Французский сценарий: случится ли в России такси-революция?

В глобальном мире события в одной части света очень скоро отзываются в другой. Не успели французские профсоюзы таксистов прогреметь забастовкой протеста против обрушившего рынок мобильного приложения Uber, как их петербургские коллеги попросили губернатора Полтавченко запретить виртуальные таксопарки, а неравнодушные граждане организовали движение, призванное навести порядок в сфере частного извоза. Павел Овсянко, координатор гражданского объединения «За честное такси», рассказал о том, зачем это нужно и что является основным злом, а глава Uber в Петербурге Михаил Фишер прояснил позицию компании.

Об инициативе

Идея возникла спонтанно, после одного неприятного случая, произошедшего с моим товарищем, — у него списали крупную сумму денег с карточки за поездку в такси и он до сих пор разбирается с этой компанией. Обсуждая этот случай, мы с удивлением обнаружили, что почти каждый второй из наших общих знакомых попадал в ту или иную неприятную ситуацию, связанную с такси. Кого-то обхамили, кто-то опоздал на поезд или самолет из-за задержки с подачей машины, у кого-то таксист требовал дополнительные деньги в конце поездки и так далее. Ради любопытства мы «погуглили» подобные случаи и ужаснулись: в интернете полно отзывов о недобросовестных таксистах — как о частниках, так и о работе крупных компаний — и почти нет никакой информации о реакции на эти случаи властей и правоохранительных органов. Мы решили, что было бы неплохо для начала систематизировать всю информацию, понять, что вообще у нас происходит на рынке таксо-перевозок и каковы основные проблемы. На данный момент нас 7 человек, совершенно разных профессий и социального статуса — от студентов и офисных работников до фрилансеров и бывших профессиональных таксистов.

О методах 

Сейчас мы проводим постоянный мониторинг интернета с целью собрать независимую статистику по ДТП с участием такси и по конфликтным ситуациям разного характера. На основе уже полученных данных составили рейтинг проблемных таксопарков города, на которые горожане чаще всего жалуются. Мы этот рейтинг опубликовали и надеемся, что он послужит неким сигналам к наведению порядка на рынке хотя бы крупными компаниями. Так же планируем вовлекать в диалог и профессиональное сообщество, и городские власти и, конечно же, горожан.

 


«Никогда, не при каких обстоятельствах не пользуйтесь услугами «бомбил»! Попытка сэкономить 100 рублей может привести к непоправимым последствиям»


 

Об общении с властью

На данный момент мы отправили запросы в комитет по транспорту Санкт-Петербурга, в Роспотребнадзор и ГИБДД с просьбой, во-первых, опубликовать статистику жалоб и нарушений, связанных с работой такси, а во-вторых, подробнее рассказать о тех мерах по контролю за рынком, которые они предпринимают. В качестве ремарки могу сказать: исходя из открытых данных на сайте транспортного комитета, у нас в городе выдано 30 532 лицензии таксистов, а на 2015 год комитетом запланированы всего 22 выездные проверки держателей лицензий. На наш взгляд, этого совершенно недостаточно.

О таксопарках

Если говорить о проблемных таксопарках, то основной проблемой является фактически полное отсутствие профессиональных требований, предъявляемых к водителю. Фактически автопарки требуют от человека, чтобы стаж его вождения был не менее 3 лет. А с какой интенсивностью человек водил эти 3 года машину, никому не интересно. В Санкт-Петербурге есть профессиональные ассоциации таксопарков, но нет единого профсоюза таксистов. Отсюда мы имеем рабочие смены по 12, 24 и даже по 36 часов! Какой водитель к нам приедет после 24 часов работы? Сможет ли он нас безопасно отвезти и быть вежливым? Вряд ли. Также необходимо отметить, что далеко не все автомобили находятся в исправном техническом состоянии, да и предрейсовый медосмотр — просто формальность.

О приложении Uber и событиях во Франции

Сама идея приложения для вызова такси ничем не плоха, но дьявол в деталях. В частности, Uber, который стал так популярен в последнее время, подключает к своей системе в принципе кого угодно и тем самым диктует такую тарифную политику, которая делает работу легального такси нерентабельной. Причем это касается не только частников, но и таксопарков. Поскольку формально Uber — не такси, то им не надо получать лицензию, не надо содержать автопарк, они не подпадают под контрольные мероприятия ответственных ведомств. И самое важное: в случае, если вы пострадаете от действий водителя, которого вызвали через приложение, то компания совершенно не причем. Более того: в этом случае на вас не распространяется ни закон о такси, ни устав автомобильного транспорта и т.д. То есть фактически Uber ничем не отличается от пресловутого «джихад-такси». Довольно таки красочной иллюстрацией всех вышеназванных проблем стала забастовка водителей во Франции: люди не хотят работать за гроши, требуют уважения к своему труду и соответственно, легально защищают этот свой труд от «штрейкбрекеров» — мигрантов и непрофессионалов, которые готовы работать за любые копейки.

