Технологический процесс: Верфь исторического судостроения

Мы побывали на верфи исторического судостроения, где сейчас идет масштабное строительство — воссоздание линкора «Полтава», символа петровской эпохи. Оказалось, по прошествии 300 лет корабельные мастера сталкиваются с теми же проблемами, что Петр I в свое время.

Вопрос о том, почему было принято решение о воссоздании именно петровской «Полтавы» напрашивается сам собой. Все дело в том, что корабль стал первым крупным военным судном, построенным в Петербурге, входил в состав Балтийского флота, принимал непосредственное участие в нескольких военных компаниях, но, к слову сказать, не был задействован в крупных военных баталиях. «Полтава» в буквальном смысле стала детищем Петра I: царь сам принимал участие в строительстве и проектировании корабля.

К идее воссоздания судна пришли около двух лет назад, еще в 2012 году. По инициативе председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Алексея Миллера уже год спустя было принято решение о строительстве точной копии первого линейного корабля. Специалистам потребовалось много времени, чтобы отыскать необходимые архивные документы, с помощью которых можно было бы создать чертеж современной «Полтавы». Нужных документов, к сожалению, осталось мало: гравюра, опись и часть чертежей корабельного мастера Федосея Скляева.

Грандиозное строительство осуществляется при содействии яхт-клуба Петербурга на территории яхтенного порта «Геркулес», в поселке Лахта. Основное строительство корабля началось в феврале этого года, хотя задолго до этого уже велись подготовительные работы. Сроки постройки современного корабля совпадают с теми, что были при Петре. В течение трех лет мастера создавали 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга: столько же времени понадобится и нынешним специалистам.

Воссоздают корабль на современной верфи, на территории которой разместили мастерские, сборочный ангар и стилизованный домик корабельного мастера. На данном этапе в ангаре находится конструктивный «скелет» корабля, выполненный уже наполовину. Позже будут смонтированы палубы, начнется обшивка и уже, много позже, примутся за разработку внутреннего убранства судна.

Еще на первом этапе строительства «Полтавы» специалисты столкнулись с теми же проблемами, которые возникали в свое время у Петра: нехватка грамотных специалистов и качественного материала. Найти мастеров, которые разбираются в технологиях постройки корабля крайне сложно, но с этой задачей справились довольно быстро: в строительстве принимают участие специалисты, приложившие руку к созданию фрегата «Штандарт».

Что касается материалов, то для постройки деревянного корпуса используют крупноразмерный дуб, которому не меньше 150-200 лет. К сожалению, в Ленинградской области такого материала найти не было возможности, поэтому лес везут из Саратовской, Брянской области, Краснодарского края. Помимо дубового массива, будут использованы хвойные деревья,на завершающих этапах строительства — лиственница. В процессе обработки древесины, буквально несколько дней назад, мастера нашли внутри одного из дубов пулю начала ХХ века и такие находки, как правило, не редкость. Параллельно со строительством деревянного корпуса, на площадке будут создавать мачты и реи, эзельгофты, уже построена отдельная мастерская, где будут шить паруса.

С мая этого года на территории верфи проводятся экскурсии для тех, кто желает немного понаблюдать за самим процессом строительства. В силу основных требований безопасности экскурсии по территории проводятся только по записи, каждые два часа, поэтому свободно попасть на площадку возможности нет.

По окончанию строительства в Лахте появится современный, интерактивный музейный комплекс,  центром которой станет корабль. Судно будет спущено на воду, но вопрос о том будет ли оно ходить пока остается открытым. Помимо него на площадке появится музей подводной археологии, где специалисты смогут заниматься консервацией. Вместе с национальным центром подводных исследований и музеем истории Кронштадта будут разработаны обучающие программы для школьников, студентов и взрослых.

Текст: Анастасия Кваша

Фото: Юрий Дормидошин


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме