Выставка «Казимир Малевич. До и После квадрата»

По случаю открытия выставки «Казимир Малевич. До и После квадрата» в Русском музее, Собака.ru вспоминает ключевые моменты из жизни главной картины 20-го века: от первого появления квадрата на театральной сцене до количества его авторских копий в коллекциях российских музеев.

Дебют самой известной модернисткой картины 20 века состоялся ровно сто лет назад на театральной сцене. Третьего и пятого декабря 1913 года театр «Луна-Парк» (сейчас на его месте находится стадион им. Лесгафта) спешно покидали недовольные зрители, не оценившие по достоинству постановку футуристической оперы «Победа над Солнцем». Музыку и слова для освистанного авангардного спектакля о людях будущего сочинили композитор Михаил Матюшин и поэт Алексей Крученых, а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. Тогда черный квадрат появился в эскизах декораций и костюмов как новый символ солнца. В одном из действий театральный занавес с изображением огромного четырехугольника был не раздвинут, а разорван пополам.

Спустя два года, в декабре 1915-го, черный квадрат совершил камин-аут в качестве главной картины супрематизма — нового направления в живописи, изобретенного Малевичем. На групповой выставке «0,10» в Петрограде вместе с «Черным четырехугольником» — так работа значится в каталоге — художник показал еще три десятка картин, среди них — красный квадрат, черный крест и черный круг. К развеске работ Малевич приступил в ночь перед выставкой самостоятельно, чтобы никто раньше времени не увидел его главное произведение. Холст он повесил в «красном углу» — там, где в русской избе обычно ставили икону, а в качестве пояснения для неподготовленной публики художник оставил таблички «Супрематизм в живописи».

Квадрат считали главным произведением Малевича еще при его жизни, поэтому картина сопровождал своего создателя в последний путь. По инструкциям, оставленным художником в завещании, его друзья заказали гроб сложной формы, в головную часть белой крышки вписали черный квадрат, а в ноги – красный круг. В мае 1935 в советском Ленинграде через весь Невский проспект прошла похоронная процессия, больше напоминавшая масштабный авангардный перформанс. Перед автомобилем, обтянутым красной тканью с квадратом и кругом по бокам, шла ученица художника с «Черным квадратом» в руках. Под звуки военного оркестра колонна, собрав по пути изумленных прохожих, дошла до Московского вокзала. Оттуда супрематический гроб отправили в Москву, а затем — в Барвиху, где на могиле художника соорудили белый куб с канонической черной фигурой.

Кстати, место старта процессии сегодня можно легко распознать все по тому же узнаваемому четырехугольнику. На доме Мятлевых, где в последние годы жил Малевич, установлена мемориальная доска в форме все того же черного квадрата. Художник и его богемные гости входили в квартиру с Почтамтской улицы, а с парадного входа с Исаакиевской площади попадали в Музей художественной культуры — первый в стране музей современного искусства.

Шесть лет назад Русский музей уже выставлял «Черный квадрат» из своей коллекции, который был написан для Венецианской биеннале 1924 года, на выставке «Приключения черного квадрата». Кураторы поместили картину в «красный угол», повторив авторское решение Малевича. Всего в России находятся ещё три одноимннных картины: две в Третьяковской галерее и одна в Эрмитаже — они отличаются размером, фактурой и цветом.

Выставка в Корпусе Бенуа пройдет с 5 декабря до конца февраля 2014 года

 

Текст: Наталья Карасёва


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:
  • Дата события:

Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Ylot 13 дек., 2014
    Вывеска уже давно требует исправления. У меня на руках метрическая (архивная) выписка, что Казимир Малевич родился 11-го февраля 1979 года!

Читайте также