Открытие: Цирк Чинизелли на Фонтанке

В декабре после реконструкции открыл двери Цирк Чинизелли на Фонтанке, которому отчасти вернули прежний облик, восстановили купол, а теперь обещают сделать лидером индустрии зрелищ.

Изначально цирк на Фонтанке задумывался как конкурент Мариинского и Александринского театров. Он был построен специально для офицеров, знатных особ и для самого императора. Александр III даже пожаловал Гаэтано Чинизелли перстень, когда увидел царскую ложу безумной красоты. Сюда приходили смотреть породистых коней, как сейчас ходят на выставки элитных автомобилей. Считалось очень почетным, когда дамам преподавали искусство верховой езды.

Основатель цирка Чинизелли как раз  был очень известным наездником и даже преподавал при итальянском дворе, за что получил звание Почетного шталмейстера Его Императорского Величества короля Италии Виктора-Эммануэля II. Однажды Гаэтано гастролировал по России и совершенно необычным образом ему удалось добиться разрешения на постройку цирка в районе дворцового ансамбля. Тогда мало кто обрадовался этой перспективе: считалось, что постройка испортит вид Михайлоского сада, так среди причин для отказа называли то, что здание закроет фасад Инженерного замка, нарушится парк, посещаемый детьми, что "цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр", где "народ" мог бы "за доступную плату умственно и душевно отдохнуть". Но сам император был не против, тем более он благоволил к одной из родственниц Чинизелли,  поэтому самолично разрешил.

Посещение цирка стремительно вошло в моду среди всех слоев населения Петербурга. Гаэтано Чинизелли прослыл талантливым менеджером и успешно вывел свой цирк в число самых популярных зрелищных предприятий города. Каждую субботу офицеры посещали цирк Чинизелли - это была неизменная традиция. Частыми посетителями были Александр Блок, Федор Шаляпин, Александр Куприн и, конечно, многие члены царской семьи.

Сразу после революции здание перешло к новой власти, и надпись "Цирк Чинизелли" сменилась вывеской "Госцирк". Цирк было безжалостно разрушен и перестроен. В середине 30-х разобрали ложи и барьеры, потому что власти молодой советской республики не хотели видеть "классового" деления мест в зрительном зале. Скульптуры, лепка и колонны исчезли под пристройками в советские 1950-е.

Несколько лет назад цирковое руководство решило вернуть уникальное убранство здания. Сразу что бросается в глаза - поменяли цвет стен и пола: теперь это та самая плитка, которую восстанавливали по фотографиям 19-20 веков. Копии старых афиш одели в элегантные рамы, развесили зеркала, которых не было, как и репродукций из музея. Раньше музей был на втором этаже в маленьком пространстве, а сейчас весь цирк стал музеем: фойе стало выставочным пространством, где сейчас проходит выставка Михаила Шемякина.

Куполу вернули тот вид, который был раньше, появился фонарь (башенка с окнами), и шпиль, который сняли в советское время. Тогда же сломали бортики, а кресла заменили на маленькие, узкие и неудобные сидения-табуреточки. Сейчас вернули приличные кресла, из-за чего пришлось сократить количество мест — раньше было около двух тысяч, а сейчас 1700-1800. Сцена сохранилась с XIX века, люстры остались трюковые, на них по-прежнему летают гимнасты.

 

Фото:  Михаил Митюшин
Текст: Дарья Сидельникова


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме