятные приключения корюшки»:

Основная сложность состояла в незнании людей о том, что такое краудфандинг, и как следствие я сталкивалась с недоверием. Еще сложность была в том, что ряд компаний хотели произвести оплату со счета юридического лица организации, но это не возможно. Поддержать могут только физические лица, отправив платеж с помощью банковской карты, счета мобильного телефона или электронными деньгами»».


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 26 июня, 2014
    Официальный портал Cloudparadise - Новая платформа краудфандинга! http://cloud-paradise.ru/

Читайте также

По теме