Наталья Метелица — о том, как готовится фестиваль «Дяги­лев. P.S.»

Автор идеи и художественный руководитель международного фестиваля рассказала нам о технологии про­екта, позволяющей привозить в Петербург театральных звезд первой величины, от Джона Ноймайера до Уэйна Макгрегора.

  • Организаторы фестиваля (слева направо): Екатерина Сираканян, Наталья Мателица и Наталия Плеханова

Название «Дягилев. P.S.» абсолютно оправданно, ведь мы пользуемся теми критериями, которыми руководствовался Сергей Павлович. Он открывал что-то новое, просвещая русскую и одновременно европейскую публику, делал это максимально качественно и с интеллектуальной составляющей. Этим же отличается и наш фестиваль, который сопровождается научными конференциями, серьезными публикациями и выставками.

Казалось бы, со стороны все выглядит довольно понятно: в мире ограниченное количество выдающихся хореографов, они периодически ставят новые балеты, которые и нужно показать в Петербурге. Однако дело обстоит не так просто: то, что удобно для петербургского зрителя, совсем неудобно для наших зарубежных партнеров. Как раз в конце года в любом театре обязательно случается премьера, над которой работает весь коллектив, и поэтому вывезти в Петербург на несколько дней половину труппы ради одного спектакля бывает крайне сложно. Если бы мы проводили свой фестиваль в начале театрального сезона, в сентябре, или на его излете, в апреле-мае, нам было бы намного легче вести переговоры. Но мы изначально поставили перед собой задачу сделать более светлым и радостным самое темное и депрессивное время года — конец ноября — и не хотим от этой установки отказываться.

За годы проведения «Дягилев. P.S.» сложился круг любимых нами и любящих нас хореографов, это Джон Ноймайер, Анжелен Прельжокаж и теперь еще Уэйн Макгрегор. Бывали случаи, когда им предлагали приехать с гастролями в Россию другие компании, но они отказывались в нашу пользу, и это очень приятно. Обычный зритель зачастую не догадывается, что сегодня значительная часть постановок делается как копродукция нескольких компаний: после показа спектакля в одном театре он обязан переехать в другой город, а затем в третий. Так, я недавно специально летала в Манчестер, чтобы посмотреть новый балет Макгрегора, Tree of Codes, который мы хотели бы привезти сюда будущей осенью, — но нет, до 2017 года это невозможно. Именно поэтому у нас есть желание софинансировать следующую постановку хореографа, чтобы иметь приоритетное право на ее показ в России. Это не такие уж сумасшедшие деньги: труппа Уэйна Random Dance Company небольшая, костюмы и декорации минималистские, хотя техническое оснащение и свет стоят дорого.

Главная же сложность заключается в том, что каждый следующий фестиваль мы готовим, не зная до конца о той финансовой поддержке, которую нам смогут оказать город и меценаты. Мы очень благодарны городской администрации, которая признала наш проект нужным Петербургу и относится к нему весьма лояльно: если первые три фестиваля организовывались в основном на спонсорские деньги, то сейчас уже в большей степени на бюджетные. Кстати, выделенные городом средства здесь же и остаются, поскольку большая их часть идет на аренду. У западных трупп сложный технический райдер, и нам повезло, что в Петербурге теперь есть такие технически оснащенные площадки, как реконструированные сцены Александринского театра и БДТ.

  • Марта Грэм создала свой собственный хореографический язык.

  • Американская труппа Марты Грэм впервые пересечет границу России.

  • В гала-спектакле, посвященном Анжелену Прельжокажу, будут показы и фрагменты из его балета «Ромео и Джульетта».

  • Испанский дуэт пианистов Moreno Gistain играет на одном рояле с двумя клавиатурами.

Мы составляем программу и направляем ее в Комитет по культуре, а для того чтобы получить финансирование, должны представить уже подписанный договор — например, с театром Прельжокажа. Поэтому заранее оговариваем: «Анжелен, может так случиться, что мы возьмем меньше номеров и пригласим другое количество артистов». Поскольку у него уже есть кредит доверия к нам, он входит в наше положение. Но пока нам всегда удавалось выполнять максимум обязательств. В этом году исполняется тридцать лет труппе Прельжокажа, которая базируется в Экс-ан-Провансе. Изначально мы не планировали снова привозить ее в Петербург, но год назад сам хореограф и его директор, которых я встретила в Москве, буквально настояли на том, чтобы их юбилей отметить в России именно в рамках «Дягилев. P.S.». Тогда мы стали работать над программой гала-балета совместно. Прельжокаж сегодня один из ведущих балетных постановщиков мира, и я предложила показать результаты его работы на ведущих сценах планеты. Он согласился и задействовал собственные связи, чтобы пригласить ведущих танцовщиков из Парижа, Берлина, Загреба, исполняющих его хореографию.

Часто для западных артистов важно выступить одновременно и в Петербурге, и в Москве, и нам нужно найти партнеров по организации гастролей. Так, с этого года мы сотрудничаем с фестивалем Дианы Вишневой Context: совместно привозим в Россию труппу Марты Грэм, создавшей совершенно отдельную галактику в танцевальной вселенной. Удивительно, что эта известнейшая компания до сих пор никогда не была в нашей стране. А британский хореограф и танцовщик Акрам Хан и его испанский коллега Исраэль Гальван до «Дягилев. P.S.» выступят в Москве на фестивале в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Открывать новое — это не всегда привозить труппы из-за границы. На нынешнем фестивале оперу Моцарта «Дон Жуан» представит дирижер Теодор Курентзис, имя которого уже крепко связано в сознании петербургского слушателя с нашим фестивалем: два года назад мы первыми пригласили его в город после десятилетнего перерыва. Курентзис со своим оркестром и хором Musica Aeterna Пермского театра оперы и балета — это единый организм. На сцене двести человек, а слышна каждая нота, божественное пианиссимо, просто тающий звук — я не знаю, кто еще сегодня способен на это.

Крайне важно все делать заранее. Так, за месяц до открытия шестого «Дягилев. P.S.» я вернулась из Германии,где вела переговоры с Начо Дуато о том, чтобы представить на фестивале уже следующего года одну из его премьер в Берлинской опере: «Статическое время» либо «Кастратов». Петербуржцам должно быть интересно посмотреть, куда движется уже известный им мастер. Думаем о том, чтобы привезти «Пиковую даму» в версии Пермского театра. Очень хотелось бы показать у нас потрясающий, изобретательный спектакль Жана-Кристофа Майо «Ромео и Джульетта», однако в возглавляемом им балете Монте-Карло шестьдесят пять танцовщиков, и гастроли такой труппы — дорогое удовольствие. Кстати, мы хотели бы устроить в рамках «Дягилев. P.S.» мини-фестиваль из нескольких версий «Ромео и Джульетты»: например, в хореографии Майо, Прельжокажа и Матса Эка. Ведутся переговоры и с нью-йоркским American Ballet Theatre, но расходы на приглашение труппы из-за океана правильно было бы с кем-то разделить, и мы ищем компаньона в Хельсинки, Риге или Москве. А в 2017 году исполнится семьдесят лет Иржи Килиану, и в наших планах — показать его работы, поставленные в разных труппах. Конечно, крайне важно то, что у нас полное согласие в команде. Исполнительный директор Екатерина Сираканян и PR-директор Наталья Плеханова — полноправные соавторы любой идеи фестиваля. «Дягилев. P.S.» — это наше коллективное эго.

Фестиваль «Дягилев. P.S.». На разных площадках города, с 15 по 24 ноября


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме