10 небанальных романтических фильмов

Мы не станем советовать тривиальный набор вроде «Красотки» или ромкомов всех мастей с Мэг Райан — ведь любовь бывает разной: от трагической до неприемлемой в глазах большинства.

«Выживут только любовники» (2014)

Любовь и бессмертие

Экзистенциальная мистическая мелодрама священной коровы американского независимого кино Джима Джармуша. В центре сюжета — двое намертво связанных друг с другом тысячелетних вампиров: Адам (Том Хиддлстон) — сумрачный андеграундный музыкант, живет в мрачном Детройте, одевается в стиле 60-х и не выходит днем из дома, а в знойном Танжере живет его загадочная подружка Ева (Тильда Суинтон), которая стильно одевается, обожает поэзию и по вечерам ужинает с драматургом Кристофером Марло. Один из редких фильмов последнего времени, оставляющих ощущение подлинной мощи и величия.


«Страх съедает душу» (1974)

Любовь и мезальянс

Фильм Райнера Вернера Фассбиндера, гениального кокаиниста-трудоголика, — по его собственному признанию, вольный ремейк классической картины Дугласа Серка «Все, что дозволено небесами». 60-летняя немка, работающая уборщицей вдова, в баре случайно встречает рабочего-мигранта из Марокко, вдвое моложе себя. Когда влюбленные начинают жить вместе, против них ополчается весь мир во главе со взрослыми детьми героини. В европейской культуре полно сюжетов, когда мужчина не то что вдвое, но и втрое старше женщины. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: великая фассбиндеровская драма в их числе, уж не говоря о том, что это один из ранних европейских фильмов, открыто говорящих о расизме и ксенофобии в якобы окончательно победившем нацизм обществе.


«Парни не плачут» (1999)

Любовь и гендер

Картина основана на реальных событиях, происходивших в начале 1990-х в штате Небраска. Брендон  — 18-летний угловатый худой парень с паспортом на женское имя в кармане (Хиллари Суонк, получившая за эту роль свой первый из двух «Оскаров», причем как лучшая актриса) ходит по врачам, добиваясь признания гендерной дисфории, а также знакомится с опасными парнями, в подругу одного из них (Хлое Севиньи) в итоге взаимно влюбляясь. Трагическая, с кошмарным финалом драма Кимберли Пирс лишена какого-либо романтического флера, но она о том, что за любовь и утверждение собственной идентичности приходится драться.


«Детки в порядке» (2010)

Любовь и усталость

Лесбийская супружеская пара, принадлежащая к среднему классу: одна (Аннет Бенинг) — преуспевающий врач, другая (Джулианна Мур) — в теории ландшафтный дизайнер, а фактически домохозяйка, двое разнополых детей-тинейджеров, зачатых с помощью банка спермы. Размеренную идиллию, под поверхностью которой скрывается некоторая усталость от отношений, нарушает появление биологического отца (Марк Руффало), которому зачем-то понадобилось познакомиться с отпрысками. Комедийная мелодрама Лизы Холоденко примечательна, конечно, прежде всего тем, что гомосексуальный брак тут представлен в совершенно нормативном ключе, как что-то, не отличающееся от любого другого.


«Счастливы вместе» (1997)

Любовь и чужбина

Пронзительная гей-мелодрама главного гонконгского режиссера Вонга Кар-вая. Двое влюбленных друг в друга уроженцев Гонконга (оба без средств к существованию, знания языка и уверенности в каком-либо будущем) встречаются и расстаются на другом конце света, в Буэнос-Айресе. Бесконечно красивая, построенная на недомолвках, размытых кадрах и бесконечном табачном дыме карваевская картина — конечно, в первую очередь экспортный фестивальный продукт на щекотливую в середине 90-х тему. Однако и в Восточной Азии фильм произвел некоторый фурор, потому что главные роли исполнили гонконгские суперзвезды Тони Леунг и Лесли Чун: как написал один злоязычный американский критик, «это как если бы Брэд Питт и Том Круз в "Интервью с вампиром" сосали бы друг у друга не кровь, а нечто другое».


