Технологический процесс: как создают «Смешариков»

К выходу в прокат фильма «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе», второго полного метра о приключениях шарообразных зверей, мы узнали у режиссера картины Дениса Чернова и сценариста Дмитрия Яковенко, как знакомые всем персонажи «оживают» из рисунков на бумаге.

Сериал «Смешарики» выходит в эфир российских телеканалов с 2004 года: за это время у его героев появилась армия поклонников из детей и взрослых. Такой масштаб изначально не планировался — идея проекта возникла в тот момент, когда художник-постановщик Салават Шайхинуров просто нарисовал двух объевшихся зверей максимально округлой формы — синего зайца и рядом с ним ежика. Этим, по словам режиссера Дениса Чернова, заинтересовался Илья Попов, будущий продюсер «Смешариков», и попросил развить историю. Так два кружка – Крош и Ежик – выросли в огромную индустрию.

Сериал и полнометражные фильмы готовит команда студии «Петербург». Всего в ней работают 150 человек, в том числе 8 режиссеров и около 50 аниматоров. Мультфильмы создают в цифровом формате с использованием технологий Flash, Toon Boom Studio и Maya. Для полнометражного приквела сериала «Смешарики. Начало» был образован специальный филиал, работающий с трёхмерной графикой – фильм был снят в формате 3D, и в нем персонажи впервые обрели объем.

Денис Чернов:

Когда мы решили делать полный метр, у нас не было ни одного специалиста, знакомого с 3D графикой. Мы стали разрабатывать концепцию трехмерных Смешариков, пришлось пройти большой путь. Тогда и построили еще одну студию, на которой мы уже осваивали объемную технологию. Наш продюсер сказал, что мы будем еще делать все в стерео, то есть зрители будут в очках смотреть. Тут у меня появились мысли о веревке и мыле. Но мы путем проб и ошибок нащупали технологию, и у нас появились люди, которые занимались именно стереографией. Вообще, с объемным изображением очень опасно работать: например, вы делаете стерео очень корректным и не очень объемным, а через несколько сцен зритель к нему привыкает и перестает воспринимать его, ходя сидит в очках. Другая крайность – когда стерео сделано с перегибом, тогда объем сцены становится катастрофически большим, и у вас начинают страдать глазные мышцы. На втором фильме мы уже уверенно себя чувствовали и могли представлять, какой эффект будет от 3D ,и за счет этого выстраивать правильно сцены и композиции».

 

Сценарий мультфильма выглядит как текст с репликами и описанием действий. Он создается поэтапно: сначала заявка, потом более развернутый синопсис, наконец, поэпизодник. Потом прописываются диалоги и появляется окончательный сценарий.

Когда сценарий готов, режиссер рисует раскадровку. Она выглядит как комикс: там есть нумерация сцен, склейки, композиции в кадре и диалоги героев. На раскадровку будет опираться все дальнейшее производство. Один из его этапов – сториматик, то есть расставленные по времени кадры, к которым добавлены шумы и голоса героев. По нему можно судить о длине каждой сцены и всего эпизода.

Аниматор подключается, когда уже известны длина сцены и в нее подгружены все необходимые объекты. Их задача, например, оживлять эмоции. Все остальные эффекты – вроде шевеления листьев на деревьях – задаются как автоматические параметры.

В 3D изображение сразу создается объемным в специальной программе. На этапе моделирования оно серое, а текстура и цвет добавляются потом. У мультипликатаров есть большое хранилище интерьеров из разных эпизодов – их не приходится создавать заново. Если чего-то не хватает, тогда заказывают изготовление нового объекта.  

У каждого из Смешариков свой характер. Они меняются, развиваются, растут и даже начинают диктовать правила игры своим создателям. За десять лет персонажи научились жить своей жизнью. У них было много воспитателей и очень хороший базис, который был заложен сценаристом Алексеем Лебедевым. Это задает высокую планку для новых персонажей, которые пополняют шарообразное семейство.  

Денис Чернов

Это как с незнакомым человеком. Какое-то время вы к нему присматриваетесь, следите за его реакциями, предпочтениями, привычками. Со временем он становится для вас более понятным, может, даже станет вашим другом. Такая история произошла с нашими персонажами. Еще на стадии первых серий мы не могли знать, как именно они будут реагировать на внешние раздражители. Мы ставили их в определенные ситуации и смотрели на реакцию. Именно в этот момент происходит магия: кусочек пикселей не просто двигается, а начинает реагировать. Он живой».

 

Второй полный метр, «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе», в прокат вышел 17 марта. Сюжет и атмосфера фильма напоминает классический приключенческий фильм в стиле киносаги об Индиане Джонсе. Сценарист фильма Дмитрий Яковенко рассказывает, что работа над картиной продолжалась почти четыре года.  

Дмитрий Яковенко:

Над сценарием работалось отвратительно (смеется), потому что соавторство с режиссером (сценарий написан совместно с Денисом Черновым — прим. ред.) – это всегда вызов. Режиссер мыслит образами, картинками, а сценарист должен все это запихать в жесткий формат драматургии. Хотя Денису надо отдать должное, он очень хорошо чувствует структуру сценария. Тема, которая была выбрана для второго фильма, с одной стороны, достаточно прозаична, но с другой – это крепкое жанровое кино, в котором действие не провисает ни на секунду. Мы вдохновлялись реальными путешествиями. Так, Денис однажды заблудился с женой в джунглях и бродил там почти пять часов. Но в конце концов все закончилось хорошо. Как, кстати, и в нашем фильме».

Как признаются авторы, образ нового героя приходит постепенно – как он будет выглядеть, как двигаться, как говорить: островитяне, например, к которым в фильме попадают Смешарики, сделаны хамелеонами.

Денис Чернов:

Мы долго думали, кто же это может быть. Мы совещались между собой, обсуждали, спорили. А потом я увидел в офисе аквариум с хамелеоном. И тут мне сразу пришло решение – точно, это же хамелеоны! Когда ты рисуешь героя, в нем уже должны быть заложены и какая-то определенная осанка, и цвет. Например, в фильме заместитель вождя племени островитян-хамелеонов подозрительный, невеселый, поэтому и цвет у него не очень здоровый. Сразу понятно, что с ним что-то не так».

Дмитрий Яковенко:

Всех персонажей мы изначально воспринимаем, как обычных людей. Придумывается характер, образ, а потом понимаешь, что за животное его воплотит. Правда, не всегда это совпадает с реальными повадками. Например, хамелеоны у нас нестандартные: если в природе они меланхоличные, то у нас они такие бодрые миньоны.»

За вторыми «Смешариками» почти сразу появится третья часть, получившая пока подзаголовок «Дежавю». Ее премьера, как нас заверили, планируется на следующий год. 


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Anna Mayskaya 24 марта, 2016
    Команда СМЕШАРИКОВ - молодцы, а вот сайт СОБАКИ невозможно читать - флэши как дрыгались в диких припадочных конвульсиях пару лет назад, так и продолжают ;)

Читайте также

По теме