Технологический процесс: как создают «Смешариков»

К выходу в прокат фильма «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе», второго полного метра о приключениях шарообразных зверей, мы узнали у режиссера картины Дениса Чернова и сценариста Дмитрия Яковенко, как знакомые всем персонажи «оживают» из рисунков на бумаге.

Сериал «Смешарики» выходит в эфир российских телеканалов с 2004 года: за это время у его героев появилась армия поклонников из детей и взрослых. Такой масштаб изначально не планировался — идея проекта возникла в тот момент, когда художник-постановщик Салават Шайхинуров просто нарисовал двух объевшихся зверей максимально округлой формы — синего зайца и рядом с ним ежика. Этим, по словам режиссера Дениса Чернова, заинтересовался Илья Попов, будущий продюсер «Смешариков», и попросил развить историю. Так два кружка – Крош и Ежик – выросли в огромную индустрию.

Сериал и полнометражные фильмы готовит команда студии «Петербург». Всего в ней работают 150 человек, в том числе 8 режиссеров и около 50 аниматоров. Мультфильмы создают в цифровом формате с использованием технологий Flash, Toon Boom Studio и Maya. Для полнометражного приквела сериала «Смешарики. Начало» был образован специальный филиал, работающий с трёхмерной графикой – фильм был снят в формате 3D, и в нем персонажи впервые обрели объем.

Денис Чернов:

Когда мы решили делать полный метр, у нас не было ни одного специалиста, знакомого с 3D графикой. Мы стали разрабатывать концепцию трехмерных Смешариков, пришлось пройти большой путь. Тогда и построили еще одну студию, на которой мы уже осваивали объемную технологию. Наш продюсер сказал, что мы будем еще делать все в стерео, то есть зрители будут в очках смотреть. Тут у меня появились мысли о веревке и мыле. Но мы путем проб и ошибок нащупали технологию, и у нас появились люди, которые занимались именно стереографией. Вообще, с объемным изображением очень опасно работать: например, вы делаете стерео очень корректным и не очень объемным, а через несколько сцен зритель к нему привыкает и перестает воспринимать его, ходя сидит в очках. Другая крайность – когда стерео сделано с перегибом, тогда объем сцены становится катастрофически большим, и у вас начинают страдать глазные мышцы. На втором фильме мы уже уверенно себя чувствовали и могли представлять, какой эффект будет от 3D ,и за счет этого выстраивать правильно сцены и композиции».

 

Сценарий мультфильма выглядит как текст с репликами и описанием действий. Он создается поэтапно: сначала заявка, потом более развернутый синопсис, наконец, поэпизодник. Потом прописываются диалоги и появляется окончательный сценарий.

Когда сценарий готов, режиссер рисует раскадровку. Она выглядит как комикс: там есть нумерация сцен, склейки, композиции в кадре и диалоги героев. На раскадровку будет опираться все дальнейшее производство. Один из его этапов – сториматик, то есть расставленные по времени кадры, к которым добавлены шумы и голоса героев. По нему можно судить о длине каждой сцены и всего эпизода.

Аниматор подключается, когда уже известны длина сцены и в нее подгружены все необходимые объекты. Их задача, например, оживлять эмоции. Все остальные эффекты – вроде шевеления листьев на деревьях – задаются как автоматические параметры.

В 3D изображение сразу создается объемным в специальной программе. На этапе моделирования оно серое, а текстура и цвет добавляются потом. У мультипликатаров есть большое хранилище интерьеров из разных эпизодов – их не приходится создавать заново. Если чего-то не хватает, тогда заказывают изготовление нового объекта.  

У каждого из Смешариков свой характер. Они меняются, развиваются, растут и даже начинают диктовать правила игры своим создателям. За десять лет персонажи научились жить своей жизнью. У них было много воспитателей и очень хороший базис, который был заложен сценаристом Алексеем Лебедевым. Это задает высокую планку для новых персонажей, которые пополняют шарообразное семейство.  

Денис Чернов

Это как с незнакомым человеком. Какое-то время вы к нему присматриваетесь, следите за его реакциями, предпочтениями, привычками. Со временем он становится для вас более понятным, может, даже станет вашим другом. Такая история произошла с нашими персонажами. Еще на стадии первых серий мы не могли знать, как именно они будут реагировать на внешние раздражители. Мы ставили их в определенные ситуации и смотрели на реакцию. Именно в этот момент происходит магия: кусочек пикселей не просто двигается, а начинает реагировать. Он живой».

 

Второй полный метр, «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе», в прокат вышел 17 марта. Сюжет и атмосфера фильма напоминает классический приключенческий фильм в стиле киносаги об Индиане Джонсе. Сценарист фильма Дмитрий Яковенко рассказывает, что работа над картиной продолжалась почти четыре года.  

Дмитрий Яковенко:

Над сценарием работалось отвратительно (смеется), потому что соавторство с режиссером (сценарий написан совместно с Денисом Черновым — прим. ред.) – это всегда вызов. Режиссер мыслит образами, картинками, а сценарист должен все это запихать в жесткий формат драматургии. Хотя Денису надо отдать должное, он очень хорошо чувствует структуру сценария. Тема, которая была выбрана для второго фильма, с одной стороны, достаточно прозаична, но с другой – это крепкое жанровое кино, в котором действие не провисает ни на секунду. Мы вдохновлялись реальными путешествиями. Так, Денис однажды заблудился с женой в джунглях и бродил там почти пять часов. Но в конце концов все закончилось хорошо. Как, кстати, и в нашем фильме».

Как признаются авторы, образ нового героя приходит постепенно – как он будет выглядеть, как двигаться, как говорить: островитяне, например, к которым в фильме попадают Смешарики, сделаны хамелеонами.

Денис Чернов:

Мы долго думали, кто же это может быть. Мы совещались между собой, обсуждали, спорили. А потом я увидел в офисе аквариум с хамелеоном. И тут мне сразу пришло решение – точно, это же хамелеоны! Когда ты рисуешь героя, в нем уже должны быть заложены и какая-то определенная осанка, и цвет. Например, в фильме заместитель вождя племени островитян-хамелеонов подозрительный, невеселый, поэтому и цвет у него не очень здоровый. Сразу понятно, что с ним что-то не так».

Дмитрий Яковенко:

Всех персонажей мы изначально воспринимаем, как обычных людей. Придумывается характер, образ, а потом понимаешь, что за животное его воплотит. Правда, не всегда это совпадает с реальными повадками. Например, хамелеоны у нас нестандартные: если в природе они меланхоличные, то у нас они такие бодрые миньоны.»

За вторыми «Смешариками» почти сразу появится третья часть, получившая пока подзаголовок «Дежавю». Ее премьера, как нас заверили, планируется на следующий год. 

 

Фото: Михаил Митюшин
Фото обложки: Руслан Юнисов (www.unis.livejournal.com)

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Anna Mayskaya 24 марта, 2016
    Команда СМЕШАРИКОВ - молодцы, а вот сайт СОБАКИ невозможно читать - флэши как дрыгались в диких припадочных конвульсиях пару лет назад, так и продолжают ;)

Наши проекты

Читайте также