Как создатель «Тайги» открыл новый коворкинг-центр «Практика»

Идеолог самого первого в городе кластера «Тайга» открыл коворкинг-центр «Практик» для деятелей изобразительных искусств: за одним столом в нем собираются архитекторы, иллюстраторы, веб-разработчики и издатели.

  • Слева направо: Антон Ли, веб-разработчик ИТ-компании «Злые марсиа- не»; Марк Калинин, идеолог кластера «Практик», Taiga Press; Роман Шолк, идеолог кластера «Практик»; Ярослав Маков, основатель образователь- ных курсов «Маков и Парт­ неры»; Юлия Леопольд, архитектор студии UA; Лизавета Матвеева, арт-менеджер мастерской для художников CEC ArtsLink; Дарья Кудрявцева, из- датель «Неиздательства», и Карина Шолк, участник команды «Практик»

Кластер — офис для профессионалов

Коворкинг стал ядром нового кластера «Практик» в здании сталинской архитектуры на 7-й Советской, 22. Здесь можно взять фиксированный стол или open desk — занять любое свободное место и работать в окружении единомышленников, что, безусловно, сильно мотивирует. Я сам графический дизайнер по профессии, поэтому в резиденты выбираю людей, которые могли бы стать моими коллегами. С нами архитектурная мастерская UA, школа фэшн-иллюстрации Fashion Draft, веб-студия международной команды «Злые марсиане», резиденция международной программы обмена для художников CEC ArtsLink, программисты приложения для аренды вещей Locolo и молодое издательство «Неиздательство». Кафе сделали наши товарищи Origami Сatering, которые прекрасно кормят персонал в буфете «Тайги». И я сам организовал маленькое издательство Taiga Press в сотрудничестве с Дмитрием Симановским — автором Мастерской литературного перевода, плоды трудов которой мы и будем издавать.

У меня субъективный критерий отбора арендаторов: важны и стиль в айдентике бренда, и манера общения ребят. Возраст наших резидентов — около тридцати лет, но мы принимаем в резиденты и молодые компании. Например, к нам пришли молодые архитекторы, выпускники Академии художеств, суперталантливые ребята. Я не могу загнуть им высокую арендную ставку, иначе они не смогут открыться — и, значит, не будет крутой архитектурной студии в городе. Тянуть финансовую лямку, особенно поначалу, довольно сложно. Сейчас вместе с кофаундером «Практика» Ромой Шолком мы вложили все деньги, которые заработали по основной профессии. Так же было и с моим первым пространством «Тайга».

Истоки кластерной культуры

Мне кажется, именно экономическому кризису мы обязаны жанром кластеров. В кризис начинают сыпаться крупные денежные конструкции и процессы, а маленькие инициативы снизу шевелятся интенсивнее. Люди начинают думать, как самим подзаработать. Когда в Америке обвалился Уолл-стрит, начался бум коворкингов — специалисты из разных областей стали переходить на независимые площадки.

  • Паблик-арт участников международной программы обмена для художников CEC ArtsLink

  • Проект архитектора Александра Батаева

  • Открытка из набора «Призраки революции», посвященного архитектуре ленинградского авангарда, издательства Taiga Press

  • Иллюстрация Анастасии Пожидаевой к книге издательства «Неиздательство»

  • Работа основателя школы фэшн-иллюстрации Fashion Draft Алены Казначеевой

  • Книга Анатолия Вайнштейна «Волосы, или Несколько историй о том, как я ничего не понял в этой жизни» издательства «Неиздательство»

Первый опыт

Еще во время работы в «Афише» я почувствовал силу момента, когда собираешь части и объединяешь их в конечный целостный продукт — журнал. Я часто бывал в Берлине и однажды попал в сквот на Кепеникерштрассе — жесткие панки уже десятки лет занимают здание, живут там так, как им нравится, ведут хозяйство, как могут. Я подумал, ну если уж такие отвязные ребята смогли что-то сделать, почему я сижу сложа руки?

