Василий Сигарев: «Только в Новый год возможна такая концентрация безумия»

Один из самых откровенных и жестких отечественных режиссеров снял новогоднюю комедию «Страна ОЗ». Василий поделился мыслями о народном кино, новом реализме и о том, что из себя представляет политика.

  • В центре сюжета «Страны ОЗ» — заторможенная и наивная Ленка (в исполнении Яны Трояновой, жены и музы Сигарева), которая перед новогодними праздниками приезжает из поселка Малая Ляля в большой город, Екатеринбург, чтобы приступить к работе в киоске на улице Торфорезов.

  • Композиционно блуждания героини оформлены как серия коротких новелл с участием празднующих граждан. В ролях занята практически вся высшая лига отечественного актерского цеха: Инна Чурикова, Гоша Куценко, Александр Баширов, Дарья Екамасова, Алиса Хазанова, Юлия Снигирь и другие.

Сегодня в России есть хорошие арт-фильмы, но совершенно нет достойного мейнстрима. Только тот, которым нерадивые производители шпигуют зрителя, вызывая у него отвращение к русскому кинематографу, а некоторых отупляя.

«Страна ОЗ» как раз народное кино. Просто есть картины, которые изначально снимают ради денег, а есть такие, в которые вкладывают душу, и зритель это чувствует. Вот Боря Хлебников даже предполагает, что фильм станет новым новогодним хитом. Что касается больших бюджетов, я считаю, что бюджет должен быть ровно таким, какого требует лента. Пытаться же сделать «как в Голливуде» — это утопия и нецелевое расходование средств амбициозными режиссерами и продюсерами. В России просто нет рынка сбыта подобной продукции.

Предыдущий мой фильм, «Жить», — жесткий, страшный, но, как ни странно, оставляющий надежду. Его недавно показывали на фестивале психоаналитического кино, и на обсуждении много говорили о таком понятии, как «работа горя», о том, что многие люди не проходят эту стадию реабилитации после утраты и остаются несчастными на всю жизнь. А именно «Жить» помогает эту «работу горя» проделать и жить дальше уже по-другому — психоаналитики нас даже коллегами назвали.

«Страна ОЗ» тоже про надежду, но совершенно другую. Черновое название картины было «Занимательная этология». Еще имелся эпиграф в сценарии: «Этология — наука о генетически обусловленном поведении животных, в том числе человека, и о проблемах его эволюции. Что означает: свинья бобра не родит». Когда фильм был в первых монтажных сборках, такое название подходило как нельзя лучше. Но мы поняли, что получается совсем уж философская комедия, и решили двинуться в сторону зрителя — не упрощать, а создавать более понятный ритм. Тогда же появилось и название «Страна ОЗ».

Второе слово, «ОЗ», пишется прописными буквами, его можно прочитать и как «ноль три». В Новый год скорая помощь часто выезжает по разным поводам. Очень смешно выглядят очереди к хирургам в эту ночь, можно даже документальное кино про это снять. Там такие истории… Кстати, шрифт, используемый в титрах, очень похож на тот, что на вывеске Института Склифосовского. Это случайно вышло, но в конечном счете ничего случайного не бывает.

  • Инна Чурикова с удовольствием снялась в эпизоде

  • Александр Баширов в роли типичного покупателя

  • Алиса Хазанова и Дарья Екамасова в образах путан

Изначально была идея сделать фильм по рассказам соавтора сценария Андрея Ильенкова, добавив к его текстам материал, набранный в процессе съемок в самом настоящем киоске,— реакции реальных людей трудно выдумать и нечем заменить. Одного центрального персонажа не было именно потому, что предполагался коктейль из нескольких историй. Но постепенно появилась главная героиня, продавщица Ленка Шабадинова, которую сыграла Яна Троянова. А еще через полгода я понял, что действие должно быть связано с Новым годом, потому что такая концентрация безумия в обыденной, непраздничной жизни просто нереальна.

Многие актеры, прочитав сценарий, отказывались от ролей — боялись потерять приглашения в сериалы и антрепризные спектакли. Я даже показывал им клип, где голливудские звезды всех возрастов пели такую песню про нетрадиционные сексуальные отношения, которой в нашей культуре могут соответствовать разве что самые скабрезные частушки. Мне отвечали: «Им можно». Рабское сознание не обошло стороной даже звезд.

В кадре на пару минут появляется Евгений Ройзман. Он — символ Екатеринбурга. Глава города дляменя не политическая должность, а человеческая, хотя в России это невозможно. Даже бороться с наркотиками и не участвовать в политике у нас не получится. Это дерьмище, каковым является сегодня политика, вообще все вокруг подчинило себе, все в себе изваляло. Ройзману же удалось лишь ботинки пока запачкать, таких людей мало.

Если актер понимает, что делать наплощадке, репетиции ему не нужны. В «Жить» сцену на кладбище с Ольгой Лапшиной мы как раз долго репетировали, но цель была измотать актрису, чтобы она все делала через дикую усталость. Я на репетициях просил партнершу Лапшиной Ирму Арендт виснуть на ней всем весом — иной раз приходится помогать актерам и такими способами.

Гражданская позиция и политика — вещи разные. Например, посадить Олега Сенцова  — это политика, а подписать письмо в его защиту — гражданская позиция. Политикой кинематограф заниматься не имеет права, так как он будет обслуживать что-то конкретное: партию, человека, часть общества. Но были и здесь интересные примеры — фильмы Лени Рифеншталь, например.

Моя следующая картина будет не хоррором, как некоторые неправильно пишут, а зомби-апокалипсисом, который включает в себя и экшен, и ужасы, и социальную драму. Это такой уникальный жанр, что он даже комедию внутри себя подразумевает. Любимейший мой жанр, кстати. 

 

«Страна ОЗ». С 3 декабря

Комментарии (0)
Автор: sobaka
Опубликовано:
Люди: Яна Троянова
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также

Новости партнеров