Как выглядит «Манеж» после реконструкции

Центральный выставочный зал «Манеж» открывается после двухлетней реконструкции. Как он изменился, мы первыми узнали у нового директора Павла Пригара и архитектора Александра Кривенцова, а о том, что в нем можно будет увидеть на стартовой выставке — у ректора Академии художеств и комиссара российского павильона на Венецианской биеннале Семена Михайловского.

Что было: 

Манеж, возведенный по проекту Джакомо Кваренги в 1807 году для Лейб-гвардии Конного полка, в начале 1930-х перестроили под гараж НКВД по проекту Николая Лансере — архитектор-мирискусник, осужденный за «шпионаж в пользу Франции», руководил работами прямо из «шарашки».

В 1977 году к 60-летию Октябрьской революции в нем отрыли главный выставочный зал Ленинграда — доставшееся от гаража деление на три уровня тогда решили сохранить. Наряду с пропагандистскими монстрами вроде «Мы строим коммунизм» или «КПСС в борьбе за мир» в ЦВЗ иногда случались и дефицитные для советских времен выставки финского или западногерманского искусства.

Периодически очередь опоясывала Манеж кругом — это означало, что Илья Глазунов устроил очередную «персоналку». В годы перестройки поводом для столпотворения становились уже экспозиции «Уорлд Пресс Фото» или «Американский дизайн». В последние годы зал специализировался в основном на выставках-продажах шуб и ярмарках бижутерии.

Что теперь:

Летом прошлого года в ЦВЗ оказались председатель Комитета по культуре Константин Сухенко, ректор Академии художеств Семен Михайловский и предприниматель, а в прошлом чиновник Павел Пригара. Они с удивлением обнаружили, что «Манеж», реконструкция которого вступила в завершающую стадию, готовится стать, по сути, новым ТРЦ, в котором арт-выставки будут явно уступать коммерческим мероприятиям.

Павел Пригара был вскоре назначен новым директором ЦВЗ и привлек к работе архитектора Александра Кривенцова. За три месяца, с сентября по декабрь, они довели ремонт здания до конца — но уже в новой концепции: без плиток гипсокартона на потолке, уродующих пространство перегородок и полированного гранита на полу. Гардероб теперь будет расположен на входе в здание, его место займет ресторан, а кассы и зона контроля разместятся за ними.

Александр Кривенцов, архитектор

Вечная проблема Петербурга — боязнь перемен. Но мы здесь ничего и не ломали, а лишь интеллигентно изменили пространство. Все осталось как было, но стало лучше. Так, мы предусмотрели систему обогрева улицы: если будет собираться очередь, она будет стоять на входе в тепле и со скоростным Wi-Fi. Теперь в «Манеж» можно будет войти не покупая сразу же билет — провести встречу в ресторане, полистать альбомы в книжном магазине, заглянуть в детский центр. Это делает зал более живым и открытым для города.

Осмотр выставки начинается от касс против часовой стрелки — это уже заложено у людей в подсознании, здесь всегда двигались именно так. Для маломобильных групп населения, пожилых людей и родителей с детьми появится лифт на второй этаж. В конце маршрута — информационный центр. Общая цветовая гамма зала после реконструкции базируется на трех цветах: молочно-белом, серо-синем и оттенке светлого дерева. При этом деревянные ставни, который появились на окнах, могут открываться или закрываться в зависимости от потребностей выставок и мероприятий. Нам пришлось переделывать то, что было уже создано за два года реконструкции до нас: мы полностью раскрыли пространство до металлических балок под потолком, матировали пол, уже покрытый блестящими плитками.

Отказ от некоторых абсурдных трат, предусмотренных предыдущим руководством, например от двух лифтов на входе, позволил нам купить современное компьютерное и световое оборудование. Мы сознательно не загромождаем помещение статичными конструкциями — кураторы смогут по-своему размещать стенды, в любом месте подвешивать экраны и проекторы,создавая видеоинсталляции. Всем художникам, которые сюда приходят, дико нравится зал — потому что теперь это пространство возможностей для организации любых выставок».

 

  • Семен Михайловский, Павел Пригара и Александр Кривенцов

  • Павел Пригара, директор «Манежа»

     

  • Павел Пригара, Семен Михайловский, Виталий Котов и Александр Кривенцов

  • Архитектор Александр Кривенцов

  • Ректор Академии художеств и комиссар российского павильона на Венецианской биеннале

    Семен Михайловский

Новый старый «Манеж» продемонстрирует свои амбиции первой же выставкой, идеологом которой стал комиссар российского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский. В ЦВЗ будут собраны работы художников, представлявших страну на главной арт-выставке планеты за последние четверть века в основной программе, параллельной и в национальном павильоне.

Следом за ней в июле стартует большой межгосударственный проект «Россия — Греция»: выставка греческого искусства XIX–XXI веков будет сопровождаться лекциями, мастер-классами, детскими программами. Осенью в «Манеже» запланирована большая экспозиция современного китайского искусства, в ноябре — фестиваль кибертехнологий, в декабре — программа «Итальянское Рождество», воссоздающая атмосферу новогодних праздников на Апеннинах.

Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж»

Наша задача — сделать «Манеж» важной составляющей художественной жизни города, центром притяжения для самых разных людей. Для этого помимо пространства требуются и новые технические возможности — те, которые в ЦВЗ теперь есть. Здесь можно проводить большие проекты с использованием мультимедийных технологий, совмещая современное и классическое искусство. Парковку за зданием «Манежа» мы освобождаем от транспорта и делаем эту территорию частью выставочного пространства, где можно будет демонстрировать крупные объекты, заливать зимой каток, а летом проводить концерты или театрализованные представления. Люди смогут выйти из зала на улицу и вернуться в него.

В декабре во время проведения Культурного форума здесь состоялся симпозиум, посвященный современному искусству, после которого с предложениями о совместной работе к нам обратились московские галереи «Триумф» и «Марс», интерес к сотрудничеству проявили Московский музей современного искусства и Мультимедиа арт-музей. Свободное время между художественными выставками также будет использоваться — так, зал открыт и для симпозиума кардиологов, и для конгресса электроэнергетики. Единственный критерий — качество проекта. Исключены только торговля, банкеты и танцы. Мы обратились к городским властям с предложением создать новую музейную линию, которая начинается Мраморным дворцом Русского музея, продолжается Главным штабом Эрмитажа, затем «Манежем» и завершается филиалом московского ЦСК «Гараж» в Новой Голландии.

Это уже готовый маршрут для перемещения зрителей по центрам современного искусства — он мог бы стать одним из туристических брендов Петербурга, причем без серьезного финансирования. Сейчас мы формируем попечительский совет во главе с Семеном Михайловским, в который приглашены самые авторитетные люди — от Михаила Пиотровского до Валерия Фокина.».

Семен Михайловский, ректор Академии художеств

То что здесь удалось сделать буквально за три месяца - это редкий в Петербурге пример командной работы. Сейчас у «Манежа» есть все условия для перехода в новое качество: я говорю и о новом дизайне, и о современном менеджменте, и о наполнении этого пространства и его общей атмосфере. В Петербурге вообще мало «правильных» мест, таких как московский «Гараж», где можно провести полдня с удовольствием, вкусно поесть, поработать в интернете, полистать каталоги в комфортных условиях. Здесь же все будет правильно, от гардероба и до отношения к людям.

Сформировавшиеся музеи существуют в своем режиме с готовым планами, системой работы и человеческим фактором. А тут, на нейтральной площадке, не связанной с музейным сообществом, можно все начать с нуля. И мы стремимся приблизиться к мировому опыту, а не говорить о том, что мы особенные. Для меня, как для комиссара национального павильона на Венецианской биеннале, важно показать, что экспонировалось в нем до меня, со времен перестройки. И выставка, которой откроется «Манеж», будет интересным опытом осмысления того, кто представлял нашу страну.

Четыре тысячи квадратных метров ЦВЗ дадут возможность свободно расположить в пространстве работы почти сорока художников, среди которых Олег Кулик, Григорий Брускин, Юрий Аввакумов, Дмитрий Гутов, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов, Андрей Бартенев, Виталий Комар и Александр Меламид, Ирина Нахова, арт-группа AES + F, Тимур Новиков, Павел Пепперштейн, Константин Звездочетов, Дмитрий Пригов, Владислав Мамышев-Монро. Мы покажем их объекты, инсталляции, живопись, видео- и медиаарт — не обязательно именно те, которые они выставляли в свое время в Венеции. Для петербуржцев это будет редкая возможность увидеть первоклассное современное искусство в таком объеме».

Текст: Виталий Котов

Фото: Михаил Григорьев

andrey,
Комментарии

Наши проекты