18+
  • Город
  • Город
Город

Городской типаж: глава приюта для бездомных животных

Директор центра помощи уличным кошкам и собакам «Полянка» Евгения Иконникова рассказала о том, как проходит ее день, как их подопечные попадают в приют и кто их забирает, а также о том, почему эта работа так тяжела.

О себе

Мне за 50, по образованию — педагог, но большую часть жизни я проработала риелтором, очень устала и, наконец, создала то, что давно хотела. Животных я всегда любила, до приюта брала на передержку. Каждый сам выбирает, кому у него лучше всего получится помогать. Больные люди, дети — это для меня невыносимо тяжело. Дочь моей подруги, например, занимается помощью бездомным, курирует ночлежку. Мы там даже искали работников для приюта, чтобы у людей был шанс вернуться к нормальной жизни. Пара — мужчина и женщина — отработали у нас неделю. Она работала, он играл в телефон. А потом они оба запили, и работа их у нас закончилась

О центре

«Полянка» существует три года. Чтобы открыть приют, надо сначала создать благотворительный фонд или любую другую зоозащитную организацию, иначе ничего не получится. Мы изначально не планировали создавать большой приют, где нереально каждому животному уделить должное внимание. Я живу в этом районе и, проходя как-то мимо, увидела, что сдается помещение («Полянка» занимает два этажа в небольшом доходном доме на проспекте Народного оплочения, где располагаются в том числе клуб единоборств и кафе - прим. Ред.). Внизу соорудили вольер, где гуляют собаки, наверху живут кошки, а в нескольких оставшихся комнатах мы размещаем тех питомцев, кто или болеет, или недавно прибыл и проходит карантин, или же те, кто по разным причинам не может жить с остальными. Место удобно тем, что находится в черте города (от метро «Проспект ветеранов» отправляется несколько маршруток – прим. Ред.).

«Полянка» создавалась именно для домашних животных, потеряшек. Таких — большинство. Мини-формат требует постоянного обновления состава, а значит, работа по поиску новых хозяев ведется более интенсивно. Сейчас в приюте 34 собаки и 60 кошек. Собак всегда меньше. За время нашей работы новый дом нашли около 500 кошек и 300 с лишним собак. Собаки у нас порой уезжают в Финляндию, несмотря на всякие слухи, что отправлять туда опасно — с тех пор, как сумасшедшие аферисты, русские, собрали деньги за каждую собаку у людей, набрали несколько десятков, а потом в деревню их вывезли и выкинули. От нас собак 15 отправились туда, и судьбу каждой мы отслеживаем: в Финляндии живет и работает сотрудничающая с нами женщина, которая контролирует ситуацию. 

О передержках и новых хозяевах

Поскольку «Полянка» вмещает в себя не всех животных, которым хочется помочь, то мы прибегаем к услугам так называемых передержек. Это работает так: находится человек, который готов взять животное на поруки, пока не появятся новые хозяева, мы оплачиваем расходы на содержание. Это небольшой заработок для людей. Важное правило, чтобы у такого человека были подходящие условия. 

Пристраивая животное, первое, о чем мы напоминаем: если не сложится, мы готовы принять его обратно. В дальнейшем мы следим за судьбой зверей, помогаем советами. Всех не отследить, конечно. Кто-то уже умер. У нас была прекрасная собака Дели, сама ее подобрала: та лежала застуженная на морозе. Из-за проблем с почками, несмотря на лечение, ей удалось подарить только два года нормальной жизни. А вот один из первых псов — Гаврюша, найденный три года назад уже 15-летним — до сих пор живет. Очень любит новую хозяйку, совсем одряхлел, оглох, но живой и благополучный.

Щенков или котят не берем категорически, но, к сожалению, они у нас оказываются постоянно: их элементарно подкидывают. Это очень опасно, так как возможна вспышка инфекции. Однажды у нас такая случилась и унесла жизни двух щенков. Для содержания детенышей нужны отдельные, специально оборудованные боксы, которых у нас нет. У взрослых животных уже сформирован характер, учитывая который каждый человек сможет себе подобрать товарища, да и нам видно, какое животное кому подойдет. Я из приюта взяла кота, потому что меня покорила его манера, когда он в клетке сидел, протягивать к тебе лапу. До сих пор так делает. У нас дома двери со стеклянными вставками, и вот если они закрыты, он в эти вставки лапой стучится — очень трогательный жест.

К собакам очень многие приходят навещать, в том числе увидев рекламу в группе в Вконтакте, долго гуляют, а потом нередко и забирают домой. Бывает, что сначала выбирают одну собаку, но мы можем отсоветовать, потому что видно, что собака не приживется. Что касается кошек, то половина потенциальных хозяев приходит за одной, а она к ним не идет на руки, а какая-то другая — идет. Судьба, наверное. С кошками, на самом деле, труднее, потому что собака в юности может переболеть чумкой, а дальше редко бывают какие-то проблемы. Кошки, особенно те, что долго были на улице, – это печальная картина: печень посажена, поджелудочная посажена и так далее. 

