Открытие: Музей Фаберже

В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков. Мы узнали историю экспонатов и поговорили с чиновниками о том, что выиграет от этого открытия город и его жители.

Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло около 9 лет. Заявку на постоянную экспозицию частной коллекции подавали сначала в Москву, но мэр Лужков, как говорят, не оценил идею. Валентина Матвиенко, которая в 2006-м занимала пост губернатора Петербурга, наоборот, распорядилась выделить здание на Фонтанке, только вот находилось оно в весьма плачевном состоянии. Например, купол Парадной лестницы готов был обрушиться из-за многочисленных протечек, изуродовав тем самым и саму лестницу, и ее галерею. Капитальные стены, несущие деревянные балки и расслоение кирпичной отделки также грозило дворцу разрушением. Реставраторы (их было более 300 специалистов) признаются, что для них это был своего рода вызов. Тем более, что все работы проводились под бдительным надзором КГИОПа, так как здание относят к историческим памятникам культурного значения. В результате много численных расчисток, под 8 слоями красок, была обнаружена темперная живопись (одна из самых древних техник письма - прим. ред) в Готическом зале, восстановлены аутентичные мраморные камины того времени, панно и скульптуры. Подвесная галерея дворца при входе также воссоздана с соблюдением всех исторических деталей.

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет. Мы много ругались с реставраторами, спорили, потому что люди этой профессии - личности и за каждый рисунок, каждую линию шла борьба. Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы. Как признаются владельцы, в запасниках осталось максимум 2%, все остальное выставлено на всеобщее обозрение. Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны. Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.

Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.

Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари. Возможно, именно по этой причине вице-губернатор Василий Кичеджи назвал открытие музея «богоугодным делом»

Василий Кичеджи, вице-губернатор Петербурга:

Наверное, кто-то мечтал, что это здание никогда не будет восстановлено, и здесь будет совершенно иное учреждение, но я рад, что это не так. Войти в город музеев, в Петербург с частной коллекцией - дерзкий поступок, люди здесь привыкли много-много лет видеть только хорошее. И не просто хорошее, лучшее. Я думаю, эта коллекция тоже лучшая из всех представленных ранее.

Замечу, что на воссоздание этого дворца не ушло ни копейки бюджетных денег. Наоборот, оно привлечет прибавку в городскую казну, потому что посмотреть на музей придут много туристов. Пусть это станет хорошим примером не только для города, для страны в целом. Я от имени правительства и Георгия Сергеевича обещаю помогать в таких, не побоюсь этого слова, богоугодных делах».

Владимир Мединский, министр культуры

Я уверен, что этот музей станет одной из самых сильных точек на культурной карте Петербурга. Именно такие события говорят о том, что в нашей стране возрождается настоящее российское предпринимательство, возвращается образ благотворителя. Не дельца, а созидателя. То, что наши предприниматели покупают, коллекционируют и собирают - это, безусловно, замечательно, я убежден, что собирать предметы искусства значительно лучше, чем собирать, скажем, иностранных футболистов. Но то, что собранное хранится не на даче на Рублевке, не в своем офисе, не в сейфе швейцарского банка, а будет открыто для свободного показа всем нашим гражданам - это новый виток российского благотворительного движения».

Несмотря на то, что музей официально презентовали, для публики он откроется только в начале декабря. На вопрос о ценах на билеты Виктор Вексельберг ответил уклончиво, сказав, что не собирается пугать суммами петербуржцев.

Фото: Игорь Симкин


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме