18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

7 шокирующих акций художника Франсиса Алиса

В Курехинском центре открылась первая в России персональная выставка бельгийского художника, много лет живущего в Мексике. Алис — одна из самых эксцентричных и мощных фигур на интернациональной художественной сцене, а также известный приверженец «эстетики участия». Мы вспомнили несколько основополагающих работ мексиканского бельгийца. 

«Патриотические сказки» (1997), перформанс Алис на протяжении нескольких часов режиссирует монотонное действо посреди гигантской площади Zocalo

«Патриотические сказки» (1997), перформанс

Алис на протяжении нескольких часов режиссирует монотонное действо посреди гигантской площади Zocalo, центральной в Мехико-сити. Он обходит флагшток с национальным знаменем, ведя за собой небольшую отару овец. Ироническое и предельно доходчивое высказывание о патриотизме заставляет вспомнить знаменитые строки Бертольда Брехта: «Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу для них дают сами бараны».

 

«Парадокс практики. Порой создание чего-либо не приводит ни к чему» (1997), перформанс Алис, опять-таки в течение нескольких часов, двигал по

«Парадокс практики. Порой создание чего-либо не приводит ни к чему» (1997), перформанс

Алис, опять-таки в течение нескольких часов, двигал по раскаленной от летнего зноя улице куб льда, который постепенно таял, оставляя на асфальте быстро испаряющиеся следы. Крайне лаконичная и поэтичная акция отсылает как к тезису «процесс — все, результат — ничто», так и к особенностям мексиканской политики, не очевидных для западного наблюдателя. 

«Воспроизведения действий» (Reenactments). 2000. перформанс Франсис Алис в своих работах исследует городское пространство, а в более сфокусированном

«Воспроизведения действий» (Reenactments). 2000. перформанс

Франсис Алис в своих работах исследует городское пространство, а в более сфокусированном смысле — негласные и невидимые конвенции и правила, социальные иерархии, этику систематического городского насилия и все в этом духе. Одна из самых рискованных работ подобного толка — акция, в ходе которой художник купил револьвер в оружейном магазине и шел по центру Мехико (который враждующими криминальными кланами издавна считается нейтральной респектабельной зоной ненасилия), держа оружие в вытянутой руке, пока его не арестовала полиция. 

«Когда вера сдвигает горы» (2002), акция На сегодняшний день — опус магнум Алиса, самая его обсуждаемая, масштабная и театрализованная акция. 500

«Когда вера сдвигает горы» (2002), акция

На сегодняшний день — опус магнум Алиса, самая его обсуждаемая, масштабная и театрализованная акция. 500 добровольцев под руководством художника, режиссировавшего с высоты вертолетного полета, в Лиме перекидывали песок с одной стороны дюны на другой. Через восемь часов географический ландшафт перуанской столицы изменился. Акция с отчетливо утопическим посланием (в одной из наиболее бедных и подверженных криминальному и полицейскому насилию стран Латинской Америки не остается ничего иного, кроме как уповать на чудесное коллективное преображение), тем не менее, подверглась резкой критике — в частности, ее сравнивали с экспуатационными перформансами испанского художника Сантьяго Сьерра. 

 

«Ночной дозор» (2004), акция Однажды ночью Алис запустил лису в лондонскую Национальную портретную галерею. Действия рыжего зверя — то испуганного, то

«Ночной дозор» (2004), акция

Однажды ночью Алис запустил лису в лондонскую Национальную портретную галерею. Действия рыжего зверя — то испуганного, то равнодушно безмятежного — сняты камерами слежения. Остроумная работа сразу обо всем: об экологии мегаполиса, в котором лисы вытесняют бродячих псов; о расфокусированном взгляде объектива камеры наблюдения, присутствующем повсюду; о ритуалах похода в музей и системе консервации культурных ценностей вообще. 

 

«Лада Копейка» (2014), акция, видео В рамках основного проекта (курируемого Каспаром Кёнигом) 10-й европейской биеннале современного искусства

«Лада Копейка» (2014), акция, видео

В рамках основного проекта (курируемого Каспаром Кёнигом) 10-й европейской биеннале современного искусства Manifesta Алис вместе с братом сели в зеленый советский автомобиль и совершили путешествие от бельгийского города Генка (где проходила Manifesta в 2012-м году) до Петербурга. В финале поездки Алис врезался в дерево во дворе Эрмитажа. Во множестве интервью художник предельно ясно прокомментировал акцию: речь главным образом о реконструкции и финальном развенчании иллюзии западных левых интеллектуалов относительно СССР как альтернативной западному капитализму общественной модели.

«Наматывать-Разматывать» («Афганские проекты 2010-2014»), видеоинсталляция Центральная работа на петербургской выставке Алиса: видеодокументация

«Наматывать-Разматывать» («Афганские проекты 2010-2014»), видеоинсталляция

Центральная работа на петербургской выставке Алиса: видеодокументация перфоманса, осуществленного в Афганистане и впервые показанного на биеннале Documenta в Касселе в 2011-м. Двое афганских подростков катят по разрушенному центру Кабула катушку с кинопленкой, разматывая ее и вновь собирая. В общем-то, это самодостаточный фильм со множеством смыслов, относящихся и к репрезентации положения в одной из самых страдающих частей планеты, и к природе изображения как такового.

Выставка Франсиса Алиса «За Речкой. Афганские проекты 2010 – 2014» пройдет в Центре современного искусства имени Сергея Курехина с 27 июня по 26 июля. 

Следите за нашими новостями в Telegram
Дата события:
30 июня - 26 июля 2015 года
Места:
Центр современного искусства имени Сергея Курехина

Комментарии (0)