Об отказах и возвращении зверей в приют

Отказывать людям приходится часто. Когда сразу видно, что человек не внушает доверия, не очень адекватен, в лицо ему говорю:  мол, вы не прошли фейс-контроль, до свидания. А бывают люди нормальные на вид, но что-то не то — сразу чувствуешь. Поэтому аккуратно предлагаем подумать денек, а утром созвониться: по телефону отказать легче. Видеть людей насквозь помогает мой опыт работы в аренде жилья: это очень эмоциональное общение. Кроме того, стараемся не отдавать молодых животных совсем пожилым людям. Мы по-человечески их понимаем, но, исходя из интересов животного, не можем рисковать, ведь оно снова может оказаться на улице, если человек умрет, и во второй раз уже не попасть к нам. Другое дело, когда приезжают еще не совсем глубокие старики, преимущественно женщины, которые специально просят кошку постарше, потому что понимают, что через пять-шесть лет их жизненные линии синхронно выйдут на финишную прямую.

Как правило, люди возвращают животных потому, что воспринимают их как игрушек. А игрушка может приболеть, помочиться в неположенном месте (причем кошки очень часто это делают, когда что-то не нравится), у кого-то из членов семьи может быть аллергия. Собак берут и возвращают реже, потому что ответственности больше, но и такое тоже бывает.

Об этологии

У каждого животного разный характер, типаж, нервная система. Например, все считают, что в своенравном Графе, которому принципиально нужен хозяин-мужчина, много от ньюфаундленда, а я считаю, что он больше ротвейлер по характеру: кусает молча, если что. Или вот голубоглазая, пушистая собака, которую нам недавно подкинули в вольер: точно не дворняга, а либо шелти, либо овчарка австралийская.

К сожалению, многие собаки бывают испорчены: это ошибка кураторов, в основном — молодых девочек. Берут щенков, сажают на непроверенную передержку, черт знает куда, где собаки растут без внимания и воспитания. С ними не гуляют, они не знают поводка, а месяцев с восьми их начинают пристраивать, несмотря на то, что собаки боятся транспорта, чужих людей, имеют стайные замашки. У нас живут две суки, которых неизвестно, как пристраивать: из вольера трудно вывести, потому что с детства жили без общения с людьми. Думаю, что они будут в итоге на нашем загородном участке, охранять территорию. Уникальный вариант у нас был с Умкой, на которого поначалу даже ошейник нельзя было надеть, но сейчас живущего у хозяина за городом. Приручить можно любого пса, но почти никогда у людей нет возможности этим заниматься серьезно, потому что нужна кропотливая работа, в том числе и с привлечением кинолога. Да и просто необходимо душевное, честное отношение к собаке.

О пожилых животных

Есть животные, которых мы не отдаем. У кошки Юли разрушена нервная система. Ее хозяева бросили в переноске, и она три дня там просидела. Врач, приехавшая на стерилизацию, даже не смогла к ней подойти укол сделать. В итоге решили оставить жить в приюте. Глухой далматинец Дабик тоже теперь не дается в руки. Его глухота — это совокупность порока развития и неправильного воспитания. Мы дважды его пристраивали, но пса всегда возвращали, в итоге решили — пусть живет у нас. К ним в компанию попала и Багира, которая живет здесь с самого основания приюта. Кошка абсолютно уличная, дикая. Не отдаем и 16-летнюю кошку Брониславу. Когда-то нашли ее на газоне еле живую.

Пожилых животных часто выкидывают родственники их умерших хозяев. Когда я спрашиваю, почему, говорят, что усыпить — грех, а на улице будет шанс. А «шанс» может быть ужасным. «Укол милосердия» для старых кошек лучше, чем перспектива быть разорванными собаками или забитыми в подвале какими-нибудь подонками. С осиротевшими собаками тоже все трагично. Хозяйка песика Тимоши то ли умерла, то ли заболела, и я так поняла, что он скучал, лаял, а его отвезли подальше, высадив у придорожного кафе. Или история шарпеихи Рэнди. Собаки ее породы живут недолго, а ей уже десять лет, поэтому люди боятся забирать из приюта. Ее к нам определила пожилая пара, воспитывавшая внука. Тот ее мучил, пока она сильно не укусила. Но отдавать такую старую собаку в приют — зверство. Я много с ними говорила, ведь везли не зная куда: вдруг оказалось бы, что здесь вольер с кучей агрессивных собак. Вообще, животных нам, во-первых, подкидывают, причем регулярно. Часто щенков, особенно по осени, подкидывают в коробках. А так — берем по звонкам, ну и в интернете я постоянно все соответствующие группы перелопачиваю: если совсем печальный случай, безвыходный, то берем на себя.

О сотрудниках

Среди постоянных работников: «мама» Олеся, которая сидит с кошками. Как она одна с этой оравой справляется — я не знаю. Ежедневно нужно все вымыть, всех накормить, каждого осмотреть. Курируют собак Ира, Сергей, Алексей и Виталик. Я их всех нашла сама: вот Леша, в принципе, самый продвинутый у нас. Он приехал из другого города, дал объявление в одной из групп, мы тут же пригласили его. Вообще, хорошие работники — это залог всего. Хотят-то многие помогать, говорят про любовь к животным, но этого мало, нужна физическая выносливость.

