Премия Курехина-2015: главные номинанты

Церемония, которая в прошлый раз гремела в Главном штабе Эрмитажа, возвращается в родной арт-центр. Из длинного списка номинантов мы выбрали несколько наиболее зажигательных проектов и расспросили организаторов.

  • Олеся Туркина, Виктор Мазин «Жизнь замечательного Монро»

    Номинация «Лучший кураторский проект»

    Первая большая ретроспектива Владислава Мамышева-Монро, собранная Туркиной и Мазиным спустя год после смерти веселого и доброго художника-трансформера. В выставку помимо известных фото и видео были включены десятки произведений, выставлявшихся не слишком часто или никому не известных, собранных кураторами по частным собраниям: начиная с ранних работ (коллажей, графики) и заканчивая живописью последних лет жизни Монро и практически дзен-буддистской по характеру исполнения серией расцарапанных фотографий.

    Читатйте также: Легенда. Влад Мамышев-Монро

  • Проект «Заброшенная деревня»

    Номинация «Искусство в общественном пространстве»

    Эпический паблик-арт-проект, осуществляемый молодыми художниками во множестве покинутых сел в десяти российских регионах. Потенциально бесконечная серия рисунков на стенах заброшенных домов, на истлевшем дереве, а также объектов из него. Фотографии тоскливой, разрушенной фактуры вымирающей России показывали в том числе на выставке «Этюды оптимизма» в рамках параллельной программы биеннале Manifesta в Петербурге.

  • Александр Теребенин, Петр Белый «Сигнал»

    Номинация «Лучший кураторский проект»

    Большая выставка в двух частях, осуществленная в бывшем засекреченном конструкторском бюро на проспекте Кима. Проект Теребенина делал акцент на переосмыслении пространства, проект Белого — на современной художественной ситуации. Но так или иначе «Сигнал» получился настоящей энциклопедией текущего петербургского искусства. Среди множества работ были головы, задыхающиеся в полиэтиленовых мешках (произведение Елены Губановой и Ивана Говоркова), расписанный скабрезными «дионисийскими» рисунками кафель в туалете (работа Петра Швецова), картонные человечки Александра ШишкинаХокусая, сидящие перед мониторами допотопных компьютеров, по которым беспрерывно транслируется «крымская речь» Путина.

  • Дмитрий Шорин и Владимир Королюк «Over»

    Номинация «Произведение визуального искусства»

    Мультимедийная инсталляция ушедшего из гиперреалистической живописи в эксперименты с 3D художника Шорина, сделанная им в Savina Gallery в соавторстве с Королюком, техническим консультантом на предыдущем шоринском проекте. Изящное упражнение в жанре «искусство об искусстве»: олицетворяющая классическую надмирность балерина из фибергласа парит над горизонтальным видеомонитором, на котором мелькают сменяющие друг друга кадры — от монотонной работы офиса до репетиции в Михайловском театре — отражающиеся на глянцевой поверхности скульптуры.

  • Юлия Аксенова, Александра Обухова «Перформанс в России: картография истории»

    Номинация «Лучший кураторский проект»

    Масштабная экспозиция в музее «Гараж» посвящена истории отечественного перформанса от эпохи раннесоветского авангарда, концептуалистских акций до героического московского акционизма 1990-х и сегодняшних политизированных выступлений. Огромный материал был тематически разбит тегами «Лозунг», «Костюм», «Пейзаж», «Интерактивный объект» и так далее.

  • Саша Пирогова «Очередь»

    Номинация «Лучший медиаобъект»

    Десятиминутное видео выпускницы московской Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. За предыдущую работу — остроумный видеоэтюд «Библимен» — Пирогова получила в прошлом году «Инновацию». В новом фильме, осмысляющем случайность и бессмыслицу современных социальных связей, условные хипстеры переминаются с ноги на ногу в очереди под ледяной закадровый голос, зачитывающий куски из одноименной ранней повести Владимира Сорокина.

  • Татьяна Ахметгалиева «Аллергия на пыль»

    Номинация «Произведение визуального искусства»

    Ахметгалиева — один из самых перспективных и коммерчески востребованных авторов условного поколения тридцатилетних. Известна своими монументальными текстильными панно, выполненными в смешанной технике живописи и шитьявязания-вышивки. Выставка в Галерее Марины Гисич продолжает осмысление темы агрессивных информационных потоков: спутанные клубки пряжи кислотных цветов, вязаные телевизоры с отростками-щупальцами.

  • Владимир Логутов «Не музей. * Лаборатория эстетических подозрений»

    Номинация «Лучший кураторский проект»

    Проект в рамках все той же параллельной программы Manifesta проходил в индустриальном лофте на Оренбургской улице. Молодые художники преимущественно левого сегмента художественной сцены (Давид Тер-Оганьян, краснодарская группировка «ЗИП», Полина Канис, Алексей Каллима, Валерий Чтак, Анастасия Кузьмина, группа «Лаборатория», Роман Минаев и другие) протестовали как против музеефикации искусства, так и против буржуазного представления об искусстве как предмете престижного потребления.

  • Аристарх Чернышев «UserPic»

    Номинация «Искусство в общественном пространстве»

    Видеоскульптура экс-участника гламурно-технологического поп-арт-дуэта Electroboutique, монумент аватару пользователя соцсетей, изменчивому и произвольному. Художник провел параллель с портретами эпохи Возрождения, которые состоятельные горожане заказывали в целях социальной репрезентации. Фрагменты ренессансной живописи сменяют друг друга внутри восьмеркиюзерпика. Чернышев, как и раньше, делает крайне зрелищное, эффектное искусство с несложным, хоть и тонким смыслом.

  • Анастасия Скворцова «Условия хранения»

    Номинация «Лучший кураторский проект»

    Выставка под руководством молодого куратора на тему взаимодействия современного искусства с культурным наследием, а также критическая рефлексия по поводу профессии куратора как таковой. Сверхинтеллектуальный подход объединил в пространстве галереи Anna Nova «архивные» произведения Ольги и Александра Флоренских, Сергея Бугаева Африки и Тимура Новикова, специально сделанные работы Стаса Багса, Семена Мотолянца, Виталия Пушницкого, и «любительское» искусство людей, не вписанных в институциональные рамки.

Анастасия Курехина, основательница и продюсер премии

Мы сами не заметили, как премия стала одной из важнейших в стране. Создавалась она волевым решением, без больших денег. Восемнадцать лет назад, когда Сергея не стало, мне пришла в голову идея подобного регулярного события. Думали, будет музыкальная премия, но потом решили вручать ее за современное искусство, потому что Сергей объединял в своих проектах все. Материальное воплощение премии создают те художники, которые получили ее в предыдущий раз. Первые объекты делал Сергей Бугаев Африка. У художницы Екатерины Бочавар, режиссера предстоящей церемонии, например, стоит восьмикилограммовая цементная скульптура авторства Петра Белого. А в этот раз призы придумывает Аладдин Гарунов. В прошлом году жюри не пришло к единому решению в номинации «Лучший текст о современном искусстве», потому что туда включили как сугубо научные тексты и книги про искусство, так и СМИ, — в итоге премию не дали никому. В этом году мы разделили номинацию и будем вручать две премии: за продвижение современного искусства в СМИ и за научные работы — книги и тексты по кураторству, искусствоведению.».

Екатерина Бочавар, режиссер церемонии

Я художница, которая иногда выступает в роли режиссера или продюсера. Премию Курехина я считаю самой справедливой, с интересом слежу за ней каждый год и сама ее получила в 2010 году за свой первый кураторский проект «Гоголь-фест». Когда меня пригласили ставить церемонию награждения, мне в голову пришла простая мысль о том, чтобы все действо подготовили те, кто когда-то получал премию. За видеоряд отвечают Борис Казаков и Марина Алексеева, награжденные за проект в номинации Publicart, а обладатель прошлогоднего Гран-при Петр Айду будет делать музыкальную часть. Все, что вы увидите на экране и на сцене, — это самостоятельное художественное высказывание каждого из авторов. Я здесь выступаю как куратор процесса. Это будет коллаборация с поминутной режиссурой, целостный перформанс, спектакль-вручение. ».

Церемония вручения премии Курехина. ЦСИ им. Курехина, 17 апреля


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:
  • Дата события:
  • Материал из номера: Апрель 2015

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также