В 2011 году я делал «Папин журнал» у себя дома, дома же собирались редколлегии, и все это было жутко неудобно. Хотелось работать в комфортных условиях, но нужного места в Петербурге я не знал. Его и не было. Мы начали искать дом, выставленный на продажу, а не под аренду, — так выходило дешевле. В первом случае здание просто простаивает — собственники с него ничего не получают, а во втором — они явно нацелены на получение долгосрочной выгоды, поэтому расценки сразу завышены. Вдруг подвернулось пустое помещение на Дворцовой набережной, 20. Мы с коллегой Машей Павлихиной разработали концепт рабочего пространства с ивент-территорией, где можно проводить выставки.

Маша — куратор, поэтому арт-составляющая была для нас очень важна. А собственниками особняка оказались люди, искренне сочувствующие искусству. В итоге мы собрали команду, и так получилась «Тайга». К тому времени у нас уже был пул арендаторов, а остальных мы нашли в процессе.

  • Коворкинг «Практик»

  • Коворкинг «Практик»

  • «Тайга»

  • «Тайга»

  • «Тайга»

  • «Тайга»

Школа уважения к пространству

Число резидентов росло как снежный ком, концепция стремительно менялась — мы не могли спланировать формат «Тайги» с самого начала. И получилось эклектично. Первым событием в доме на Дворцовой набережной стал показ марки Cat's Production Наташи Мелентьевой в рамках сайд-программы Aurora Fashion Week. Наташа неделю бегала с валиками, стены красила. А за день до светского мероприятия мы с ребятами снесли перегородки в центральном зале, сняли линолеум, слой фанеры и обнаружили паркет. Получилась такая школа уважения к пространству: когда ты сам отмывал пол от строительной пыли, то уже не будешь плевать на него.

До сих пор многие посетители «Тайги» не понимают смешанный формат площадки: «Почему я пришел, а мне не все показывают?» В какой-то комнате человек работает за компьютером, а в соседнем зале проходит выставка. Мы сразу решили, что не будем шумно веселиться после одиннадцати вечера. Зачем пилить сук, на котором сидишь? Тем более на этих вечеринках никто никогда не зарабатывал. Бар нужен только для того, чтобы поддержать мероприятие. Например, без пива в баре фестиваль инди-музыки просто не состоится.

Один из первых и ключевых резидентов «Тайги» — магазин дизайнерской одежды 8-store. Он единственный был сфокусирован на проходимости и притоке новой аудитории, и ради него мы стали привлекать другие ориентированные вовне инициативы. Сейчас в «Тайге» проводится по четыре мероприятия в неделю, на некоторые приходят сто человек, на другие — десять. Пускай гостей на вернисаже будет семеро, включая куратора, зато это будет концептуально. Массовые праздники мы проводить не станем, лишь бы нагнать больше новой аудитории. Классно, конечно, что к нам постоянно приходят гости, но самое важное — это контент, который создается в этих стенах.

Многие резиденты «Тайги» изначально были стартапами. Кто-то работал на заказчиков, другие совмещали эту практику с созданием своего продукта. Например, наши айтишники WhiteScape придумали приложение Riders для любителей скейтборд-культуры, которое впоследствии мощно выстрелило. Были и слияния: музыканты D-Pulse объединились с видеохудожниками Сашей Синицей и Сашей Лециусом — так образовался коллектив Tundra, который теперь непрерывно гастролирует со своими аудиовизуальными шоу. Окружение мотивирует. Ребята думают: «Если все делают что-то свое, а я тут сижу для банков пилю рекламу, может, и мне тоже рискнуть?» Пять лет назад в графе описания на сайте проекта я сформулировал: «Тайга» — это экспериментальная платформа, собравшая молодых профессионалов в креативных областях», так оно и оказалось.

текст: Наталья Наговицына

фото: Алексей Костромин

 

Коворкинг-центр «Практик»
7-я Советская ул., 22
   

 

andrey,
Комментарии

Наши проекты