О волонтерах и ветеринарах

Нам всегда нужны волонтеры, которые будут гулять с собаками. Приезжают, берут псов и идут на два-три часа в ближайший парк. Но люди нужны ответственные. Мы объясняем: выходя, с поводка не отпускайте, держите крепко. Пока еще не было случаев, чтобы собака потерялась безвозвратно, многие обычно сами приходят к приюту. «Удачный» побег однажды произошел с передержки, с которой мы, естественно, после этого не сотрудничаем.  Еще был случай, когда собака Аэлита убежала отсюда на «Выборгскую», где раньше жила с бездомным. Нашли по данным на ошейнике, которые указаны у каждого питомца «Полянки».

Мы сотрудничаем с несколькими клиниками. Где-то нам делают скидку, где-то очень хорошие специалисты, которые берутся за сложные случаи. К тому же в приют приезжает врач, которая стерилизует по ценам ниже, чем в клиниках. Кроме того, она, когда приходит, заодно бесплатно осматривает остальных животных: кому укол сделает, кому капельницу проставит.  

О том, как проходит типичный день

Мой стандартный день проходит так: утром и вечером по три часа мониторю соцсети, регулярно езжу по клиникам, «воспитываю» сотрудников. 70% рабочего дня у меня уходит на SMM и рекламу. Не знаю, правильно это или нет. Однако дает результаты. На днях нам сделали королевский подарок: подарили участок в Ленобласти на 30 соток, с домом. Это будет «Полянка-2», рассчитанная, преимущественно на содержание собак. Часть зверей отсюда мы перевезем туда, на природу. Здесь же останется примерно полтора десятка питомцев. Соответственно, как только кто-то отсюда уедет в новый дом, с участка на его место прибудет другой. Освободив здесь место, у нас в планах занять его каким-то производством, например, зоотоваров, может, организовать какую-нибудь кинологическую передержку, гостиницу для зверей, потому что на одних пожертвованиях далеко не уедешь. Приют ведь не имеет дохода, вся аренда (55 тыс в месяц), зарплаты, расходы на закупки корма, медицину, текущий ремонт помещений очень старого здания, где мы находимся и т.д. — все это выплачивается из пожертвований. У нас нет официального спонсора. Вообще очень тяжело, на самом деле, всё на интернете держится, хотя, слава Богу, жертвуют стабильно. Зимой помогают лучше, потому что темно, холодно, люди постоянно онлайн, а лето – «мертвый» сезон.

Мы стараемся в соцсетях описывать ситуацию как она есть. Меня многие просят аж за деньги написать пост, а я не могу писать о том, кого не вижу и не знаю, иначе это не сработает. Очень важны правильные фотографии — не слащавые и не чрезмерно постановочные. Собака или кошка должны быть сняты красиво, но такими, какие есть.

О зоозащитниках и государстве

Про меня что только не пишут, например, что у меня иномарка новая (вы видели мою «новую» иномарку), что у меня три квартиры, что я содержу молодого любовника и всех своих детей, что я пью. Пишут ложь и будут писать, потому что мир зоозащиты очень злой. Есть целый сегмент нереализованных людей, в большинстве —  женщин, которые из-за коммуникативных проблем начинают очеловечивать животных, перенося на них свою слепую любовь. Это кончается агрессией по отношению к людям. Вообще,уже задумываюсь о том, что надо кого-то брать на подмогу, будущую замену, потому что работы много, а возраст не тот, устаю не человечески.

Мы в оппозиционных движениях не участвуем и держимся довольно обособленно. В принципе, зоозащитные организации могут недюжинными усилиями продвинуть какой-нибудь закон, но Россия никогда не будет как та же Финляндия, где у беспризорных животных щенков нет, потому что все стерилизованы, а для хозяев действует система штрафов. У нас выделяются деньги на стерилизацию, половину которых расхищают в процессе. Выше головы не прыгнешь. Мне хватает того, что мы делаем. Изначально рассчитан приют был на 20 собак. Но все время идет маленькое нарастание: трех пристроили, четыре поступили. Сложно не брать животных больше, чем можем позволить, мы не в силах иной раз устоять, если ситуация критическая или у людей нет другого выхода… Но, к сожалению, спасти всех нельзя.

Интервью: Борис Конаков

Приют для животных «Полянка». Телефоны: 8 (964) 342-64-12, 642-64-12
Группа в ВКонтакте

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (1)

  • Тамара 14 февр., 2017
    Купила корм и пришла в приют без звонка и предупреждения. Дверь мне открыли 2 совершенно пьяных мужчины, которые долго даже не могли понять, что я хочу, запах был ужасающий, помещение страшно грязное....Но деньги они собирают регулярно, хотя это не приют, а платная передержка. Я предложила помощь в пристройстве, но на очередные мои предложения Евгения Иконникова меня просто заблокировала. Из чего я сделала вывод, что помощь в пристройстве приюту не нужна. Это в своем роде бизнес. Друзья, если хотите помочь приюту — привозите корм, лекарства, но не деньги.