Уцелевшие особняки и дворцы имперского Петербурга

Мы уже рассказывали о нескольких особняках и усадьбах Петербурга императорских времен, которые уцелели до сих пор. Продолжаем любоваться — блогер и руфер Никита Мурузин, приглашенный консультант для съемок номинантов юбилейной премии «ТОП 50», составил для нас второй маршрут по самым роскошным, но порой заброшенным зданиям императорского Петербурга от барокко до модерна. 

ДК со следами пожара и протечек в одном из заводских районов Петербурга, пустующий уже долгие годы, но по старой привычке "поющий гимн колоннам". Песнопения выдержаны в стилистике "сталинского ампира" и вполне себе монументальны. Установить архитектора, и точную дату постройки сегодня достаточно проблематично. Внешне здание ДК ничем не примечательно, даже скромно, ничего в его внешнем виде не выдает поистине имперских интерьеров. Можно предположить, что строительство началось в послевоенные годы «сталинского ампира» — доказательством тому служат помпезные залы с множеством колонн, но внешняя отделка не получила должного завершения во времена «хрущевской» борьбы с излишествами в архитектуре. Двери дворца культуры «Красный Выборжец» были открыты для работников завода: здесь они могли посещать разнообразные секции и кружки, по случаю праздников устраивались музыкальные концерты. ДК закончил свою деятельность во времена, когда завод переживал изменения, а его производственная активность постепенно начала угасать. Сегодня здание находится в весьма удручающем состоянии, возможно, это связано с не самым выгодным территориальным положением здания. Кстати, несмотря на то, что здание заброшено, свободно попасть в него нельзя — ДК находится под круглосуточной охраной.


 

Англиканская церковь Иисуса Христа была основана на этом месте экспатами-британцами еще в 1723 году, в начале XIX века перестроена Джакомо Кваренги в стиле классицизма, а в 1860-е ее зал был отделан по проекту Александра Пеля. Церковный зал по периметру украшен колоннами и пилястрами из искусственного мрамора, флоральная живопись у их основания демонстрирует все изобилие английского сада. В окна были вмонтированы живописные витражи с ростовыми изображениями святых, в советское время они были демонтированы, но, к счастью, стен здания не покинули. Центром композиции зала является трехчастный алтарь из красного дерева, в который в конце XIX века были помещены, три смальтовые мозаики специально заказанные из Англии. На противоположной алтарю стороне зала висит соразмерная копия картины Питера Пауля Рубенса “Снятие с креста”. В церкви также сохранился орган с расписными трубами, в простенке с которым складирована оригинальная церковная утварь.
В советские времена в здании размещалось Городское экскурсионное бюро, а сейчас его занимает Фольклорно-этнографический центр Консерватории.


 

Здание музея (СПбГХПП им. Штиглица) художественной академии имени барона Штиглица – уникальный памятник архитектуры периода историзма. За фасадом, сочетающим в себе черты ренессанса и барокко, в интерьерах музейных залов нашли отражение почти все исторические эпохи и стили. В главном выставочном пространстве под стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века, выставляли свои первые работы художники Петров-Водкин, Чехонин, скульптор Манизер, а так же деятели «Мира Искусствъ».

После второй мировой войны из Германии был вывезен знаменитейший Пергамский алтарь (алтарь античного храма в Пергамоне), по размерам он идеально вписался в периметр главного зала уже расформированного музея (расформирован и закрыт в 20-е). Оригинальный алтарь при Хрущеве было решено возвратить в знак дружбы с новым социалистическим государством ФРГ, но перед отправкой была сделана копия в гипсе, которая по сей день красуется на стенах второго яруса. Застывшие фигуры фриза алтаря десятилетия служат лучшим пособием студентам по академической живописи.


 

Здание построено по проекту Леонтия Бенуа, и заказчики-страховщики не скупились — неоренессансный фасад облицован натуральным камнем: желтым песчаником, розовым и красным гранитом. Интерьеры до сих пор частично сохранились. Все здание насквозь пронизывают две спиральные лестницы, которые в советское время были поэтажно перекрыты. Шесть лет назад здание покинул Архитектурно-строительный колледж, и теперь оно пустует.


 

Архитектор Вик­тор Шретер облицевал фасад банка вюртем­бергским песчаником, а операционный зал впервые в России ре­шил с использованием новаторских для того времени инженерных конструкций: двухуров­невый и круглый по форме, он перекрыт стеклянным куполом с витражными секциями, фермы которого опира­ются на металлические колонны. Здание, из которого несколько лет назад выехал Торгово-экономический техни­кум, требует серьезной реставрации.


 

Фото и текст: Андрей Стрельников, Никита Мурузин, Александр Пупко


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Vittta Vershinina 2 сент., 2015
    Здание Первого Российского страхового общества и Русский для внешней торговли банк под замком и туда ни как не попасть... а так хотелось

Читайте также

По теме