«Любовники с Нового моста» (1990)

Любовь и бедность

Двое бездомных коротают дни на самом старом парижском мосту Понт-Нёф: он (Дени Лаван) — алкоголик, психопат и вор, она (Жюльетт Бинош) — слепнущая художница с темным прошлым. Их короткий, страстный и обреченный роман словно бы предписан им высшими силами. Самый дорогой на тот момент французский фильм, «Любовники с Нового моста» гения-мизантропа Леоса Каракса провалился в прокате, но был оценен позже: как ни на что не похожее и радикальное в буквальном смысле (то есть «смотрящее в корень», ни чем иным не притворяющееся) произведение об отверженных, и о том, что нужно «держать свой ум во аде и не отчаиваться».


«Рассекая волны» (1996)

Любовь и безумие

Девушка из пуританской протестантской общины где-то на севере Шотландии (Эмили Уотсон) выходит замуж за брутального нефтяника (Стеллан Скарсгорд). Муж в результате производственной травмы оказывается прикован к постели, и по его требованию героиня, «разговаривающая с богом» посредством чревовещания, начинает спать со всеми подряд, становясь отверженной и приближаясь к страшному финалу. Первый фильм трилогии датского провокатора и богоборца Ларса фон Триера о «добрых сердцах» примечателен много чем. Во-первых, здесь уже оформилась эстетика кинематографа «Догмы-95»: дрожащая камера, аскетичность средств, квази-документальная реалистичность. Во-вторых, понимать «Рассекая волны» можно диаметрально противоположным образом: то ли как религиозную притчу о современной мученице, то ли как безжалостную драму, развенчивающую романтическую концепцию любви как таковую.


«Страсти Дон Жуана» (2013)

Любовь и порно

Молодой пролетарский оболтус Джон (Джозеф Гордон-Левитт, но же режиссер-дебютант) проводит дни между тренажерным залом, игрой в футбол с друзьями и походами в ночные клубы, где он подцепляет девушек на одну ночь. Но на деле просмотр гигабайтов порнографии ему куда привычнее живого общения. Все меняется, когда он встречает «правильную» девушку. Первая режиссерская работа высокооплачиваемого голливудского актера, сохраняя жанровые габариты откровенной романтической комедии, на деле оказывается не слишком веселым, крайне едким и очень правдоподобным высказыванием об отношениях полов.


«Маленькая Вера» (1988)

Любовь и перестройка

Главная героиня (Наталья Негода), живет в приморском городке с родителями, приземленными рабочими людьми, слоняется без дела, пьет самогон и грустит, пока на одной из диких дискотек не знакомится с развязным эффектным студентом (Андрей Соколов), который, как водится, не придется ко двору в ее простой семье. Картина Василия Пичула, сегодня звучащая почти феминистской история о неприкаянной девушке, которую все кругом используют, стала одним из самых громких событий, а впоследствии и символов перестройки. Но вне зависимости от этого, мало есть в отечественном кино таких выразительных кадров, как страдающая от не умеющей себя выразить любви артистка Негода.


«Она» (2013)

Любовь и технологии

В Лос-Анджелесе будущего экс-журналист, переквалифицировавшийся в подложные авторы длинных писем для других людей (Хоакин Феникс) переживает развод с женой. Намаявшись от одиночества, он покупает новейший гаджет, операционную систему с искусственным интеллектом, способным развиваться. В эту виртуальную «Саманту» (с голосом той же Скарлетт Йоханссон) герой, разумеется, по уши влюбляется. Фантастическая мелодрама трюкача и воспевателя чудаков Спайка Джонзи — не только изобретательное высказывание на тему любви и человеческого взаимодействия в эпоху, которая наступит после Facebook, но и попросту крайне трогательный фильм.


Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также