 


«В случае, если вы пострадаете от действий вызванного через Uber водителя, компания окажется совершенно не причем» 


 

О мигрантах

К сожалению, надо признать, что с таким неминуемым злом, как «джихад-такси», власти совершенно не готовы бороться, а между тем, это наиболее криминальная по отношению к людям история в городе. На них приходится процентов 75% ДТП, и это только открытые данные, которые попали в сводки. На них приходится абсолютное большинство тяжких преступлений, совершаемых в такси вообще. И тут дело не в национальности мигрантов, а в том, что подобная работа зачастую привлекает в принципе не самых достойных и способных представителей рода человеческого. Анализируя эту проблему, мы можем однозначно рекомендовать никогда, не при каких обстоятельствах не пользоваться услугами «бомбил»! Потому что попытка сэкономить 100 рублей может привести к непоправимым последствиям.

О том, что делать

На мой взгляд, цивилизованное такси — это, во-первых, повышение специальных знаний и навыков водителей, попросту говоря — курсы таксистов, во-вторых — развитие инфраструктуры такси: больше стоянок, возможность ездить по выделенным полосам движения, в общем все, что нужно, чтобы сделать из такси нормальный вид городского общественного транспорта. И наконец — необходимо повысить эффективность государственного контроля за работой частников.

Михаил Фишер, главы сервиса Uber в Санкт-Петербурге:

Uber продолжает свою работу во Франции. Сегодня речь идет о временной приостановке работы сервиса UberPOP, который соединяет пассажиров с водителями (частными лицами). В свете событий прошлой недели сегодня Uber решил приостановить сервис до решения Конституционного суда Франции, которое будет объявлено 30 сентября. К сожалению, в настоящее время процесс лицензирования во Франции имеет очень много препятствий. Какое-то время назад получение лицензии занимало около 2 недель. Сейчас срок увеличен до 6 месяцев. Помимо этого, необходимо пройти обучение, а также заплатить взнос в размере 1500 евро. При этом использование малолитражных или экологических чистых машин запрещено. Такой сложный процесс получения лицензии для 12 000 безработных является упущенной возможностью для страны, где уровень безработицы составляет 10 процентов. Мы понимаем, что новые технологии могут в значительной степени менять традиционные устои, но по нашему мнению это путь, который открывает новые возможности для всех водителей, включая таксистов, а также для пассажиров.

Что касается сравнения ситуации в Петербурге с недавними событиями во Франции, оно мне кажется некорректным. Во Франции внимание привлек один из сервисов Uber, а именно упомянутый уже UberPOP. В Петербурге такого сервиса нет. В России мы вообще не сотрудничаем с частными лицами. Партнерами Uber в здесь могут стать только юридические лица или индивидуальные предприниматели, то есть профессиональные водители. В обращении таксистов к губернатору Полтавченко с просьбой запретить в России Uber и «Яндекс.Такси»  содержится ряд утверждений относительно деятельности компании Uber, которые не соответствуют действительности. Приоритетом Uber  является предоставление доступного, надежного и безопасного способа передвижения по городу. С начала работы сервиса в городе нашими пользователями стали десятки тысяч петербуржцев и гостей города. Доступные цены на услуги Uber обеспечиваются за счет эффективной работы нашей платформы, которая повышает эффективность организации городских перевозок. Благодаря тому, что водители соединяются с пользователями услуги напрямую, первые делают больше заказов. Это позволяет сокращать простои и холостые пробеги автомобиля. В Петербурге, например, с момента запуска услуги мы смогли снизить время подачи автомобиля в среднем до 5-6 минут. Водителями Uber могут стать только лица старше 21 года с водительским стажем от трех лет. Они должны ездить на свежих иномарках, быть вежливыми, хорошо говорить по-русски, знать город и уметь пользоваться навигатором».


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Вероника Миронова 21 нояб., 2015
    Да, в 21 год мальчики ну очень аккуратные и опытные водители. Даже если у них есть ИП, их никто не проверяет на профпригодность и тем более никакой медосмотр перед выездом каждый день они не проходят, чего не скажешь о нормальных таксомоторных компаниях, которые пытаются закрыть в городе и сократить их в три раза до 20000, не говоря уже о том, что перекрасят в черный и белый, если никто с головой не подружится и не даст закону вступить в силу в этот понедельник, возможно, наш город будет спасен, а тот несчастный, который все затеял еще сможет одуматься и сделать что-то действительно полезное для Петербурга.

Читайте также

По теме