Виктор Вексельберг

Известный предприниматель, президент фонда «Сколково» укрепил свою репутацию крупного культурного мецената, открыв в идеально отреставрированном Шуваловском дворце на Фонтанке музей Фаберже. Помимо шедевров знаменитого ювелирного дома среди экспонатов тысячи уникальных предметов декоративно-прикладного искусства.

Созданный мной культурно-исторический фонд «Связь времен» несколько лет назад обратился к руководству Москвы и Петербурга с инициативой открыть музей мастеров русского ювелирного искусства. В столице достойных вариантов размещения коллекции музея, к сожалению, подобрать не удалось. Экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко предложила Шуваловский дворец. Каждый из предметов, представленных в музее, если говорить профессиональным языком, сопровожден очень интересным провенансом. Практически каждый объект — часть судьбы нашей страны или судьбы конкретных людей. И эта наполненность, как мне кажется, является отличительной чертой нашего собрания. Петербург — город музеев, и мне бы хотелось, чтобы Музей Фаберже стал гармоничной частью его исторического и культурного пространства.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел за 100 миллионов долларов коллекцию из двухсот произведений мастеров фирмы Фаберже, которую на протяжении десятилетий собирал медиамагнат Малкольм Форбс. Музей Фаберже официально открылся в ноябре 2013 года, но стал доступен широкой аудитории с апреля 2014 года. Сегодня в музее на набережной Фонтанки, 21, демонстрируется четыре тысячи экспонатов: крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже (часы, рамки для фотографий, табакерки, украшения, фигурки животных), произведения ювелирного искусства других знаменитых русских мастеров второй половины XIX — начала XX века, иконы в драгоценных окладах, столовое серебро, фарфор, а также живописные работы Брюллова, Айвазовского, Коровина, Ренуара. Главная гордость коллекции — девять знаменитых императорских пасхальных яиц Фаберже, в том числе самое первое из них, «Курочка», выполненное в 1885 году по заказу императора Александра III в подарок супруге Марии Федоровне, и самое последнее — «Орден Святого Георгия» (1916), — которое вдовствующая императрица увезла с собой в эмиграцию. Кроме того, в собрании представлены пасхальные яйца «Ренессанс» (1894), «Бутон розы» (1895), «Коронационное» (1897), «Ландыши» (1898), «Петушок» (1900), «Пятнадцатилетие царствования» (1911), «Лавровое дерево» (1911). В Оружейной палате Московского Кремля хранится десять подобных артефактов. Всего мастерами фирмы Фаберже были изготовлены пятьдесят два яйца, сейчас известно о сорока шести уцелевших экземплярах. По миниатюрной движущейся модели царского экипажа, помещенной в «Коронационном» яйце, уже в наше время были отреставрированы механизмы по длинной кареты, находящейся в собрании Эрмитажа. Музей располагается в Шуваловском дворце, переданом в аренду фонду «Связь времен» на пятьдесят лет с условием научной реставрации. Интерьеры дворца фонд восстанавливал в их историческом виде семь лет, потратив на это 1,2 миллиарда рублей.


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме